Есть женщины, вошедшие в историю своей возвышенной любовью, преданностью, материнством, шедеврами науки и искусства, героическими подвигами. А есть женщины – антигерои: отравительницы, воровки, террористки. Благодаря каким поступкам нашлось место в истории нашей страны Белле Бородкиной? Какая судьба ждала бы её, родись она на 50 лет позже, даже если бы делала тоже самое? Разберёмся.
Последняя казнённая в СССР женщина
Бородкиной было вменено, что она, «с 1974 по 1982 годы … получала взятки от 38 человек деньгами, вещами, продуктами на общую сумму 561 834 рублей 89 копеек. Передала 12 ответственным должностным лицам взятки на общую сумму 43 390 рублей».
При обыске у неё было обнаружено множество драгоценных украшений, меха, изделия из хрусталя, комплекты дефицитного в то время постельного белья, большие суммы денег, которые следователи находили в самых неожиданных местах — в батареях водяного отопления и под коврами в комнатах, закатанных банках в подвале, в складированных во дворе кирпичах. Общая сумма изъятого при обыске составила более 500 000 рублей.
Считается, что в общей сложности за время своей деятельности Бородкина получила от соучастников товары и денежные средства на сумму более миллиона рублей. Приговор Бородкиной был вынесен 20 апреля 1984 года. Она была приговорена к смертной казни через расстрел.
Итак, суд приговорил за взятки и экономические преступления женщину к расстрелу. Вопрос: почему такое жестокое наказание? Ведь она никого не убивала и государственную тайну не разглашала. Попробуем найти ответ на этот вопрос, порывшись в её делишках, а может быть и в бельишке. И начнём с биографии.
Знакомьтесь, Берта Наумовна Король
Берта Наумовна Король, русская, родилась 6 июня 1927 года в городе Белая Церковь Киевской области Украинской ССР. В четыре года Берта осталась без матери. Великую Отечественную войну девочка встретила в Одессе, отца забрали на фронт, вскоре он пропал без вести. В октябре 1941 года город был взят врагом, началась тяжёлая жизнь в оккупации. Об этом периоде жизни Берты Король практически ничего не известно. Можно лишь сказать, что девушка окончила семь классов, а сразу после войны в восемнадцатилетнем возрасте вышла замуж.
С детства Берта не любила своё имя и настойчиво требовала называть её Беллой. Этот, на первый взгляд, малозначительный факт многое говорит о нашей героине: она была очень волевой, целеустремлённой и умела преодолевать возникающие на пути препятствия. А ещё она была влюбчивой, но легко расставалась с мужчинами, если не видела в них для себя перспективы.
В начале 1946 года, судя по записям в трудовой книжке, наша героиня устроилась работать официанткой в столовой № 2 Краснодарского треста, затем в ресторане «Гигант». Вся дальнейшая трудовая деятельность Беллы будет связана с общественным питанием Краснодарского края.
Первый брак не заладился, в 1951 году последовал развод. Женщина, оставшись с трёхлетней дочкой Александрой на руках, продолжала зарабатывать трудом официантки. Не думаю, чтобы он был лёгким, особенно на юге. Помощи ей ждать было не откуда, приходилось крутиться.
Жизнь Беллы резко изменилась в начале 60-х годов с переездом в Геленджик. Там наша героиня вышла замуж за моряка, отставного капитана третьего ранга Николая Бородкина, взяла его фамилию и стала хозяйкой большого красивого дома. С семейным счастьем и благополучием пришёл и карьерный рост. В 1964 году Беллу Бородкину назначили и.о. директора ресторана «Геленджик», а через два года директором столовой «Дружба» и ресторана «Яхта». Справедливости ради следует отметить, что Белла параллельно получила профессиональное образование, сначала в техникуме, а затем в столичном институте советской торговли. Наконец, венцом её карьеры становится должность начальника Геленджикского треста ресторанов и столовых Главкурорта министерства торговли РСФСР, которую она занимала с 1974 года вплоть до ареста. За выдающиеся трудовые успехи Б.Н. Бородкина была удостоена звания Заслуженный работник торговли РСФСР, была членом КПСС.
Кроме того, городские руководители продвигали Беллу Наумовну по общественной и партийной линии. С середины 70-х она избиралась в Совет народных депутатов Геленджика и была членом городского горкома партии.
Теперь разберёмся, каким непосильным трудом образом начальник треста с зарплатой максимум 300 рублей в месяц смогла озолотиться.
Курочка по зёрнышку
Схема получения незаконных доходов была проста и известна: в столовых не докладывали в блюда положенные продукты, которые затем продавали налево. Так, «излишки» мяса отрывали с руками в шашлычных курорта. А в ресторанах золотой жилой был алкоголь, разбавлявшийся так, чтобы комар носа не подточил. Например, дорогой коньяк разводили дешёвой ржаной водкой, настоянной на яблочных листьях для похожего вкуса. Кроме того, принявшего на грудь такой «ёрш» невнимательного клиента можно было ещё и обсчитать на круглую сумму. Ради выгоды экономили даже на сахаре, чае, масле. Рассказывают, что на одном из совещаний строгая начальница распекала директоров столовых, кафе и ресторанов за то, что в их заведениях разводят сметану водой из-под крана, а следовало бы использовать кипячёную.
