Закажите книгу здесь: https://eduexport.ru/book-agents
Мы не можем пройти мимо того, как относятся к роли высшего образования в контексте «мягкой силы» за рубежом. В СМИ регулярно появляются те или иные оценки и экспертные мнения по данному вопросу. Однако, с нашей точки зрения, наиболее комплексный анализ был дан в материале профессора Института исследования образования Университета Торонто (Канада) Джейн Найт (Jane Knight), который был опубликован на портале University World News аж в 2014 году, но со временем не только не потерял свою актуальность, но и, на наш взгляд, только приобрел ее. Ниже мы приводим перевод этой статьи без купюр.
Пределы «мягкой силы» в высшем образовании
Разговоры о «мягкой силе» на сходят с уст как ученых, политиков, так и лидеров образования. Эта концепция, разработанная политологом Джозефом Наем, широко понимается как способность влиять на других и реализовывать национальные интересы посредством привлечения и убеждения, а не посредством принуждения, военной силы или экономических санкций – широко известных как «жёсткая сила».
Международное высшее образование было привлечено к этой новой концепции «мягкой силы», как пчелы к меду. Посмотрите на количество упоминаний об этом на конференциях, в научных журналах, блогах и статьях в средствах массовой информации.
Многие считают это фундаментальной предпосылкой сегодняшнего международного сотрудничества в сфере образования. Одни относятся к "мягкой силе" как к современному средству рекламы, использующему культуру и средства массовой информации для привлечения зарубежной общественности, особенно студентов. Другие вообще интерпретируют это как форму неоколониализма. А есть и те, кто рассматривает силу привлечения и убеждения как способ завоевать доверие, поскольку доверие может принести дивиденды в виде экономических и геополитических выгод.
Короче говоря, роль и использование «мягкой силы» интерпретируются множеством способов. Но общей мотивацией является достижение собственных интересов, независимо от того, являются ли выгоды политическими, экономическими, репутационными или какими-то другими.
В конце концов, основная идея силы заключается в достижении определенного доминирования, будь то мягкими, жесткими или умными средствами. Эта реальность формирует трудные вопросы. Являются ли основными целями международного высшего образования служение национальными интересам и стремление к доминированию? Действительно ли термин «мягкая сила» представляет собой «старую добрую» гегемонию, облаченную в привлекательную новую одежду?
Собственный интерес или взаимный интерес?
Наиболее часто упоминаемые примеры «мягкой силы» в высшем образовании включают различные программы, финансирующие стипендии и проекты академического сотрудничества (Институт Конфуция, Erasmus Mundus и десятки других).
Это уважаемые и давно работающие программы, которые были хорошо приняты мировой образовательной общественностью и внесли огромный вклад. Но почему мы называем их инструментами «мягкой силы», когда по своей сути они способствуют обмену студентами, преподавателями, культурой, наукой, знаниями и опытом? Да, здесь задействованы личные интересы, но также присутствует и взаимность интересов и выгод.
Нет сомнений в том, что международное высшее образование кардинально изменилось за последние два десятилетия. Не только студенты и ученые перемещаются через границы, но и программы, поставщики смежных услуг, проекты и политика.
Ландшафт высшего образования характеризуется международными совместными исследовательскими проектами, трансграничными университетами, многонациональными политическими сетями, глобальными программами мобильности, региональными центрами распространения передового опыта и международными образовательными центрами.
Признано, что в тесно взаимосвязанном и взаимозависимом мире, в котором мы живем, высшее образование является каналом трансграничного потока и обмена людьми, знаниями, опытом, ценностями, инновациями, экономикой, технологиями и культурой.
Но почему оно существует в рамках «парадигмы силы», такой как «мягкая сила»? Сможет ли национальный интерес, конкуренция или доминирование эффективно решить проблемы всемирных эпидемий, терроризма, несостоявшихся государств, беднейшего миллиарда людей и изменения окружающей среды? Ответ - нет.
