Найти тему
Уголок психолога

Почему я такой? Всё про кризисы взросления от рождения до смерти.

О кризисе в стране все знают, о кризисе в отношениях тоже. Про кризис детей трех лет тоже многим известно, на этом познания в области возрастной психологии у большинства людей заканчивается. Сегодня я расскажу самую подробную и наиболее распространенную модель взросления и периодизации возрастных кризисов человека.

С течением времени в психологии формировалась отдельная ветка, посвященная человеку, его развитию, взрослению и изменениям. Поэтому моделей периодизации и стадии развития у многих психологов, в целом, похожи, но имеют свои особенные разновидности. Так, например, Зигмунд Фрейд, посвятивший свою жизнь изучению психоанализа, выделил конкретные стадии психосексуального развития от рождения до совершеннолетия, в котором пояснял особенности развития и результаты фиксации на той или иной стадии (и то, к чему это может привести во взрослой жизни человека, как сказаться на его типе личности).

Современные теории развития человека были интересны и советским психологам, которые дополняли и более конкретизировали свои возрастные периодизации. Так, например, Лев Семенович Выготский рассматривал периодизации развития человека с культурно-исторического плана (от рождения до совершеннолетия), а Даниил Борисович Эльконин продолжил его труд с точки зрения превалирующего типа отношений (взаимосвязь человек-человек или человек-предмет).

Эрик Эриксон (Хомбургер) - психолог в сфере психологии развития и психоаналитики. Известен прежде всего своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина «кризис идентичности».
Эрик Эриксон (Хомбургер) - психолог в сфере психологии развития и психоаналитики. Известен прежде всего своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина «кризис идентичности».

Известный своими значимыми трудами психолог Эрик Эриксон рассматривал становление человека через психосоциальное развитие, его периодизация начиналась с рождения до глубокой старости и имела значительно больше стадий по сравнению с Фрейдом. Эту модель мы сегодня подробно рассмотрим.

Сразу поясним: кризис - это не только что-то плохое, период застоя или упадка. В психологии кризисом является любая ситуация стресса (эмоционального, умственного), изменение представлений о себе, восприятие мира по-новому в определенный промежуток времени. То есть, возрастная периодизация как раз показывает нам эти промежутки времени, когда человек меняется сам, меняет отношение к миру, тем самым проживая тот или иной кризис. Когда мы говорим об этапе, мы подразумеваем конкретный кризис человека, который происходит в любом случае с каждым из нас. Негативные последствия кризиса происходят в том случае, если эти этапы были прожиты неэкологично и нанесли вред ментальному здоровью человека. Об этапах подробно ниже.

-2

1 стадия. Младенчество (от рождения до 1,5 лет).

Эта стадия называется “стадия надежды” - именно в этот период в жизни маленького человека вера и надежда выступают против недоверия. Мама обеспечивает комфорт и безопасность ребенку, развивая его доверие к семье, которое потом отразится и на доверии к другим людям, ко всему миру. При неспособности или нежелании родителей обеспечивать должный уход ребенку, у него может развиться страх и недоверие к миру, он будет для человека враждебным и опасным.

Негативные последствия в будущем: во взрослом возрасте люди будут более подвержены депрессии, отказываться от общества и социума, вести замкнутый образ жизни, теряя радость и удовольствие от нее.

-3

2 стадия. Ранний возраст (1,5 - 4 года).

Эта стадия носит название “стадия воли”, а именно автономность против стыда и сомнений. В этом возрасте ребенок понимает, что он не продолжение маминой руки, а отдельный человек, он чувствует свою независимость и старается делать свои первые самостоятельные шаги в познании мира. В этом возрасте начинают раскрываться таланты и способности ребенка, а также проявляется всем известный кризис трех лет под девизом “Мама, я сам!”. Если постоянно ругать и наказывать ребенка за его самостоятельность или нежелание выполнять задания - ребенок чувствует себя неполноценным. Если он не добивается одобрения родителей, то начинает испытывать чувства стыда и сомнения.

Негативные последствия в будущем: человек может чувствовать страх и стыд за свое тело или свои действия, если они не одобряются обществом, будет пытаться соответствовать другим, чтобы быть частью “стаи”, у него будет заниженная самооценка и страх проявлять себя.

-4

3 стадия. Дошкольное детство (4 - 6 лет).

Второй название “стадия цели”, стадия проявления инициативы (обратная сторона - чувство вины). Первый выход в свет, в этот период дети ходят в детский сад, активно общаются и играют со своими сверстниками без постоянного присутствия родителей. Они начинают впервые принимать свои собственные решения, развивая чувство уверенности в себе, если им удается осуществлять свои планы. В обратном случае - ребенок чувствует вину за свое мнение и действия.

Негативные последствия в будущем человек становится излишне скромным, покорным, стеснительным, он чувствует вину за свои мысли, действия, даже за то, в чем он объективно не виноват, часто страдает синдромом жертвы, попадает в абьюзивные и созависимые отношения, подчиняется другим людям и зависит от чужого мнения.

-5

4 стадия. Школьный возраст (6-11 лет).

Иное название “стадия компетентности”, в которой идет борьба трудолюбия против неполноценности. Период существенного влияния на ребенка его школьных друзей, дети познают себя, свою ценность путем сравнения себя с другими детьми. Здесь важно влияние учителя, который не должен снизить самооценку ученика. Ребенок проявляет себя через социальное одобрение, пытается получить уважение сверстников, родителей и учителей, именно это одобрение является стимулом для дальнейшего развития и усилий в каком-то конкретном направлении.

