«Анна Каренина» в Большом. Каренин – Вронскому: упал, отжался!

875 прочитали

Опять не верите? А вот вам либретто:

 Опять не верите? А вот вам либретто: Вы знаете такое любимое занятие российской гвардии – лакросс?  Нет?

Вы знаете такое любимое занятие российской гвардии – лакросс?

Нет?

Я тоже )))

Оказывается, его придумали индейцы Нового Света, и вот как оно выглядит

(Беру первое подвернувшееся под руку видео)

Тут потребуется небольшое уточнение:

Автор не очень любит креатив в театре. Зато автор любит, когда его читают )))

Потому заголовок тоже из креативных 😄

Вронский действительно тренировался в спортзале (гм, на сцене, то есть):

- подтягивался на гимнастических кольцах;

- прыгал через козла – или через коня, я их не различаю;

- и вообще готовился к соревнованиям по пресловутому лакроссу, который в современной версии «Анны Карениной» заменил скачки.

Но врать не буду, от пола он не отжимался, и, уж тем более, Каренин от него ничего такого не требовал, будучи занят своими собственными выборами.

Вот как это выглядело

Да нет, совсем в том смысле, что ой, вот попал! )))

В спектакле ожидались сразу четыре дебюта, а я люблю посмотреть что-то новое! Хотя в отношении постановки никаких иллюзий не было, она идет четвертый сезон, по-моему, уже ясно, чего ждать )))

И тут мы плавно переходим к вчерашнему спектаклю, который оказался на удивление жизнеутверждающим.

Это была суббота, 12.00 - утренник, то есть. Для такой трагедии, как «Анны Каренина» - самое подходящее время )))

Да еще на улице +35 С !!! Как артисты работают, ума не приложу…

Ой! – Вот сразу, чтобы не забыть: обычно вход в Большой театр – за 1 час до спектакля. А на утренники – за 45 минут. Зимой в мороз, да и в такую жару, как сейчас, это существенная разница.

Захожу я внутрь в числе первых, в вестибюле еще никого – из-за коронавируса 50% билетов продают. Охранникам меньше работы, и настроение у них лучше, мне даже дверь открыли – они же здоровые, в два моих роста. Двери, не охранники )))

В буфете тоже ни души. Кофе мне у них нравится ))) Благодать…

И кондиционеры в партере работают аккуратно – представляете, на утренний спектакль билеты ровно в два раза дешевле, поэтому я гордо иду путем победившей буржуазии прямо в партер – так вот, в роскошных креслах дует из кондиционера не в спину, а, извините за выражение, под сиденье. И это хорошо, а то в прошлый раз «Мазепа» в ложе у меня закончилась громким чихом (((

Я к тому, что общее умиротворение на душе очень способствует благостному восприятию любого, даже самого «прогрессивного» искусства.

"Анна Каренина" 10_07_2021
"Анна Каренина" 10_07_2021

Но это еще не все!

Если вы читаете в Дзене разные умные исследования, то знаете, что первые 15 – 30 секунд формируют устойчивое впечатление. И тут постановщикам повезло!

Вы помните, что все начинается с предвыборного митинга? Вот эта сцена и задала тон всему спектаклю! Для меня, во всяком случае. Может, зря… Но она вышла такая смешная!

Нет, лучше я зайду с другой стороны и расскажу про четыре дебюта.

Вронским назначили Якопо Тисси, про него позже, пока у нас на сцене семейство Карениных. Это Мария Виноградова – Анна, Михаил Лобухин – Каренин, их сын Сережа – Иван Сорокин.

О последнем я мало что знаю, молодой человек только что вышел из училища и сразу его взяли в Большой театр. Наверное, не зря, он лауреат многих конкурсов и, действительно, у него очень выразительный танец...