Но это не простой ответ, поскольку мир международных отношений сложен и наполнен историями, проблемами и неравенством, игнорировать которые было бы наивно.
«Взаимная сила» и новая дипломатия
Проблема, с которой мы сталкиваемся в сфере высшего образования, заключается в том, поддержим ли мы идею «мягкой силы» или введем альтернативный подход – понятие «взаимной силы».
Концепция «взаимной силы» признает, что сила не обязательно должна быть игрой с нулевой суммой. Она основывается на соответствующих сильных сторонах высших учебных заведений и исследовательских институтов стран и дает решения и выгоды для всех игроков. Ключевым моментом является то, что в рамках этой концепции каждый участник получает свою выгоду. Такова новая реальность, в которой поиск решений мировых проблем не может быть достигнут усилиями одной страны.
Альтернативой парадигме силы, будь то «мягкая сила» или «взаимная сила», является концепция дипломатии, которая считает переговоры одним из своих основных столпов.
За последние два десятилетия дипломатия претерпела существенную трансформацию. Современная дипломатия признает, что государственно-ориентированный процесс, ориентированный в первую очередь на министерства иностранных дел и профессиональных дипломатов, больше не является абсолютно исчерпывающим.
В наше время в дипломатические процессы вовлечено множество новых участников, включая неправительственные организации, транснациональные корпорации, профессиональные ассоциации и экспертов дипломатии «второго трека».
Высшее образование является одним из ключевых факторов и инструментов современной дипломатии.
Публичная и культурная дипломатия включает в себя социальные сети, современные и традиционные формы искусства, архитектуру, языковое и межкультурное обучение, академический обмен, спорт, Интернет и т. д. как важные средства взаимодействия с зарубежной общественностью, а не только с правительством.
Нет никаких сомнений в том, что международные отношения становятся более многоуровневыми, в них, помимо безопасности и мира, появляются новые участники и новые вопросы, такие как здравоохранение, климат, окружающая среда, технологии. Политические сети, общественные форумы, неправительственные собрания, средства массовой информации и встречи «второго трека» являются дипломатическими формами взаимодействия в дополнение к правительственным саммитам и соглашениям.
В этом меняющемся мире современной дипломатии высшее образование играет важную роль и вносит решающий вклад.
Давняя традиция научного сотрудничества и академической мобильности высшего образования, дополненная сегодняшними инновациями исследовательских и политических сетей, международных образовательных центров, совместных программ/институтов, глобальных и трансграничных университетов, может внести большой вклад в построение и укрепление международных отношений между странами и странами. регионы.
Возможно больше смысла имеет использование высшего образования как средства международного взаимодействия в рамках расширенной концепции дипломатии, такой как дипломатия знаний, а не в парадигме «мягкой силы»?
Можно утверждать, что эти понятия не являются взаимоисключающими, но, учитывая разницу в фундаментальных ценностях, формирующих эти процессы, какой из них является наиболее эффективным и подходящим для более взаимозависимого мира, в котором мы живем сегодня? Заслуживают ли дальнейшего изучения и обсуждения понятия «взаимная сила» или «дипломатия знаний»?
Вам слово – что вы думаете?
Ссылки на следующие части
1. Актуальный контекст международного образования в России с точки зрения «мягкой силы»
2. Образование и «мягкая сила»
3. Еще раз о понятии «мягкая сила», но теперь – на понятном русском языке
4. Исторические и социальные аспекты «мягкой силы»
5. Содержательные элементы и инфраструктура «мягкой силы»
6. Современные зарубежные подходы к концепции «мягкой силы» с точки зрения высшего образования
7. Рейтинг эффективного доминирования – измеряем «мягкую силу»
Если вам понравился цикл материалов про "мягкую силу", ставьте ЛАЙК и подписывайтесь на Дзен-канал Центра экспорта образования!
Читайте другие интересные материалы о международном образовании в нашем журнале Education Export Magazine на 3 языках: https://eduexport.ru/eec_publishing!