Приветствую всех на канале "Образование с умом" . С Вами Анна Несинова, эксперт по дополнительному профессиональному образованию, юрист, специалист по развитию бизнеса. Ясно и понятно - о профессиях, законах и бизнесе.
В чем разница между лечебной (ЛФК) и адаптивной физкультурой (АФК)?
Понятия АФК и ЛФК кажутся похожими, но у этих направлений есть существенные отличия в целях, применения и аудитории. В статье рассмотрим разницу между ЛФК и АФК, их особенности и влияние на людей.
О чем в статье:
- Профстандарты, вид услуг , квалификационные требования и сотрудники служб ЛФК и АФК;
- Задачи ЛФК;
- Задачи АФК;
- Тренер, инструктор-методист, инструктор разные понятия;
- К каким услугам относится адаптивная физкультура и адаптивный спорт;
- Как стать специалистом в немедицинской реабилитации (АФК)?
Мне очень понравился слоган одной из компаний по производству бионических протезов: "Мы работаем для людей с неограниченными возможностями!" .
В работе по адаптации людей к бионическим протезам и не только, помогают реабилитологи всех сфер: медицинской, социальной, физкультурной и психологической.
Более 10% населения земли имеют физические отклонения и нуждаются в содействии специалистов в области медицинской и физической адаптации.
Занятия спортом и физическая подготовка — важные компоненты здорового образа жизни для любого человека, вне зависимости от его физических способностей.
На сегодняшний день и лечебная и адаптивная физкультура - востребованные направления в нашей стране.
Я провела мониторинг специалистов, готовых работать в сфере АФК и ЛФК на новом проекте. 89% подтвердили предзапись услуг на 2-6 месяцев вперед, лишь 11% из респондентов высказали возможность принять участие в новом проекте или поменять работу.
Выпускники вузов, сузов и школ дпо по специальностям ЛФК и АФК, достаточно быстро находят работу.
Профессиональные стандарты и профессии, функционал, требования к образованию ЛФК - специалистов.
Специалисты в области лечебной физкультуры - относятся к медицинским работникам.
Лечебная физкультура (ЛФК) - это ряд медицинских тренировок, назначаемых врачом, разрабатываемых инструктором-методистом и проводимых инструктором ЛФК, для восстановления функций организма после заболеваний, травм или хирургических вмешательств.
Цель ЛФК - возвращение организма к состоянию, которое существовало до возникновения проблемы.
Для конкретики:
ЛФК назначают после переломов, инсультов, черепно-мозговых травм, заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Специалисты непосредственно участвующие в медицинском процессе ЛФК :
1. Врач физической и реабилитационной медицины
(Профстандарт утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 3 сентября 2018 года N 572н)
1.2 Врач лечебной физкультуры и спортивной медицины
( Профессиональный стандарт «Врач по спортивной медицине» находится в процессе разработки. Поэтому руководствуемся квалификационными требования к врачу СМ представлены только в Приказе Минздрава РФ № 707н от 08.10.2015 г., дополнительно к этой специальности относим профстантард от 03.09.2018 - 572Н)
Врач физической и реабилитационной медицины является координатором мультидисциплинарной реабилитационной команды (МДРК) и специалистом в области выявления и лечения разных заболеваний. Он оценивает функциональную активность пациента и возможности перемен. Совместно с командой и самим пациентом составляет реабилитационные цели и реабилитационный план.
Врач физической и медицинской реабилитации (ФРМ) - эксперт в реабилитационных технологиях, социальной системе и законодательстве по инвалидности, и посути может проводить обучающие программы для пациентов и его родственников - в целях приобретения ими необходимых практических навыков.
2. Инструктор-методист по лечебной физкультуре - является медицинским работником, без медицинского образования.
Он подчиняется главному врачу ( врачу ЛФСМ или ФРМ, возглавляющему структурное подразделение и главенствует над подразделением инструкторов лечебной физкультуры, разрабатывает программы реабилитации, помогает внедрять их в работу инструкторов, так и в работе с пациентами. Осуществляет контроль за выполнением программ, проводит корректировки, занятия с инструкторами и пациентами.
