8,1K подписчиков

Гибель Мимолетной Звезды. История короткой, но бурной жизни Тани Ла Герильеры

Около 18-ти часов отряд подошел к переправе Вадо дель Йесо, или Меловому Броду. Пока Хоакин прощался с Онорато Рохасом, его бойцы без разведки входили в воды реки Ньянкауасы, впадающей в Рио-Гранде. Десяток партизан Армии Национального Освобождения Боливии выстраивались индейскую цепочку. То есть шли друг за другом на расстоянии вытянутой руки, след в след. И все одновременно в ногу.

Впереди, по грудь в воде, с мачете в руках шел Браулио, вторым — Алехандро. А за ними худенькая девушка в светло-зеленой рубашке и солдатских брюках маскировочной расцветки. За плечами вещмешок и автомат. В отряде ее звали Мимолетной Звездой или Таней Ла Герильера. Когда отряд вышел на стремнину, по ним открыли шквальный огонь.

Таня Ла Герильера в лесах Боливии
Таня Ла Герильера в лесах Боливии

В скоротечном бою погибли все десять партизан. В ответ они не произвели ни одного выстрела. Просто не успели. На берег выбрался лишь Хоакин. Но умер здесь же. Всего два шага по суше. И все. Остальные так и остались в реке. Мимолетную Звезду нашли ниже по течению лишь через шесть дней. Вода и рыбы сделали свое дело. На опознании присутствовал сам Президент Боливии Рене Баррьентос Ортуньо. Он хорошо знал ее. Никаких сомнений. Это была она. Таня Ла Герильера.

Она родилась 19 ноября 1937 года в Буэнос-Айресе. И звали ее Хайде Тамара Бунке Бидер. В семье дочь называли Тамарита. На уменьшительно-ласкательный манер, как правило, принятый в испаноязычных странах. Она же, едва начав общение с окружающим миром, выговаривала только Ита. Так и закрепилось на долгие годы.

Собственно, Родиной Аргентина была лишь для Тамары. Родители и старший брат родились в Германии. Однако были вынуждены бежать от преследований демократически победившего нацизма. Ведь в семье любили социализм. Но не в той степени, чтобы ехать в Советский Союз. Зато во вполне достаточной, чтобы за свои убеждения окончить дни в одном из лагерей смерти фатерлянда.

Старший брат Иты Олаф родился в 1935 году. Потом он стал известным в Германии математиком. Членом Академии Наук ГДР. Отец семейства, Эрих Бунке Бидер, происходил из семьи рабочей в нескольких поколениях. Он был первым из родственников, кто не стал пролетарием и трудился учителем физкультуры. До эмиграции, во время и после оной.

Мать Тамары, Надя, родилась в Одессе. Вместе с родителями бежала от большевиков. Получила высшее образование в Берлине. Всю жизнь работала учителем математики. Уже в эмиграции они с мужем вступили в Коммунистическую Партию Аргентины и стали соучредителями Антифашисткой Группы "Другая Германия".

В 1952 году Бунке Бидер вернулись в Германию. Точнее, в ГДР. Они поселились в Сталинштадте. Ныне Эйзенхюттенштадт. Город стремительно рос благодаря строительству крупного металлургического предприятия. Население увеличивалось. И школьные преподаватели различных предметов, да еще и левых взглядов, и враждовавшие с нацистами, пришлись в самую пору.

Через четыре года Хайде Тамара получила среднее образование. Во время учебы отличалась большой политической и общественной активностью. Часто высказывала желание бороться с врагами коммунизма по всему миру. С самых ранних лет она была двуязычная. И немецкий, и испанский — оба для нее родные.

Хайде Тамара Бунке Бидер в ГДР
Хайде Тамара Бунке Бидер в ГДР

Увлекалась гитарой, фортепиано, аккордеоном и спортивной стрельбой. Марксизм-Ленинизм и танцы занимали одинаково важное место в ее жизни. Но посвящать себя искусству она не хочет. Два года после школы Хайде Тамара работает в Союзе Свободной Немецкой Молодежи, аналоге нашего Комсомола. Все лето проводит в детских спортивных лагерях, а остальные месяцы посвящены бурной общественной и политической деятельности.