"Анна Каренина" 10_07_2021
"Анна Каренина" 10_07_2021

... И очень небольшой рост. То есть просто совсем небольшой, он существенно ниже своей, по спектаклю, матушки Анны. Боюсь, его дорога не будет гладкой… Будем надеяться, что ему найдут применение, мне кажется, у него есть талант. Если следите за балетными событиями, отметьте себе: Иван Сорокин, надо посмотреть )))

Марию Виноградову я видела не далее, как на прошлой неделе на премьере «Чайки»

Она с большим юмором изобразила Нину Заречную, которую добрый режиссер сделал девушкой пониженной социальной ответственности. Для меня это приятная новость – не про Нину, про Марию ))) Раньше я ее видела только трагической Фригией или Жизелью. Хорошо ведь, когда у артиста много разных красок, правда?

Алексей Каренин - Михаил Лобухин, о нем вы можете прочесть в предыдущих статьях о «Спартаках», «Иванах Грозных» и еще много о чем. Да, и про Бирбанто я не забыла - допишу, как обещала, когда сезон закончится – я стараюсь не говорить под руку.

Не знаю, с намерением или нет, но только Каренин у него вышел настоящим криминальным авторитетом из лихих 90-х, теперь отправившимся на выборы за депутатской неприкосновенностью. Невероятно живописный персонаж!

И семья, Анна с Сережей, отменно играют «свиту короля»:

Это настоящие демократические выборы, с приторной – и притворной – заботой об избирателях, наигранным воодушевлением, поддельной естественностью, преувеличенной решительностью и показными семейными ценностями. Так и видишь недавние баталии между Джо Байденом и Дональдом Трампом, которые нам в большом количестве показывали по телевизору.

Тут стоит сказать, что, хотя весь спектакль посвящен Анне Карениной, но и остальным персонажам есть, чем заняться. И эта важная, задающая тон всему спектаклю – целиком за Карениным – Михаилом Лобухиным.

А он, надо отдать должное, умеет привести зрительный зал в такой трепет, что хоть не нравится мне «осовремененный» Толстой, изломанная хореография, костюмы странные, да и музыка тоже… В общем, тьфу! А вот поди ж ты, смотришь - не оторвешься )))

И еще вот что важно – для меня, во всяком случае:

Это всё – не про нас. И выборы не наши – видите, на плакатах написано ‘Vote Karenin’, и торшеры чужие, и лакросс этот заморский… А если это все не наше, так что мне переживать, если на сцене оно в каком-то пародийном свете представлено?

Да и артисты, как мне кажется, повеселились от души. Приятно же, когда людям нравится то, что они делают, правда? Вот и у меня настроение поднялось ))) Не знаю, пойду я на этот спектакль снова, но день явно не был потерян!

И, конечно, главная звезда балета – трактор!

Сговорились они, что ли? Но здесь трактор – ого-го, блестит, урчит, по сцене ездит, это вам не та развалюха, что в «Чайке» показывали. И он колесный – кто знает, у нас тракторы на гусеничном ходу? Или это я плохо «Кубанских казаков» помню?

Это Гамбург, артисты не наши, но трактор точно такой
Это Гамбург, артисты не наши, но трактор точно такой

В любом случае, эта машина такая новенькая и самодовольная, что точно не наша. Вы знаете, если бы не хорошие артисты, я бы еще не так ругалась. Ну зачем мне как бы Толстой, а на самом деле – кино из жизни Среднего Запада?

Это, по сути, та же «Жизель», про которую я полгода назад писала

Не люблю, когда мне, гм, говоря вежливым языком, настойчиво предлагают то, что сделано совсем не для меня, а для кого-то еще не по моему вкусу, не в моих традициях, но за мои деньги. Это ведь совместная постановка с Гамбургским балетом. Это на запросы их зрителя ориентировался хореограф. И на возможности их же труппы. Ничего личного, но Гамбургский балет и балет Большого театра – это все-таки не одна и та же лига? Вот то-то и оно… Ну не любит автор, когда его за идиота держат.