(Профессиональный стандарт - новый проект на утверждении)
Уровень профессионального образования в соответствии с новой номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических сотрудников (Приказ Минздрава России 206Н , вступившие в силу с 1.09.2023 года) утверждены требования к образованию специалистов, желающих пройти обучение по программе "Инструктор-методист лфк"
Высшее образование по одной из специальностей: "Физическая культура", "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)"
Дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности или непрерывный стаж работы по направлению профессиональной деятельности более 5 лет и прохождение программ дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки по направлению профессиональной деятельности (для лиц, принятых на должность до 1 сентября 2023 г.)
Повышение квалификации (прохождение периодической аккредитации) не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности
3. Инструктор по лечебной физкультуре.
Инструктор ЛФК является 100% медицинским специалистом, с правом работы в любых медицинских учреждениях.
Основная функция : организовать и проводить индивидуальные и групповые занятия лечебной и гигиенической гимнастики , для пациентов с конкретным диагнозом, по назначению врача.
(Профессионнальный стандарт - новый проект на утверждении. В соответствии с новой номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических сотрудников (Приказ Минздрава России 206Н , вступившие в силу с 1.09.2023 года) утверждены требования к образованию специалистов, желающих пройти обучение по программе "Инструктор ЛФК" )
Требования к образованию:
Среднее-профессиональное медицинское по специальности "Сестринское дело", "Акушерское дело", "Лечебное дело"
Профессиональная переподготовка по программе "Лечебная физкультура.
Нанимая на работу специалиста с медобразованием, в немедицинскую организацию учреждение однозназначно нарушается законодательство, так как в этом случае организация должна вести медицинскую деятельность и иметь медлицензию.
Если инструктор ЛФК осуществляет деятельность как ИП, у него должна быть медлицензия, иначе он ведет не законную деятельность.
Так как как восстановительная медицина - мультидисциплинарна, в ней учавствует много специалистов: физиотерапевты, рефлексотерапевты, остеопаты, кинезиологи, эрготерапевты, медицинские реабилитологи, массажисты, эрготерапевты и т.д.
Профстандарты и профессии сфере Адаптивной физкультуры и адаптивного спорта.
Специалисты в области адаптивного спорта и физкультуры - немедицицинские сотрудники, в области физической, спортивной и социальной реабилитации, абилитации.
1. Тренер-педагог по адаптивной физкультуре и адаптивному спорту
(Профессиональный стандарт Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.10.2021 № 734н 05.015 )
2. Инструктор - методист по адаптивной физкультуре и адаптивному спорту .
(Профессиональный стандарт - УТВЕРЖДЕН приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 апреля 2019 года N 197н 05.004 )
3. Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта
(Профессиональный стандарт Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.04.2022 № 237Н
Этого специалиста мы не отнесем к АФК, но если запланируем открытие спортивного центра, то обязательно рассмотрим такого кандидата на работу.
Чтобы обеспечить равные возможности и доступность для всех, с недавних пор физическую культуру адаптиррвали под потребности и способности людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Благодаря активному образу жизни люди с ограниченными возможностями могут жить более полноценно, улучшать физические способности и повышать уровень независимости. Так появились два новых направления — лечебная физкультура и адаптивная физкультура.
Понятия ЛФК и АФК
Лечебная физкультура (ЛФК) применяется преимущественно для восстановления функций организма после заболеваний, травм или хирургических вмешательств. Ее цель — вернуть организм к состоянию, которое существовало до возникновения проблемы. Например, ЛФК назначают после переломов, инсультов, черепно-мозговых травм.
В отличие от этого, адаптивная физическая культура (АФК) ориентирована на развитие несформировавшихся способностей и адаптацию к тому, что развить уже не получится, у людей с ограниченными возможностями здоровья. Например, АФК показана детям с ДЦП, аутизмом, нарушениями слуха, сколиозом.
Цели и задачи лечебной физкультуры
Лечебная физкультура — это система физических упражнений, разработанных для профилактики и лечения различных заболеваний и нарушений в организме.
