Закажите книгу здесь: https://eduexport.ru/book-agents
Мы начинаем публикацию цикла материалов о роли высшего образования в формировании привлекательного образа нашей страны среди граждан иностранных государств и его значении как одного из ключевых элементов политики «мягкой силы». Эти материалы были подготовлены экспертами Центра экспорта образования в последние 3 года и ранее публиковались в виде ежегодных отчетов о межгосударственной конкуренции на глобальном рынке высшего образования.
Нам кажется, что эти материалы могут показаться интересными и полезными для руководителей и специалистов международных служб вузов и более широкого круга читателей из числа заинтересованных лиц.
Содержание цикла
Вся совокупность материалов будет разделена на 7 блоков для удобства чтения и навигации между ними. Мы надеемся, что нам удастся обеспечить взаимосвязь и логическую иерархию статей. В любом случае, мы будем очень рады услышать ваши замечания и комментарии по представленной теме.
Ссылки на последующие материалы цикла находятся в конце этой части.
Российский контекст международного образования
Россия возрождается как мировая держава, которая, в том числе, формирует собственный академический и профессиональный космос и обладает достаточным потенциалом для привлечения иностранных студентов:
- Стоимость обучения, по сравнению с другими странами-лидерами глобального рынка, невелика;
- Рынок труда готов впитывать неограниченные объемы квалифицированной рабочей силы.
Конечно, Россия, предлагающая уникальные возможности получения образования и дальнейшего профессионального развития, может и должна стать Меккой образовательного туризма и академической миграции.
Но позиционирование сферы высшего образования в контексте геополитических вопросов, дипломатической и международной повестки государства не является чем-то новым.
Работа по привлечению иностранных граждан для обучения в вузах нашей страны в определенной степени связана с решением ряда задач, направленных на достижение стратегических целей внешней политики Российской Федерации, определенных Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 года №229, а именно:
- обеспечение мирного сосуществования и поступательного развития государств и народов;
- развитие взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с конструктивно настроенными иностранными государствами и их объединениями;
- формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами;
- оказание союзникам и партнерам России поддержки в продвижении общих интересов, обеспечении их безопасности и устойчивого развития;
- формирование объективного восприятия России за рубежом, укрепление ее позиций в мировом информационном пространстве;
- усиление значимости России в мировом гуманитарном пространстве, укрепление позиций русского языка в мире, содействие сохранению за рубежом исторической правды и памяти о роли России в мировой истории;
- развитие связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, и оказание им всесторонней поддержки в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.
Глобальный контекст международного образования
На рубеже 2023-2024 гг. в ведущих странах мира, в том числе и в России, стали проявляться пессимистические настроения в отношении целесообразности сложившихся правил функционирования международного образования, которые связаны с проблемами нарушения миграционного законодательства, снижением уровня подготовки иностранных абитуриентов и т.п. В таких странах, как Канада, Австралия, Франция, Великобритания и некоторых других, ужесточаются правила поступления для иностранцев, повышаются академические и финансовые требования к зарубежным абитуриентам, сокращаются программы оказания содействия иностранным студентам и выпускникам вузов. Причем зачастую эти меры принимаются в разрез существующим программам поддержки международного образования.
Тем не менее данная сфера нуждается в развитии, поскольку Россия все сильнее заявляет о себе как о лидере формирующегося нового мира, и в будущем роль и глобальная ответственность нашей страны по таким вопросам, как технологическое развитие, изменение климата, общественное здравоохранение, международная безопасность и многим другим, будет только возрастать.
С помощью сферы международного образования Россия сможет формировать свою стратегию ответа на глобальные риски и угрозы.
В этой связи в качестве экспертных рекомендаций мы хотели бы сделать следующие предложения:
- Любой анализ сферы международного образование страны неизбежно приведет к обсуждению других сфер государственного управления (дипломатия, национальная безопасность, международная торговля, гуманитарное сотрудничество и так далее), в связи с чем необходимо сформулировать приоритеты и правила сотрудничества и взаимодействия между органами власти, отвечающих за выполнение тех или иных задач, и университетами, что, в конечном счете, превратит их в оркестр, слаженно исполняющий свои части партитуры.
- В связи с тем, что университеты в рамках своей регулярной деятельности находятся на переднем краю международного сотрудничества и ежедневно получают наиболее актуальную информацию по его разным аспектам, их следует перестать рассматривать как инструменты «мягкой силы» и внешней политики, а наделить их собственной дипломатической ролью и ответственностью, установив правила аккредитации вузов, занимающихся международной деятельностью, в соответствии с определенными стандартами работы, в том числе в части подготовки административного и профессорско-преподавательского персонала, обеспеченности общежитиями, наличием международных аспектов в образовательных программах и т.п.
- Чрезвычайно важно сместить акцент международного образования с коммерческой целесообразности в сторону поиска и поддержки талантов из числа групп населения иностранных государств, которые имеют ограниченный доступ к обучению за рубежом, и активно вовлекать их в программы конкурсного отбора на право получения квот или грантов на обучение по программам высшего образования, а коммерчески оправданные подходы целесообразно применять в отношении иностранных граждан, готовых получить среднее профессиональное образование, чтобы в дальнейшем трудоустроиться в стране по полученной профессии.
Ставьте ЛАЙК и подписывайтесь на Дзен-канал Центра экспорта образования!
Читайте другие интересные материалы о международном образовании в нашем журнале Education Export Magazine на 3 языках: https://eduexport.ru/eec_publishing!
Ссылки на следующие части
1. Актуальный контекст международного образования в России с точки зрения «мягкой силы»
2. Образование и «мягкая сила»
3. Еще раз о понятии «мягкая сила», но теперь – на понятном русском языке
4. Исторические и социальные аспекты «мягкой силы»
5. Содержательные элементы и инфраструктура «мягкой силы»
6. Современные зарубежные подходы к концепции «мягкой силы» с точки зрения высшего образования
7. Рейтинг эффективного доминирования – измеряем «мягкую силу»