А вот еще, чтобы не забыть: клаки не было вообще. То есть совсем. Кресла без номеров в центральном проходе партера, где они обычно размещаются, стояли пустыми. И слава Богу! Терпеть не могу этих диких возгласов «под заказ». Нормальные зрители «браво» кричали, нормальными голосами, это совсем другое дело. И абонированные ложи бенуара были забиты все, такое очень редко бывало на моей памяти, а уж про утренник что и говорить.

Вы еще здесь, уважаемые читатели? Думаете, это все? Нет уж, я не буду вторую статью писать про тот же спектакль, авось у меня Мариинский театр на очереди )))

Только про хореографию не спрашивайте, ладно? Малообразованному автору, если он не видит 32 фуэте, так вроде никакой хореографии и нет ))) И в пресловутую 5-ю позицию вроде никто не прыгал… Да и ни в какую другую тоже, по правде говоря…

Зато хочу сказать несколько слов в защиту Марии Виноградовой. «Насмотренные» зрители сомневались, что ей удастся этот образ.

А, собственно, почему? Что такого необычного в истории Анны Карениной? Откройте тот же Дзен: сколько женщин, которые ради прекрасного принца всё бросили – а потом бросили их. Правда, к услугам РЖД для решения вопроса мало кто прибегает. Так ведь и других средств достаточно. Разве нет? Ну и почему не может быть столько достоверных Анн, сколько есть в труппе солисток?

А про Марию Виноградову – она для меня выглядит такой милой, мягкой, даже пугливой домохозяйкой при высокопоставленном муже. Вот он ей на руки свой пиджак сбрасывает, как на вешалку - даже не оборачиваясь, а она его тихонечко складывает, такая примерная супруга, как политику и положено. Вот она пытается с ним что-то обсудить, а он отмахивается – газету почитать, конечно, интереснее.

А потом, когда Вронский с княжной Сорокиной выходят на променад – понятное дело, «все мужики – сво…», один – медведь неотесанный, другой - наоборот, шустрый хлыщ… Да еще бабушки на лавочках так и точат язычки; куда девушке податься, кроме как на рельсы… Обыкновенная история.

При всем этом двигается она так изящно, что никакого трагического конца не ждешь. Я не говорю же, что это плохо; по мне, так наоборот, я не люблю дерганые линии.

А, собственно, его и нет, трагического конца: по авансцене ездит игрушечная железная дорога, не останавливаясь, а саму Анну затягивает внутрь открытый люк. Ну да, коммунальные службы еще не везде у нас на должной высоте…

На этом оставим Анну и обратим внимание на Вронского, который, пока опускается занавес, сидит у того самого люка и сокрушенно качает головой.

К Якопо Тисси насмотренные зрители тоже относятся с подозрением. Лично мне нравится прежде всего в бессюжетных балетах, где нужны изящество и красота линий. Еще в жизнерадостных принцах.

Нет, я помню его со Светланой Захаровой в балете «Караваджо», отрывок из него шел в первом отделении MODANSE.

Там ему выразительности не занимать! И с поддержками все очень хорошо! Правда, я не помню, были ли они вообще – не беда, кто-нибудь из «насмотренных» зрителей меня поправит.

Но здесь, похоже, сам организм сопротивляется – и да, поддержки с трудом. Просто кавалерист Вронский – ну не его это… Может быть, позже… Хотя я надеюсь, что нет, если честно вам сказать, он мне нравится, как есть ))))

Кстати! Говорят, что в следующем сезоне Якопо Тисси приглашен в Красноярский театр. Не насовсем, не бойтесь, москвичи - на одну постановку )))

Будем надеяться, что там его оденут прилично.

А то в «Анне Карениной» эта дикая спортивная форма превращает сказочного красавца в прихватку на чайнике! (На самом деле это по-другому называется, но я уж не буду…) И потом, когда он приезжает к Щербацким в ослепительно-белом френче – ну совершенно официант с круизного корабля! Вредительство просто какое-то! А уж когда они с Карениным на пару одеваются в робы путейцев – жуть!