Вот невидаль! А где не так? Новшество Бородкиной заключалось в создании организованного потока денег снизу вверх. И в этой пирамиде она занимала место по середине. В её руки стекались деньги с земли: такса с ресторанов за один летний сезон от 1,5 тысяч рублей, мелкие платежи официантов, поваров, гардеробщиков, швейцаров. Кроме этого, ценные подарки и деньги в знак благодарности за повышение или защиту от проверок. Привычным был и примитивный обсчёт – как отдельных посетителей ресторанов, баров, буфетов и кафе, так и больших компаний. В курортный сезон в Геленджик на выходные прилетали целые группы вахтовиков из Сибири и Заполярья, чтобы покутить. Обсчёт таких клиентов шёл на десятки и сотни рублей. Часть поступлений от всех этих денежных потоков Бородкина оставляла себе, остальное шло на уровень-два выше.
Непосредственным покровителем Беллы (её называли «железная Белла», Шахиня) был первый секретарь Геленджикского горкома КПСС Николай Фёдорович Погодин, а на уровень выше - первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС Сергей Медунов. Вершина же пирамиды уходила в Москву.
Конечно, это было взаимовыгодное партнёрство, которое включало не только денежные потоки, но и организацию качественного отдыха для самых высоких гостей. «Железная Белла» была миловидной женщиной, гостеприимной и хлебосольной хозяйкой, умела с размахом принять любого высокопоставленного чиновника. Погодин и Медунов могли на этот счёт быть спокойны. Хозяйка Геленджика никогда их не подводила. Так, генсек Л.И. Брежнев приёмом, организованным Беллой Бородкиной, остался доволен.
Развязка наступила летом 1982 года. Обратим внимание на дату: до смерти больного Брежнева и смены руководства остаются считанные месяцы, внутриаппаратная борьба, которая никогда не прекращалась, обостряется.
Заслуженное наказание или расправа?
В начале курортного сезона 1982 года в прокуратуру Геленджика поступило заявление от некоего гражданина, сообщавшего, что в ресторанах города проводятся закрытые показы запрещенных видеофильмов. Милиция организовала рейд и в одном из ресторанов «накрыла» клиентов с открытыми ртами вовсе не за едой, а за просмотром фильма для взрослых, чего-то вроде «Эммануэль». Взяли директора, заведующего производством и бармена. Понятно, что запрещённые просмотры велись за дополнительные и немалые деньги, которые шли в карман сотрудников общепита. Стали допрашивать, выяснилось, что всё делалось с разрешения руководителя треста Беллы Бородкиной, которая получала с показов свою долю.
Далее последовал обыск дома Шахини с выемкой материальных ценностей, а за ним и арест.
Следствие и суд шли 2 года. По воспоминаниям оперативников, сама Белла до последнего не верила, что её яркая жизнь, полная ценных знакомств, закончится так трагично. Первое время женщина ждала помощи от покровителей, но напрасно. Следователям, с которыми Белла поначалу говорила пренебрежительно и надменно, сумели её сломить. Сестра Беллы рассказывала, что при посещении подследственной была поражена её внешней переменой: похудевшая, ссутулившаяся, с выбитыми зубами. Представители следствия заявляли, что она чуть ли не сама выбила их себе, имитируя припадки в попытке сойти за душевно больную.
На допросах Бородкина назвала фамилии 52 взяткодателей - от секретаря горкома Погодина до официантов и водителей. Николай Фёдорович Погодин, обвиняемый во взяточничестве и коррупции, не дожидаясь ареста исчез. 14 июня 1982 года Погодин на своей служебной машине подъехал к зданию крайкома Краснодара, к Сергею Медунову. Затем его, бледного как полотно, водитель отвёз в горком Геленджика. Оттуда он вышел и пошёл в сторону моря. Больше его никто не видел. Сотни водолазов искали его тело — не нашли. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Журналисты и правоохранители сходятся во мнении, что политической подоплёкой этого дела была охота, начатая КГБ во главе с будущим генсеком Ю.В. Андроповым, на первого секретаря Краснодарского крайкома КПСС Сергея Медунова, которому покровительствовал бывавший на местных курортах Леонид Ильич Брежнев.
Медунова после сочинско-краснодарского дела, когда были арестованы почти 5 тысяч функционеров края, в основном работники системы общественного питания, «попросили» с должности первого секретаря крайкома партии с формулировкой «за допущенные ошибки в работе». Другу Брежнева даже попытались предъявить обвинение в коррупции, но потом все подозрения с него сняли. В материалах Бородкиной о нём ни единого словечка.
Приговор, поразивший своей суровостью был вынесен Берте Бородкиной 20 апреля 1984 года. В нём было сказано, что своими действиями она подрывала авторитет государственного аппарата и дискредитировала его, разлагающе влияла на подчинённых, вовлекла людей в преступления. За исключительную опасность для страны и общества Железной Белле назначили расстрел, которого никто не ожидал.
В 1985 году она написала прошение о помиловании, но оно было отклонено. Документа, подтверждающего факт приведения приговора в исполнение, в деле нет. Либо изъяли, либо не расстреляли. Дочери о месте захоронения матери не сообщили, хотя были обязаны это сделать.
Вот такая жесть советского правосудия. А вопрос: "Какая судьба ждала бы её, родись она на 50 лет позже, даже если бы делала тоже самое?" - риторический.
Спасибо за прочтение. Делитесь своими мыслями. Подписывайтесь. Татьяна.
Источник: Рассекречено дело «королевы Геленджика»: куда исчезла приговоренная к расстрелу взяточница