В четвертой главе цикла мы затрагиваем исторические аспекты "мягкой силы" в контексте конкуренции на глобальном рынке образования. Ссылки на другие главы цикла приведены в конце этого поста.
Как можно оценить величину и результативность "мягкой силы"?
С нашей точки зрения, для оценки результативности такого многогранного понятия как «мягкая сила», необходимо производить оценку того показателя, ради которого она реализуется. В контексте «мягкой силы» мы не можем говорить о приращении земель, однако, мы можем и должны ориентироваться на количество умов и сердец, которые удалось завоевать в трудной конкуренции.
По нашему убеждению, получение образования за рубежом является высшей формой проявления успеха «мягкой силы», поскольку является результатом осознанной необходимости индивида и плодом успешной работы других инструментов влияния — культуры, спорта, информационной политики, дипломатии и т.д.
С чего начиналась и как развивалась конкуренция в глобальном высшем образовании?
Именно привлечение иностранных студентов рассматривалось ведущими державами в период после Второй Мировой войны как один из основных элементов экспансии. Все начиналось с отбора наиболее талантливых школьников и отпрысков представителей дружественных элит иностранных государств для обучения их в своих вузах. Тон в этом соревновании задавали СССР и США.
Однако, по мере роста глобальной экономики и, соответственно, благосостояния населения Земли, стало развиваться и обучение за рубежом за счет собственных средств студентов. На глобальном рынке образования стали возникать все новые центры академического притяжения. Такие страны, как Испания и Франция активно пользовались своим культурным влиянием на бывшие колонии, Китай начал предлагать уникальные стипендиальные программы, Канада и Австралия создают свои неповторимые национальные образы, привлекательные для широких масс иностранных абитуриентов. На сегодняшний день иностранные студенты рассматриваются и как инструмент мягкой силы, увозя домой приятные воспоминания о студенческих годах, и как средство привлечения иностранных инвестиций, создавая в стране получения образования новые рабочие места.
Чем руководствуются студенты при выборе страны получения высшего образования?
Рассматривая возможности обучения за рубежом, абитуриенты, в первую очередь, выбирают страну, в которой хотели бы получить образование. По каким-то субъективным причинам у потенциальных студентов складываются те или иные предпочтения. Выбор страны обучения происходит, в основном, по следующим критериям:
- Культурная и/или языковая близость;
- Эмоциональная привлекательность (независимо от причины);
- Возможности профессионального развития;
- Возможности легальной эмиграции.
Учитывая, что уровень развития цифровых технологий в мире, особенно в странах, являющимися основными донорами иностранных студентов, неоднороден, а степень доверия к информации, размещенной в Интернете, невелик, то в процессе принятия решения абитуриенты и члены их семей, в первую очередь, руководствуются такими типами информации:
- Личные истории знакомых или родственников;
- Рекомендации референтных лиц (например, преподаватели школ);
- Консультации культурных центров стран;
- Консультации представителей рекрутинговых агентств.
Когда сделан выбор страны, происходит выбор учебного заведения по таким критериям, как направление подготовки, наличие грантов и стипендий, стоимость обучения, варианты проживания, возможности развития карьеры и так далее.
Если вам понравился этот материал, ставьте ЛАЙК и подписывайтесь на Дзен-канал Центра экспорта образования!
Читайте другие интересные материалы о международном образовании в нашем журнале Education Export Magazine на 3 языках: https://eduexport.ru/eec_publishing!
Ссылки на следующие части
1. Актуальный контекст международного образования в России с точки зрения «мягкой силы»
2. Образование и «мягкая сила»
3. Еще раз о понятии «мягкая сила», но теперь – на понятном русском языке
4. Исторические и социальные аспекты «мягкой силы»
5. Содержательные элементы и инфраструктура «мягкой силы»
6. Современные зарубежные подходы к концепции «мягкой силы» с точки зрения высшего образования
7. Рейтинг эффективного доминирования – измеряем «мягкую силу»