Кстати, Каренину тоже не очень повезло с костюмами. Темная тройка на предвыборном митинге – тут все хорошо.

"Анна Каренина" 10_07_2021
"Анна Каренина" 10_07_2021

А песочный костюм на соревнованиях по лакроссу – он у Михаила Лобухина сливается с цветом волос, да и с покроем надо что-то делать. То же самое – сюртук, в котором он во втором акте танцует с Лидией Ивановной.

Я даже запросила один канал по истории моды здесь же, на Дзене ))) Там есть гравюры, где на балу кавалеры – про военных мы не говорим, с мундирами отдельная история – так вот, у штатских фрак расстегнут, жилет застегнут. Вот так было бы как раз очень хорошо – ну, мне так кажется… Если только правила бальных танцев позволят.

Конечно, если Каренин – непробиваемый «сухарь», как в романе, то он застегнут на все пуговицы даже в домашнем халате... Но тогда он вряд ли станет танцевать на балу, разве нет? Да и у Михаила Лобухина получается совсем другой типаж. Если вам не нравится «бандитский Петербург» (эти питерские всегда такие обидчивые))), тогда уж какой-нибудь вовремя перековавшийся «красный директор». Но никак не кабинетный чиновник на госслужбе, который всю дорогу работает с документами и, как пишет Толстой, «держится строжайшей аккуратности».

Ну ладно, с костюмами они разберутся, не зря же в балетных классах, говорят, зеркала во всю стену…

Про действующих лиц второго плана рассказывать? А то автор, кажется, попал под влияние Толстого и пишет еще длиннее обычного )))

Княжне Сорокиной – Алене Ковалевой – никакого танца почти не досталось; она только, пока Анна с Вронским загорают в Италии, прогуливается от одной кулисы к другой. И обратно. Но зато какое очаровательное платье, восторг!

Вообще барышням повезло с нарядами, в отличие от мужичков. А Каренину и вовсе какой-то модный дом одевал – ясное дело, партия на Светлану Захарову готовилась.

Долли – чудесная Нина Капцова – вся такая зелененькая, как трудолюбивый кузнечик из басни дедушки Крылова ))) Где-то в интервью она говорила, что все считают ее лирической балериной, а на самом деле она не чужда проказам ))) И впрямь, своего непутевого Стиву лупит только так ))) Про собственно хореографию меня опять не спрашивайте, что-то я ее вообще не припомню.

"Анна Каренина" 10_07_2021
"Анна Каренина" 10_07_2021

Зато совсем невозможно забыть, как Стива – Егор Хромушин - носился по сцене в одной штанине! Это я тоже не могу отнести к классическому танцу. Но было весело ))) И на артиста приятно посмотреть в сольной партии, а то я обычно его встречаю среди каких-нибудь бояр либо пастухов.

И еще одна, «правильная» пара:

Кити Щербацкая – Ксения Аверина. Определенно я вижу ее впервые, на фамилии-то у меня память есть. Мне показалось, что она только что из училища, а посмотрела на сайт – там послужной список значительный.

Кити вышла славная, особенно вначале, когда она еще совсем юная, восторженная, наивная и угловатая, прямо как японский ребенок, которому все в детстве позволяли. И вдруг оказывается, что жизнь – не вечный праздник… Потом, когда она становится примерной домохозяйкой и матерью семейства – да, показано очень грамотно и довольно противно, так и чувствуешь, как она по утрам духовные заповеди Толстого читает и муженьку рисовые котлетки готовит.

Лёвин – знающие люди говорят, что так оно пишется, вообще-то занудный персонаж. Но в балете он, наоборот, самый симпатичный - на мой взгляд. В первом составе его играет Денис Савин, а здесь – Георгий Гусев. Именно играет, балета здесь немного.