Лечебная физкультура - относится к медицинским услугам и подлежит лецензированию в случае, открытия специалистом собственного центра или клиники.
ЛФК назначается и проводится под контролем медицинских специалистов, с учетом индивидуальных особенностей пациента и характера заболевания.
Цели ЛФК:
• восстановление здоровья;
• улучшение функциональности органов и систем;
• уменьшение болевых ощущений;
• развитие координации и равновесия.
Задачи ЛФК:
• разрабатывать индивидуальные программы занятий для пациентов, учитывая состояние здоровья, возраст, физическую подготовку; ускорять процесс реабилитации после хирургических вмешательств и травм; предотвращать развитие осложнений при различных заболеваниях; обучать пациентов самостоятельному выполнению упражнений для поддержания достигнутых результатов и снижение уровня стресса.
Адаптивная физическая
культура относительно молодое определение в сравнении с ЛФК.
ЛФК - метод лечения и средство реабилитации.
АФК – метод реабилитации и социализации, цель которого физическое воспитание, физическую культуру инвалидов и лиц с ограничениями здоровья, а также занятия адаптивным спортом.
Адаптивная физкультура и адаптивный спорт -
( с 01.03.2025 ч. 1 ст. 31 излагается в новой редакции (ФЗ от 25.12.2023 N 651-ФЗ). Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.
Адаптивная физкультура и адаптивный спорт
-не является медицинской услугой. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт часть физической культуры, использующей эффективные средства физреабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Смотрим ч.2 ст. 31 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Также важно ознакомится с нпа, тем кто планирует создавать свой центр афк, или хочет больше знать о своей профессии и сфере деятельности:
Письмо Росспорта от 21.03.2008 № ЮА-02-07/912 О направлении Методических рекомендаций об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Приказ Минспорта России от 09.01.2023 № 1 Об утверждении Методических рекомендаций «Восстановление здоровья и работоспособности граждан методами адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Приказ Министерства спорта РФ от 9 января 2023 г. N 3 "Об утверждении Методических рекомендаций "Реабилитация и абилитация инвалидов средствами адаптивной физической культуры и спорта, в том числе детей-инвалидов"
Адаптивная физкультура и адаптивный спорт по ОКВЭД попадает под 2 код 96.04 «Деятельность физкультурно-оздоровительная», или 93.12 Деятельность спортивных клубов
Эта группировка включает:
- организацию и проведение спортивных мероприятий на открытом воздухе или в закрытом помещении для профессионалов или любителей
Мероприятия проводятся организациями, имеющими или не имеющими свои спортивные объекты
- деятельность оздоровительных центров, фитнес-клубов, клубов бодибилдинга и гимнастических залов, см. 93.13
По основному виду деятельности - процент получаемой выручки должен составлять не менее 60% от основной суммы дохода по этой деятельности.
Задачи адаптивной физической культуры
1. Адаптивная физическая культура — занятия спортом и физической активностью для людей с ограниченными возможностями здоровья.
2. АФК выполняет реабилитационно-физическую функцию, играет педагогическую и социальную роль. Цель помочь людям с ограниченными возможностями преодолеть всевозможные преграды и приобщиться к активному образу жизни и обществу.
Цели адаптивной физкультуры:
• улучшение физической подготовки у людей с ОВЗ и укрепление здоровья;
• формирование важных, адаптивных и компенсаторных навыков;
• воспитание моральных качеств, преодоление социальных, психологических барьеров;
• социальная интеграция, повышение самооценки и уверенности.
Функционал инструктора-методиста, тренера-педагога АФК :
разрабатка индивидуальных программ занятий; развитие силы и гибкости, координацию движений и другие физические качества у людей с ОВЗ; оказание психологической поддержки; способствовать улучшению настроения и благополучия;
развивать их коммуникативные навыки; помогать людям с ограниченными возможностями интегрироваться в общество; создавать инклюзивную среду; проведение групповых и индивидуальных занятий;
Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт сейчас крайне важны для общества, так же как и доступность немедицинской реабилитации. В ближайшие 5 - 10 лет будет наблюдаться дефицит медицинских специалистов в области рнабилитации необходимо развитие в том числе адаптавных и социальных центров адаптации.