В 1958 году она поступает на факультет романистики Берлинского Университета имени Гумбольта. Считается, что во время учебы на втором курсе с ней устанавливают тесные контакты спецслужбы ГДР. В частности, оперативники Главного Управления Разведки или Управление А МГБ. Известной как Штази. От Штатзихерайт, что значит государственная безопасность.

Вероятнее всего, ее используют на Южно-Американском направлении. В начале — только в качестве переводчицы. Хайде Тамара много и часто общается со студентами из Латинской Америки. В первых числах декабря 1960 года в Лейпциге она знакомится с Эрнесто Че Геварой. Более того, сопровождает команданте все время прибывания в ГДР.

История умалчивает ее ли инициатива послужила обострению хронического желания воевать за идеалы коммунизма или таковым был приказ кураторов из Штази? А возможно, тут все совпало. Ну, так получилось. И получилось очень скоро. Уже 12 декабря 1960 года выезд Хайде Тамары Бунке Бидер из ГДР на Кубу согласован.

В последнее время она работала переводчицей с Национальным балетом Кубы. Вот для дальнейшего сотрудничества с этим театром она 4 мая 1961 года вылетает в Гавану. Ей гарантировано место в Государственном Кубинском Институте Дружбы Народов. Странное дело, но сбежавший за две недели до этого в ФРГ полковник Гюнтер Мэннель ее не выдал. А ведь он курировал агентуру как раз по этому направлению.

Около года Хайде Тамара работает переводчицей и изучает журналистику в Гаванском университете. Официально вступает в Народную Милицию. Постоянно носит униформу и проходит некое специализированное обучение. Суть которого секретна для ее новых подруг. Вероятнее всего, Хайде Тамару сразу готовили для миссии Че Гевары в Боливии.

Хайде Тамара Бунке Бидер на Кубе
Хайде Тамара Бунке Бидер на Кубе

С мая 1963 года в Генеральной Дирекции разведки Кубы появился новый сотрудник. Она известна под псевдонимом Таня. Тамара с юности восхищалась подвигом Зои Космодемьянской. На нее она хотела быть похожей. К подобному самопожертвованию она стремилась.

В течение года Таня проходит обучение на специальных курсах. Где встречает своего первого мужчину. У Тамары роман с инструктором Даниэлем Аларконом Рамиресом. Его псевдоним красноречив: Бениньо или Благодушный. Он друг Че Гевары. Много лет они вместе. На Кубе и в Конго. Будет с ним и в Боливии. Он окажется одним из пяти выживших в этом походе.

Команданте Че верит, что поднимет герилью в Боливии. Народ которой устал от гнета местного олигархата, отягощенного пятой транснационального капитала. Затем он планирует поднять серию революций на Южно-Американском континенте. Потому ему необходимо установить связь с местными коммунистами и организовать первые герийя или партизанские отряды.

Для этого ему нужны агенты в Боливии. Легендированное внедрение которых должно обеспечить их относительную легальность и безопасность, а значит, и успех операции. Надежный и хорошо подготовленный человек или группа людей исполняли бы ряд необходимых заданий. К примеру, установить связь с руководством местных коммунистов. Подготовить секретную базу в сельве. Прояснить внутриполитическую обстановку в стране и настроения населения.

Работы более чем предостаточно. Выполнять ее, находясь в глубоком подполье, невозможно. Потому и нужен человек на относительно легальном положении. Для этого годятся не все. Таковых мало. Одна из них — Мимолетная Звезда. Так Че называл Хайде Тамару Бунке Бидер.

 Лаура Гутьерес Бауэр. Этнограф, дочь аргентинского предпринимателя и немки с немного нацистским прошлым.
Лаура Гутьерес Бауэр. Этнограф, дочь аргентинского предпринимателя и немки с немного нацистским прошлым.

Путь Тани в Боливию был долог. Не только нормальные герои всегда идут в обход, но и грамотные, специально подготовленные и, главное, нелегальные. В апреле 1964 года она вылетает во Францию. Оттуда - в ФРГ. Затем - в Чехословакию. И 16 ноября этого же года в Ла-пас прилетела Лаура Гутьерес Бауэр. Этнограф, дочь аргентинского предпринимателя и немки с немного нацистским прошлым.

