Младшенькая проходила в немецкий детский сад почти год, и пора подвести мини-итоги.
Статьи в хронологическом порядке:
Каждый день в нашем учреждении начинается одинаково. Это уже обычай. Традиция. Я бы сказала - ритуал. В 6 утра будится старшенькая, чтобы в 7 утра быть отправленной в школу, а потом будильник поднимает дошкольницу. Завтрак в обязательном порядке, потому что будет ли царевна есть что-то на шведском столе, зависит от того, как карта ляжет. Потому что вчера она ела тосты, сегодня хлопья с растительным молоком, а завтра она заявит, что это терпеть не может и грустными глазами кота из Шрека попросит хотя бы корочку хлеба у работников кухни.
Одеваемся и идём. Никаких сложносочинённых нарядов. Идеальная подборка, та что отвечает понятию «удобно» – штаны, футболка, кофта, резиновые сапоги или кроссовки на липучках, куртка. Всё должно надеваться и застёгиваться самостоятельно. Воспитатели в немецком детском саду не занимаются обслуживанием стильных луков. Не можете застегнуть джинсы? Ок, значит, придётся придерживать. Шапка на завязках? Отлично! Пусть тренирует мелкую моторику.
Чёткого времени, когда мы должны прибыть нет. Но рекомендуется всё же это сделать до 9.30. Хотя слышала, что в других садах, если вы не уложились в отведённый временной интервал, придётся оплатить штраф. Бедные родители маленьких сов. На входе дежурный воспитатель обязательно называет ребёнка по имени. Иногда я провожаю дочь до шкафчика, иногда она просит сделать всё самостоятельно: «Как большая».
В этот момент в группах уже кипит жизнь — здесь рисуют, там собирают пазлы, или уже вовсю идут дорожно-строительные работы на полу. Иногда логопед занимается с детками, у кого имеются проблемы. Параллельно воспитатели наливают себе кофе из большого термоса, заботливо приготовленного кухней.
О том, что происходит дальше, я могу судить только по рассказам своей. Обязательным к посещению является только круг группы, на котором ребята делятся своими эмоциями, а воспитатель планами на день. То они расписывают камни для клумбы, то мастерят домик для насекомых или делают маски. Сами. Клеем и ножницами. Термоклеем в пистолете в том числе. Но если кто-то из воспитанников сегодня не хочет заниматься этим видом деятельности, то он может присоединиться к другой группе. Или почитать книгу на диване с дежурным воспитателем.
Один день в неделю все будущие первоклассники собираются на урок с учителем или идут в школу по соседству. Задания очень простые – посчитать, нарисовать что-то, простые задачки на продолжение последовательности или классификацию предметов. Уйти с этих занятий нельзя. Моя поэтому буквально за пару занятий научилась считать до двадцати.
Про прогулки я уже писала – почти всегда и в любую погоду. Но оказалось, что, например, снег заставляет оставить детей в стенах садика. Потому что многие родители приводят в обуви, не предназначенной для скользких дней. И боясь бытового травматизма, снежинки лепятся из бумаги и блёсток.
Кстати, о травматизме – в нашем понимании детсадовцы на прогулке и в группах предоставлены сами себе. Поэтому то кто-то подбородком ударится, падая с деревянного домика, то врежется босоногим пальцем в угол деревянного стульчика (аж у самой заболел мизинец). Но даже малыши знают, что нужно попросить на кухне охлаждающие пакеты, и идти жалеться к воспитателям. Пластыри тоже выдают без ограничений, даже на придуманные раны.
По поводу болезней. Периодически на дверях сада обновляется информация, что в саду зарегистрированы вспышки конъюнктивита, краснухи, ветрянки, вшей. Как они это вычисляют мне не до конца понятно. Потому что при болезни достаточно позвонить на ресепшен и сказать, что нас 3-5-7 дней в садике не будет. Это, видимо, добрая родительская воля сообщать диагноз. Кстати, один раз меня попросили младшенькую забрать, потому что у неё поднялась температура и она жаловалась на головную боль. А еще один раз её укачало на качелях (видимо плохой вестибулярный аппарат – это моё наследство детям) и никто мне в ужасе не трезвонил с новостью, что ребёнка тошнит. Посоветовали понаблюдать дома и если всё в порядке, то приходить в сад. Приносила ли младшенькая кишечку домой при таких вводных? Нет. Так же как и волосяных жителей, которыми нас пугали в самом начале.
Про праздники, я уже писала, что отдельных мероприятий, как у нас нет. Они учат песни, готовят украшения. Могут прийти в костюмах и им устроят мини-диско в спортивном зале в полутьме и с диско-шаром. Театрализованных постановок на час со стихами и танцами не делают. Хорошо это или плохо? Как показывает опыт русской школы – не есть гут, потому что, чтобы собраться и настроиться, нужен все же бэкграунд, который здесь не приобрести в образовательном учреждении. Поэтому мы и добираем это в музыкальном коллективе.
На дни рождения родители приносят маффины или торт. Детей собирают в отдельную комнату, имениннику надевают бумажную корону, которую делает воспитатель. По желанию могут позвать друзей из других групп. Чаепитие под поздравления и хэппи бёвдэй на немецком. Вот и весь праздник. По желанию поздравляемый может вручить ребятам какие-то маленькие подарочки. Моя уже считает дни до своего ДР, потому что ей пообещали розовую корону смастерить.
Вот такая жизнь детей в детском саду. Мы, правда, одной ногой уже в школе, прошли тестирование и обсудили результаты. Каких-либо серьёзных затруднений у неё нет, ну кроме языковых. Потому что хоть она и болтает уже со сверстниками, но отдельные звуки в словах не слышит, часто заменяет их. Не может исправить слово, если в нем намеренно сделать ошибку. Но зато, она не стесняется и смело бросается в диалог. А если не знает как, то объясняет на пальцах.
В этом ей помогает подружка. Девочка с родителями-немцами вернулись из России сюда. Она ходила в московский детский сад. Но говорить на русском так и не начала, только понимает. Это нам сыграло на руку. Потому что отвечает моей она на немецком. В итоге моя сделала огромный лингвистический скачок. И даже взяла опекать маленьких новеньких турков и учить их языку.
Так что всё довольно тихо у нас в детском саду. Никакого контенту. Если не считать историю с именем.