Найти тему

Большой балет — 2024, выпуск 5. Балет 20 / 21 века и ограничения на ТВ

Мне это кажется, или половина реплик жюри порезана?

И «современная» хореография вышла совсем несовременная… Зато «политкорректная!

Вот вы, уважаемые читатели, как представляете «современный» балет?

Для меня это сплошной минимализм — без декораций, без костюмов (иногда — в прямом смысле), даже без музыки и без собственно балета.

Большой театр одно время увлекался такими поделками:

«Нуреев» в Большом театре. Ах, какой же был скандал!
Московский обозреватель23 января 2021

Теперь в майке лидера — Стасик (МАМТ)

Я «креативную» хореографию не очень люблю. Но уж если таково «техническое задание», то надо было, наверное, выполнять?

А так… Я только по одному номеру в каждом разряде могу считать современным — это пара из Новосибирска и юный солист Михайловского театра. Ну да, он итальянец, ему можно. А сибиряки — те, наверное, от природы отважные люди; сегодня заслужили от меня если не любовь, то определенно уважение.

Однако начнем:

Ширин Власенко / Бехзод Акимбаев

«Кармен-сюита»

Хореография Альберто Алонсо

(Это я указываю, потому что есть и другие хореографии. Навестите наших братьев белорусов — увидите)

Не понимаю… За 125 лет почти столько всего придумали в балете — ну зачем брать то, что не подходит решительно?

В «Кармен» можно обойтись, на мой взгляд, и без техники, но без страсти — никак. На Mezzo часто крутят натуральную испанскую «Кармен», выходят дамы лет под 60 танцевать фламенко, так зал прямо ревет от восторга! Харизма либо есть, либо ее нет.

А тут что? Старшеклассница начиталась «Лолиты» и делает из себя плохую девочку, а при ней студент-ботаник с такими осторожными движениями, как будто он не предмет своей мечты в руках держит, а компьютерную мышку.

Ничего личного, я зритель, я так вижу.

Анастасия Волошко

«Жизель», вставное па-де-де

Хореография Игоря Колба

Это не называется «конфликт интересов»? Хорошо, ведущий — не член жюри. Но и «Жизель» - никак не 20 / 21 век? Я уже не говорю о том, что, по-моему, в этом небольшом кусочке барышня несколько разошлась с музыкой. Нет?

Даниил Потапцев

«Бабочка»

Хореография Пьера Лакотта

Ему как раз на днях 92 исполнилось бы… Не танцовщику, само собой, хореографу. Эх!..

Ладно, хореография по цифре только современная, зато выбор своевременный.

И что уж Фарух Рузиматов к нему прицепился? Парень теперь волосы послушно набриолинил, так, понимаешь, жабо некстати подпрыгнуло!

Слушайте, если речь о бабочках, то понятно, что все летает и развевается, а как же?

Нет, я согласна, у приличного человека костюм должен быть в порядке. Но костюмеры же есть на это, разве нет?

Патрисия Диегес / Робер Акунья

«Шевалье де Сен-Жорж»

Вот это да, революционные кубинцы представили контрреволюционный балет!

Почитала про Сен-Жоржа. Оказывается, этот скрипач, дирижер, масон и королевский мушкетер был мулат родом с Гваделупы. Это многое объясняет…

Танец — вроде ничего плохого, но и ничего особенного тоже. Но мило.

Лири Вакабаяси / Кубаныч Шамакеев

«Легенда о любви», дуэт Ферхада и Ширин

Дался же им всем этот душераздирающий балет…

Мне кажется, если в предыдущем выпуске Мехмене была скорее Ширин, то здесь все наоборот.

Мне очень нравится эта пара в целом, но не здесь.

Кстати!

Чалма у Ферхада на заколках держится, а из-под нее волосы видны. Это вроде не должно так быть? Вот кому стоило бы не очень строго, но указать...

Мария Ильюшкина / Эвен Капитен

«Элегия» Рахманинова

То же самое могу сказать и про петербургский дуэт. Я к ним прониклась теплыми чувствами, хотя и не сразу. Но здесь… Что-то не то. Я вижу много замысловатых, филигранно исполненных движений, но о чем они? Наверное, это выше моего тусклого ума...

Да и костюмы, эдакий самодеятельный батик, мы тоже красили обычную бязь при дефиците позднего СССР, у меня даже летнее платье было из нее. Для балетного костюма как-то простовато...

Зато — вы слышали? Мария Ильюшкина, оказывается, на филфаке учится. Молодец!

Не поняла, почему у нее оценки ниже? По-моему, здесь балеринская партия сложнее.