За полтора года Тамара успела выйти замуж за боливийца и развестись с ним. Отрыть небольшую, но престижную школу немецкого языка. Со временем она стала вхожа в дома боливийской элиты. Вхожа как носитель и учитель языка Гейне и Шиллера.

В конце 1965 года Таня получила должность личного секретаря Начальника Департамента печати и информации при Президенте Гонсало Лопеса Муньоса. Там она лично знакомится с главой Боливии Рене Баррьентосом Ортуньо. Между служащей аргентинского происхождения и лидером государства складываются приятельские отношения.

Тамара совершает многочисленные поездки по всей стране. Но чаще всего вглубь сельвы. Секретаря, начальника департамента информации волнуют служебные интересы. Лаура Гутьерес Бауэр изучает песни и танцы коренного населения . А Мимолетная Звезда ищет место для организации секретной базы. Первому партизанскому отряду необходимо надежное убежище.

В кубинской резидентуре в Боливии Таня Ла Герильера не одна. Она лишь собирает информацию. Другие занимаются ее передачей или реализацией. В зависимости от приказов и необходимости. Так, в июле 1966 года старинный товарищ и давний соратник Че Гевары Роберто Передо, известный среди своих как Коко, приобрел за 300 000 боливийских песо или 25 000 долларов небольшое ранчо. Его нашла в одной из поездок Тамара.

Ферма, или эстансия, располагалась в невероятной глуши боливийской сельвы, в 285 километрах к югу от Санта-Крус. На берегу реки Ньянкауасу, впадающей в Рио-Гранде. И вошла в историю под наименованием “Каламина”. Места довольно трудные для проживания. Насекомые, жара и влага делали эти места малонаселенными. Зато вокруг рассеялись не многочисленные шахтерские поселки. Как предполагалось, они должны были стать источником рекрутов для грядущей освободительной войны. На крестьян особо не надеялись.

С января 1966 года по поддельным документам в Ла-пас начинают прибывать кубинцы. Таня с товарищами переправляют их в Каламину. 27 октября приехал Че. У него на руках паспорт Рамона Бенитеса Фернандеса. Эрнесто пришлось загримироваться и таким образом сильно прибавить в возрасте и весе.

7 ноября Че переправили в эстансию. А 24 ноября туда же приехал Хуан Виталио Акунья Нуньес, известный как Хоакин. Майор кубинской разведки, член ЦК Компартии Кубы, ближайший соратник Эрнесто Гевары. Он назначен первым заместителем команданте.

31 декабря 1966 года Таня Ла Герильера привезла на ранчо "Каламина" Секретаря Компартии Боливии Марио Монхе. В течении многочасовых переговоров Че не смог уговорить Товарища Эстанислао поддержать начало войны. Они достигли несогласия практически по всем вопросам.

Марио Монхе уверял Гевару, что население Боливии совершенно не готово к какой бы то ни было вооруженной борьбе. С 1964 года в стране проводились реформы. И правительство Баррьентоса пользовалось определенной популярностью. Коммунисты, напротив, теряли поддержку даже среди традиционного электората.

Гуарани — наиболее многочисленный коренной народ Боливии вообще политикой не интересовался. Рассчитывать на их поддержку не приходилось вовсе. Более того, ЦК Компартии Боливии большинством голосов проголосовало за отказ от поддержки кубинцев. Это означало, что Че Гевара лишился всяческой помощи в Боливии.

Крайняя справа Мимолетная Звезда. На переднем плане Че Гевара
Крайняя справа Мимолетная Звезда. На переднем плане Че Гевара

Тем не менее 25 марта 1967 года он объявляет о создании Армии Национального Освобождения Боливии и о начале герильи. Его манифест оглашается среди шахтеров, проживавших вокруг "Каламины", всеми возможными способами. Но рекрутов, желающих воевать за дело революции, практически не было. Более того, дезертирство из отряда Че началось практически сразу. Двое боливийских партизан сдались 29 марта полиции.