Доступность получения образования в сфере дополнительного профессионального образования в сфере АФК и отсутствие системы аккредитации может действительно помочь становлению и более быстрому развитию немедицинской реабилитации в РФ.
Как стать специалистом АФК ?
1. Тренер-педагог по АФК
Тренером по АФК может стать любой гражданин РФ при наличии высшего или среднего профессионального образования по любому профилю, не обязательно медицинскому.
Достаточно пройти программу профессиональной переподготовки «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту"
Средний срок обучения: 2.5 до 9 месяцев.
Программы разных центров дпо включают изучение анатомии, физиологии, биомеханики, основы и принципы и методы реабилитационной работы с людьми с ОВЗ, а также поймете особенности их развития, и принципы адаптивной, а также лечебной физкультуры для понимания разницы методик.
В том числе, могут даваться практические навыки массажа и иных современных техник реабилитации и абилитации, и подготовки занятий афк например, при работе с обучаемым у которого установлен бионический протез.
В рамках программ заявлена работа с психологическими и педагогическими аспектами работы с адаптивными группами.
Методика разработки индивидуальных и групповых коррекционные программ и проводить тренировки.
По окончании обучения специалисты получают - диплом о профпереподготовке с внесением в ФИС ФРДО.
Работать специалист сможет в общеобразовательных школах, в спортивных, реабилитационых немедицинских и медицинских центрах коммерческих или государственных.
2. Инструктор-методист по АФК
Значительное отличие от тренера -педагога АФК , у инструктора методиста является не педагогическая, а методическая работа. Однако, и та и другая специальности позволяют разрабатывать реабилитоционно-физические комплексы занятий, внедрять их в работу инструкторов.
Также данную профессию может получить любой гражданин РФ при наличии высшего или среднего профессионального образования по любому профилю, не обязательно медицинскому.
Специалисты АФК - не относятся к категории медработников, им не требуется проходить процедуру аккредитации.
Специальность АФК можно получить и в ВУЗе , в этом случае обучение может составить от 4 до 5 лет.
В учебных центрах дополнительно профессионального образования пройти программу профессиональной переподготовки "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивного спорта"
Средний срок обучения: 2.5 до 9 месяцев.
Программы центров дпо включают изучение анатомии, физиологии, биомеханики, основы и принципы и методы реабилитационной работы с людьми с ОВЗ, в том числе методов проведение класссических физических упражнений, адаптивных. Лечебных в целях понимания разницы методик.
Специалисты получают практические навыки массажа, основ лфк и иных современных техник реабилитации и абилитации, подготовки занятий афк, например, при работе обучаемых с установленными бионическими протезами.
Специалисты изучают психологические, педагогические аспекты работы с адаптивными группами.Методики разработки индивидуальных и групповых коррекционные программы.
По окончании обучения специалисты получают - диплом о профпереподготовке с внесением в ФИС ФРДО.
Сферы работы: адаптивных учебных и спортивных секциях, в системе общего образования, дополнительного образования, в реабилитационых немедицинских и медицинских центрах коммерческих или государственных.
Адаптивная физкультура и адаптивный спорт - не явлется медицинской услугой, не требует специального лецинзирования.
Исключение - когда учреждение ведет образовательную деятельность. В этом случае потребуется лицензирование образовательной деятельности.
Поставьте лайк статье, если нашли полезные ответы, поняли разницу между Лечебной и Адаптивной физкультурой!
Планируете открыть свой реабилитационную клинику/ спортивный центр или частную практику в области реабилитации - пишите на почту anesinova@gmail.com
- Консультация по правильному старту;
- Открытие клиники "под ключ";
- Расширение лицензии;
- Подбор и обучение персонала.
Подписывайтесь на полезный ТГ канал "Образование и бизнес" https://t.me/W15BGeSlDgE0MTUy