Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Воротник и брошь Скарлетт О'Хара

Создать запоминающийся траурный кино-наряд нелегко. Особенно если речь идёт о тех временах, когда траур соблюдался в соответствии со строгими правилами, а глубокий траур предусматривал самые мрачные и сдержанные наряды. Так что образ Скарлетт в последнем эпизоде "Унесённых ветром", мне кажется, просто гениален!

Я уже писала о траурных нарядах этой героини (почитать и посмотреть можно здесь и здесь). Во всех образах - а их немало, ведь траур приходилось носить часто - прослеживается стремление художника по костюмам сделать их настолько интересными, насколько это возможно в условиях, когда используется только чёрный цвет, матовые ткани, а отделка минимальна. Аксессуары в виде шляпки с длинной чёрной вуалью и перчаток - да, Скарлетт в чёрном с головы до ног, но зато выделяется на фоне зефирных бальных платьиц. Большое количество мелких пуговок. Отделка вида "чёрным по чёрному". Пусть и сдержанные, но всё же красивые траурные броши у ворота глухих чёрных платьев.

Однако последнее платье фильма должно было быть особенным. "Запоминается последнее слово". И художник по костюмам, Уолтер Планкетт его сказал: с помощью силуэта и с помощью украшения.

Кадр из фильма "Унесённые ветром" (1939)
Кадр из фильма "Унесённые ветром" (1939)

К сожалению, детали наряда в фильме фактически теряются. Да, несколько мгновений виден шлейф... А вот остальное почти незаметно.

Кадр из фильма "Унесённые ветром" (1939)
Кадр из фильма "Унесённые ветром" (1939)

И сложная драпировка сзади (ведь это время, когда в моде турнюры!) - она мелькает буквально на мгновение. И та часть стоячего воротника, которая веером-пелеринкой идёт по плечам - отделка в том же стиле украшает манжеты (мне кажется, что это шёлковый шнур, положенный на кружевную основу). Мы видим разве что как она выступает над плечом - но не видим узора.

Платье Скарлетт, фотографии с выставки, конец 2000-х, из частной коллекции
Платье Скарлетт, фотографии с выставки, конец 2000-х, из частной коллекции

По сути, различим только силуэт - и крупные планы спереди.

Но в них-то и вся прелесть! Во первых, стоячий воротник в стилистике Ренессанса. Мода XIX века нередко оглядывалась назад в поисках вдохновения, и вот такие "воротники Медичи" нередко встречались в нарядах эпохи тунюров.

Вечернее платье, 1881 (с) из коллекции Метрополитен-музея
Вечернее платье, 1881 (с) из коллекции Метрополитен-музея

Во-вторых, камея. Да, Скарлетт не раз до этого нам показывали с брошами, и с камеей в том числе, но эта... Как сказали бы сегодня, оверсайз! Не просто украшение, а "statement", то есть заявляющее о себе. Тот самый случай, когда размер очень даже имеет значение. Согласитесь, с небольшой камеей эффект был бы совсем не тот.

Кадр из фильма "Унесённые ветром" (1939)
Кадр из фильма "Унесённые ветром" (1939)

Конечно, разглядеть изображение на камее в фильме почти невозможно, зато на фотографиях видна фигура верхом на птице, и маленькая фигурка сбоку. Не знаю, как именно нужно толковать сюжет, и траурный ли он. Символ ликования? Или, наоборот, душа взмывает в обитель небесную?..

В любом случае, это настоящая старинная камея, которая принадлежала матери Уолтера Планкетта. Долгие годы никто не знал, где она, и вот относительно недавно обнаружилась в Библиотеке Маргарет Херрик, где собран огромный массив материалов, связанных с Американской киноакадемией. Хорошо, что не сгинула!

Фотография Вивьен Ли в образе Скарлетт, из частной коллекции
Фотография Вивьен Ли в образе Скарлетт, из частной коллекции

Воротник и брошь. Брошь и воротник. И вот он, потрясающий образ.

А что остальное не видно... Откровенно говоря, нам на это наплевать!

PS Хотите больше подобных статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды!