Строгий траур предусматривал мрачные чёрные платья и почти полное отсутствие украшений. Почти - но не полное!
И самым главным было – если речь шла о вдовстве – обручальное кольцо. Единственная дозволенная не траурная драгоценность, свидетельство тех времён, когда супруг был жив. Память о нём.
Память о первом муже Скарлетт ценить отказывалась: «На какой-то миг в памяти всплыл образ Чарлза – смутно вспомнилось, какое у него было лицо, когда он надевал кольцо ей на палец. Но воспоминание это тотчас потускнело, разрушенное мгновенно вспыхнувшим чувством раздражения – постоянным спутником всех её воспоминаний о Чарлзе. Ведь кто, как не он, был повинен в том, что жизнь для нее кончена, что её раньше времени считают старухой».
Так что, когда на балу в Атланте дамы жертвуют армии свои украшения, и она оказывается единственной, у кого нет ни диадемы, ни колье, ни браслета, Скарлетт отдаёт то немногое, что у неё было: «Кольцо наконец соскользнуло с пальца и, обернувшись, чтобы бросить его в лукошко, полное колец, браслетов, часов, цепочек и булавок для галстуков, она почувствовала на себе взгляд Ретта Батлера».
А ещё можно было надевать и другие украшения, правда, специфические. Например, в Соединённых Штатах этикет позволял вдове буквально сразу после похорон надеть украшение, в которое включались... волосы ушедшего. Это мог быть медальон с локоном, браслет, сплетённый из волос, и другие подобные вещицы. Они известны ещё со времён Возрождения, их могли носить вовсе не обязательно в память о покойном, а просто, как память. Однако в XIX веке с его строгим траурным этикетом такие украшения как нельзя лучше в него вписались.
А ещё были популярны траурные броши. На том же балу в Атланте (в книге, но не в фильме) Скарлетт в чёрном платье "без всяких украшений, кроме траурной броши из оникса, подарка Эллин". Ну и упомянутого кольца. Брошь - вполне логичный выбор. Траурные платья обычно были закрытыми, без декольте, и брошь их, с одной стороны, оживляла. А с другой, учитывая дизайн, была символом утраты.
Именно такие броши мы видим в фильме, и не только на Скарлетт.
Она же, после смерти второго мужа, Фрэнка Кеннеди, принимая своего будущего третьего мужа, Ретта Батлера, «застегнула до самого подбородка лиф своего чёрного платья и заколола ворот траурной брошью Питтипэт».
Позволю предположить: Скарлетт испытывала стыд и вину из-за гибели Фрэнка, но скорбела не по нему, а по себе. Подозреваю, украшение из волос Фрэнка она заказать бы и не подумала...
Что до траурных брошей, они обычно бывали из какого-нибудь скромного материала. Например, железа. Да-да! И такие украшения могли быть очень эффектными благодаря тонкой работе. Брошь могла быть из камня тёмного или чёрного цвета – например, из чрезвычайно популярных в траурной индустрии гагата, гематита, оникса (как подаренная Скарлетт матерью) или агата. Могла быть усыпана тёмными турмалинами или гранатами, или даже чёрным стеклом. Могла быть из слоновой кости и представлять собой миниатюру с изображением символов печали – поникшие ветви ивы, сумрачный кипарис, урна с прахом, потухший факел, песочные часы. Или же там могла быть какая-нибудь трогательная надпись – «никогда тебя на забуду», «буду вечно помнить», «прощай навсегда» и прочее в том же духе.
В финальных сценах фильма на Скарлетт бархатное траурное платье и огромная старинная брошь-камея - принадлежавшая, кстати, матери художника по костюмам фильма, Уолтера Планкетта.
Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!