Негативные последствия в будущем: постоянное неодобрение и непринятие ведет к чувству собственной неполноценности, низкой самооценки, самобичевания, чрезмерной критике собственных мыслей и поступков. Постепенно приводит к апатии и безразличию ко всему.

-6

5 стадия. Подростковый возраст (11 - 20 лет).

“Стадия верности”, когда личностная индивидуальность выступает против ролевого смешения. Сложный пубертатный период, когда подросток задается серьезными вопросами, кто он есть, какое место занимает в обществе и какой дорогой он идет в свою жизнь. Это период поиска своей индивидуальности. При удачном проживании (когда родители одобряют и позволяют выбирать свой путь) подросток сможет понять свои интересы, увлечения и выбрать наиболее благоприятный путь для собственного развития и становления. В обратном случае подросток не слышит себя, выполняет желания родителей, теряет свою идентичность.

Негативные последствия в будущем: Во взрослом возрасте человек так и остается в стадии подростка, он не знает, кем хочет стать, не знает себя, своих желаний, он играет чужие роли и не может быть собой.

-7

6 стадия. Молодость (21 - 25 лет).

Самая приятная “стадия любви”, а ее основной ориентир - близость против одиночества. В этот момент большинство людей находятся в поиске постоянного партнера, чтобы связать себя узами брака. Они планируют свое будущее уже не как отдельные личности, а как ячейка общества, создают крепкие отношения, полагаясь на их устойчивость, поддержку и взаимопомощь, а также рождение и воспитание детей. Если в этот период не удается создать прочных и длительных отношений, то может сформироваться ощущение ненужности и одиночества.

Негативные последствия в будущем: если раз за разом отношения будут заканчиваться негативным опытом (болезненным расставанием, предательством или неспособностью создания длительных отношений), человек может начать думать, что с ним не всё в порядке, что он какой-то не такой, постепенно его ожидания и требования к потенциальному партнеру будут снижаться, а страх быть снова одиноким усугублять отношения или затягивать период одиночества.

-8

7 стадия. Зрелость (25 - 60 лет).

“Этап заботы” и на чаше весов две составляющие - производительность или застой. Самый длинные период жизни человека, в котором будет место всему: и радости, и горю, и росту, и падению, появлению новых людей в жизни человека, и проводы в последний путь своих близких. В этот период начинается косвенное проживание всех предыдущих этапов со стороны: рождение и рост детей: первый зуб, первый класс, первая любовь, первая боль и т.п. Человек вступает в период наставничества, учит мудрости своих детей, или готовит молодых коллег на работе занять его место в будущем. Часто возникает кризис среднего возраста (40 - 45 лет), когда человек оглядывается на свою прожитую жизнь, начинает сомневаться в своем успехе, правильности выбранного им пути, размышлениями о том, хочет ли он до конца жизни заниматься тем, чем занимается сейчас. Это самый продуктивный и созидательный этап в жизни человека. Если человек считает, что не достиг своего успеха - он ощущает чувство застоя и стагнации.

Негативные последствия: истории про резкие изменения в характере, поведении людей в 40-50 лет - частые и знакомые многим. Мужчины покупают себе спортивную молодежную машину, женщины кардинально меняют свой облик и образ жизни, кто-то с нуля осваивает новую профессию. Любые изменения - это стресс, будь он от положительных или отрицательных изменений. В эти периоды наиболее часто появляются ссоры и конфликты между супругами или с детьми, изменение привычного образа жизни может пугать близких или вызывать раздражение. Чрезмерная беззаботность может привести к потери чувства самосохранения и утрате безопасности. С другой стороны - может открыть новые ощущения и интересный опыт.

-9

8 стадия. Старость (от 60 лет).

Приближающаяся старость или “Стадия мудрости” приводит к проблеме между целостностью личности и отчаянием. Человек выходит на пенсию и сталкивается с ощущением ненужности, скуки от безделья, апатии и осознанию приближающейся смерти. В этот период важно принимать весь свой жизненный опыт и постараться не оглядываться назад, не жить прошлым и не сожалеть о том, что он сделал или нет в своей жизни. Как раз цельность личности и заключается в ее полном принятии, признании всех своих побед и поражений. Иначе, сожаление о своем прошлом может привести к негативным последствиям для физического и психического здоровья.

Негативные последствия: из-за постоянного чувства вины за свое прошлое, из-за невозможности достичь поставленных целей в молодости, человек на склоне своих лет нередко сталкивается с депрессией и отчаянием, которое усугубляет усиливающийся страх смерти.

Так или иначе, все мы проходим через эти кризисы и проживаем их каждый по-своему. Я надеюсь, что эта статья даст вам понять, что вы не единственный, кто сталкивается с проблемами возраста, с вами все в порядке. Возможно, кому-то из вас не помешала бы поддержка близких или помощь опытного психолога, а кто-то принимает свой возраст со всеми его сложностями и испытаниями, и находит повод радоваться и быть счастливым. Я желаю каждому из вас мира и гармонии с самим собой, независимо от того, сколько вам лет и в каком жизненном периоде вы находитесь. Берегите себя и будьте счастливы!

Рекомендую почитать:

У меня есть 4 привычки, которые делают меня счастливой. Сегодня поделюсь ими с каждым из вас.

Сам себе психолог: 10 способов, как помочь себе, если не можешь позволить помощь психолога.

Как правильно выпускать пар и экологично проживать свой гнев?

Я как-нибудь потом: всё про синдром отложенной жизни (в конце тест для самопроверки)

Проверьте себя, умеете ли вы поддерживать близких.

15 признаков осознанности: проверяем, насколько вы в гармонии с собой.