Белорусский француз снова порадовал. Обратила внимание, как он вдруг замирает и потом внезапно продолжает движение вместе с ударом фортепианной клавиши, очень красиво смотрится.

-2

Камила Исмагилова / Субедей Дангыт

Павлова / Чекетти

Хореография Максима Севагина

Как хотите, мне нравится этот номер. Целиком спектакля не видела, и не пойду. А в концерте вижу не первый раз уже. По-моему, забавно и поднимает настроение.

А вы тоже считаете, вместе с Фарухом Рузиматовым, что неприлично? Нет, что он Пушкина по памяти читает, это производит впечатление, да!

Только надо с лифом от костюма что-то сделать, он хрупкую «Павлову» делает поперек себя шире. Или у них в театре мода такая, на юном худруке балета тоже пиджак на три размера больше, чем нужно...

И вот еще, давно хотелось сказать:

Уважаемые профессионалы балета могут, наконец, осознать, что их высказывания не в репетиционном зале звучат, а на центральном телевидении? Нельзя говорить человеку на всю страну и весь мир, что у него «грязные ноги». Немного подумать надо, как другие слушатели это воспримут, понимаете?

Дмитрий Уксусников

«Жизель», вставное па-де-де

Хореография Игоря Колба

Туда же…

Нет, я понимаю, хореограф — не только ведущий на конкурсе, но и дома художественный руководитель, что гораздо важнее.

Против самого номера я тоже ничего не имею, хотя кому мешала предыдущая редакция Никиты Долгушина, тоже не пойму.

Но какой это «современный» балет? У них же есть «Сотворение мира» Елизарьева, вот уж современнее некуда, хоть и 60 лет спектаклю уже стукнуло. Или что, теперь про сотворение мира нельзя, могут приклеить оскорбление чувств?

Ладно.

А знаете, чем мне этот молодой артист еще нравится?

На его плечах есть голова.

Вы заметили, за кулисами он рассказывал — что-то не получилось на сцене, вроде. Так он какой-то балетный термин назовет и тут же его переводит на обычный язык для обычных зрителей, потом следующий термин — опять объясняет понятными словами.

Вот так и надо всегда делать! В каждой работе есть свои термины, и мы внутри профессии говорим так, что со стороны и не догадаешься, о чем речь. Но только внутри. Посторонние не обязаны ломать голову и чувствовать себя последними неумными людьми, пытаясь понять профессиональные термины.

София Чусовкова / Никита Ксенофонтов

«Радио» и Джульетта

Хореография Эдварда Клюга

Вы не поверите! В Новосибирске этот спектакль идет в праздник, 12 июня. Вот юмористы…

Кажется, для барышни это премьера? Как по мне — уж очень беспорядочно она руками машет… Но, может, так поставил балетмейстер? Это его "Мастер и Маргарита" идет Большом на Новой сцене.

А молодому человеку эта хореография очень идет. И вся хореография 20 / 21 века, мне кажется. Он прямо в ней живет, все движения настолько естественные и по пластике удачные, как будто не хореограф их поставил, а сам от себя артист делает, что ему в голову приходит. Приятно посмотреть.

Я, конечно, специально туда не поеду, но, кому нравится современный балет, обратите внимание:

На следующий день - «Собор Парижской богоматери». А за день до того - «Ромео и Джульетта» Олега Виноградова, и Никита Ксенофонтов там Ромео.

Билеты уже в продаже, цены разумные, театр грандиозный.

Давиде Лориккио

Out of Breath”, Ezio Bosso

Вообще это переводится всего лишь как «запыхаться». С учетом ранней кончины композитора — хорошо, пусть будет «Прерванное дыхание».

Я обычно сверяюсь с записями, сделанными непосредственно в момент исполнения. Давиде Лориккио там нет, я не успела ничего записать, смотрела, не отрываясь — при том, что, как сказано выше, терпеть не могу эти современные катания по полу.

Говорят, он получил что-то в Лозанне с этим номером? Неудивительно.

-3

А кто у него педагог?

Помните, он объяснял на репетиции: «Представь, у тебя руки растут, растут...»

И действительно — вот он сидит, показывает, за спиной зеркало, и руки у него становятся в два раза длиннее! Без преувеличения!! На сцене от меня ускользнул этот момент, а тут прямо стоит перед глазами…

Еще один выпуск остался, да?

Почти полное собрание сочинений
Не имей 1000 статей, а имей каталог к ним. Здесь - о театре
Московский обозреватель5 июля 2021

Про разные города и страны, а также театры в них — тут.