Одним балетмейстером стало меньше на планете – сегодня от нас ушел Пьер Лакотт…
Недавно (4 апреля) был девяносто первый день его рождения. В позапрошлом году, ставя в Париже балет «Красное и черное» (по Стендалю), Пьер говорил, что это будет последняя его большая работа. К сожалению, его слова оказались пророческими. И все же его уход стал неожиданным. Он писал книгу, был погружен в различные проекты – но вдруг от раны случилось заражение крови... Это рассказала сегодня его жена, бывшая балерина Гилен Тесмар.
Балетмейстер с большой буквы – редкость. Сегодня не стало балетмейстера, не похожего на других, о котором есть что сказать такого, что можно сказать именно о нем и только о нем. Хореографа Лакотта отличало чувство стиля, тонкий вкус, богатая хореографическая фантазия. Он и вошел в историю как балетмейстер-стилизатор, однажды так полюбивший балетное классическое наследие XIX века, что ему его стало не хватать, и он расширил его рамки. Он вернул нам балеты XIX века своими глазами – своим знанием законов романтического балета, его стилистики – и в то же время своим авторским взглядом на тот балетный театр, своей безграничной фантазией в постановке танцев. Хореография его сложна из-за мелкой и быстрой техники. Она смогла стать такой, потому что были достойные исполнители. Соответственно, бывают тенденции и к ее упрощению.
Началась карьера «балетного археолога» в конце 1960-х гг., когда у балетмейстера возник амбициозный план: восстановить французский балет «Сильфида», тот самый, поставленный для Марии Тальони, ибо сохранилась только датская его версия, да и на другую музыку. В поисках источников Лакотт засел в архивы и библиотеки. И наконец-то замысел стал обретать достоверные очертания. Это была стилизация с опорой на источники. «Сильфида» в 1972 г. была снята как фильм-балет и прославила нашего героя.
Он руководил балетными труппами во Франции и Италии, поставил множество балетов. Был одним из немногих иностранцев, ставивших балеты в СССР. В 1979 г. он поставил в Новосибирске «Сильфиду», а для Ленинградского театра имени Кирова создал «Вечер старинной хореографии», которым кинопленка тоже дает нам возможность насладиться.
После СССР имя его зазвучало уже в России. Врезались мне в память новости 23-летней давности о том, что Лакотт ставит эксклюзив для Большого театра – балет «Дочь фараона» (по Петипа). Он идет до сих пор, два раза возобновлялся и подновлялся; в последнее время был на устах в связи с тем, что Мариинский театр недавно обзавелся своей, другой «Дочерью фараона». В Мариинке Пьер тоже ставил: в 2006 г. там вышла в свет его «Ундина». В 2013 г. для Большого театра он сделал отдельную редакцию своего старого балета, прежде поставленного в Италии «Марко Спада». Балет сошел с репертуара, но театр готовит его возобновление 14 июня.
Премьера будет, но до этого дня Пьер не дожил… В моей памяти он останется как балетмейстер с тонким чувством прекрасного, которое никогда ему не изменяло. Reposez en paix…