Они сдали всех, кого знали. Мимолетная Звезда не попала в засаду лишь чудом. Полиция Боливии захватила ее автомобиль. Где в ходе обыска изъяли сумку с документами и фотографиями. В том числе Хайде Тамары с Президентом страны, многочисленными чиновниками и партизанами Че.

В записной книжке содержалась информация, разглашение которой привело к крушению и без того малочисленного кубинского подполья. Таня Ла Герильера во избежание ареста вынуждена скрываться на "Каламине", хотя это и не входило в планы команданте. С таким трудом созданная нелегальная резидентура оказалась провалена.

В энастасио "Каламина" так же оставаться было нельзя. Несколько отрядов рейнджеров и сотрудники контрразведки Боливии прибывали в провинцию Каранави департамента Ла-Пас. Правительственные силы концентрировались в муниципалитете Альто-Бени. Отсюда начиналась контртеррористическая операция. Целью которой было уничтожение кубинских партизан и поимка Че Гевары с соратниками.

16 апреля 1967 года недалеко от городка Белья-Виста Команданте Че разделил Армию. Одну группу из 34 человек он возглавил сам. Вторую из семнадцати — Хоакин. В нее входила и Таня Ла Герильера. Эта группа должна была проводить операции в данной местности. Перед ними стояла цель — отвлекать на себя внимание рейнджеров. Через три дня, не вступая в боестолкновения, отойти в условленное место. Где они должны были ждать основной отряд.

Около 18-ти часов отряд подошел к переправе Вадо дель Йесо, или Меловому Броду. Пока Хоакин прощался с Онорато Рохасом, его бойцы без разведки входили в воды реки Ньянкауасы, впадающей в Рио-Гранде.-6

Но встретиться им не давали рейнджеры. Четыре месяца отряды пытались оторваться от преследователей. Одновременно они вынуждены были искать пропитание и медикаменты. Поддержки среди населения практически не было. Более того, местные жители информировали власти о местонахождении партизан и их тайниках. При первой возможности выдавали раненых и дезертиров. Число которых росло постоянно.

Отряд Хоакина таял. Одни бежали, другие гибли в боестолкновениях. Но встретиться с Че им не удавалось. 30 августа десять бойцов, среди которых была Таня Ла Герильера, вышли к хижине крестьянина Онорато Рохаса. Договорились, что зайдут к нему на следующий день за продуктами. И ушли.

Рохас незамедлительно отправил своего сына в гарнизон Ла-Лоха, располагавшийся в 13 километрах. На рассвете 31 августа на хутор Онорато прибыли рейнджеры капитана Марио Варгаса Салинаса. За 35 000 боливийских песо крестьянин обещал вывести отряд Хоакина к переправе Вадо дель Йесо или Меловому Броду. Где на него будет устроена засада.

Бой был очень коротким. Намного дольше искали тела. Мимолетную Звезду — шесть дней. После обнаружения ее вывезли на опознание в Валье-Гранде. Куда лично прилетел Президент Боливии Баррьентос. Погибших захоронили на отдельном участке местного кладбища.

Эрнесто Гевару де ла Серна или Че расстреляли на сороковой день после гибели отряда Хоакина. 27 апреля 1969 года в авиакатастрофе погиб Президент Боливии Рене Баррьентос Ортуньо. По сей день существует мнение, что его самолет был сбит сторонниками Команданте.

Надя Бунке Бидер с портретами дочери в Санта-Кларе
Надя Бунке Бидер с портретами дочери в Санта-Кларе

Осенью 1998 года на воинском участке кладбища города Валье-Гранде кубинские медэксперты обнаружили в могиле “неизвестной 27-32 лет” останки Мимолетной Звезды. Два пулевых ранения в области груди прервали ее короткую, но бурную жизнь. Окончательно упокоилась Таня Ла Герильера в Мавзолее Че Гевары в городе Санта-Клара.

Около 18-ти часов отряд подошел к переправе Вадо дель Йесо, или Меловому Броду. Пока Хоакин прощался с Онорато Рохасом, его бойцы без разведки входили в воды реки Ньянкауасы, впадающей в Рио-Гранде.-8