Музыка идет, кажется, под фонограмму – тот самый Кэт Стивенс (Cat Stevens), наверное, еще до того, как он стал Юсуф Ислам. Если кто-нибудь знает точно – пожалуйста, просветите меня. Милые незатейливые песенки под гитару - “Moonshadow", "Morning Has Broken", “Sad Lisa” и что-то еще. Мне нравится их простота и скромность, хотя бы никто не делает вид, что он – классический музыкант. Да ему и не надо, так больше заработаешь…

Раз уж мы заговорили о музыке, то в основном это Чайковский, не из тех произведений, что каждый день по радио играли в передаче «В рабочий полдень», так что я их впервые слышу – это в лирических дуэтах. А как начинается драма, то подключается Шнитке, из сопровождения к фильмам «Комиссар» и «Восхождение» - ну чего тут ждать… Слушайте, я же не против Шнитке как такового, просто не люблю бесконечную «трагедь»!

А вот Георгий Гусев мне очень нравится, он серьезный и многогранный артист. Помните, я вам рассказывала про «Парижское веселье» Бежара?

В «Герое нашего времени» - не надо кидать в меня балетными тапками, но «Тамань» - единственное, что я могу смотреть из всего балета.

И, по-видимому, он очень любит свой театр. При таких способностях, как балетных, так и актерских, при такой выучке и работоспособности, наконец, при такой внешности он бы в два счета сделал карьеру в какой-нибудь «продвинутой» труппе современного танца за рубежом.

И небольшой рост не был бы ему помехой. Причем, вы представляете, он с партнершей стоит почти вровень, и поднимает ее вообще без видимого усилия! Но ничего не сделаешь, у классического театра свои законы (((

У Аны Туразашвили совсем маленькая партия Лидии Ивановны - вот она скромно стоит сбоку, в черном платье с глухим воротом

"Анна Каренина" 10_07_2021
"Анна Каренина" 10_07_2021

* Я немножко отвлекусь – вы видели трансляцию из Большого театра к дню - не помню, чего - прошлой весной, когда еще все на самоизоляции сидели? Владислав Лантратов был в роли ведущего, Ана Туразашвили переводила на английский. Несколько часов подряд! Не у каждого профессионального переводчика такая выдержка и такое произношение, очень хороший британский английский.

Так вот, Лидия Ивановна здесь – секретарь Каренина, собственных действий у нее всего ничего, она в основном за ним следует, как тень. Только на балу во втором акте у них с «шефом» небольшой дуэт. И тут одна поддержка меня очень заинтересовала. Из практических соображений.

Представьте себе, Лидия Ивановна, парит в воздухе параллельно сцене. А Каренин ее держит на одной руке. Слушайте, как они это делают?!

Нет, как обычно в балетах, на вытянутой вверх руке – это я что-то помню из курса физики для 8 класса, воздействие силы на площадь, и все такое. А тут рука согнута в локте, а искомое тело оказывает на нее давление сверху - это из задачек на кронштейн, кажется… Но выглядит без преувеличения, как Хогвартс на выезде )))

Соображения сугубо практические:

Мне надо тот же фокус проделать с чемоданчиком, где снаряжение для бассейна – сейчас-то мне его в метро гости с юга по лестницам поднимают, а ну как начнется кадровое импортозамещение, так мне самой придется? Конечно, там каких-то 5 кг с колесной парой вместе, ну так и автор – всего лишь офисный планктон )))

Короче, прихожу домой, и, вместо того, чтобы написать восторженный отзыв на какой-нибудь балетный форум, изучаю Архимедово правило рычага, благо у меня Большая Советская Энциклопедия в ближнем шкафу.

А вы говорите, почему так долго статьи пишу – много пищи для размышлений дает искусство балета ))))

Пропустили что-нибудь?

Посмотрите в предыдущих статьях про разные театры – в отсутствие путешествий я весь год только этим и занимаюсь.

И еще фотографии разных «Анн Карениных» есть в двух галереях, одна в воскресенье выйдет.

Движущиеся картинки - не мои, но вполне официальные )))