Найти тему

Тяжкое наследие школьных правил

Наталья Романова, автор курса "Без правил", длительное время изучает ошибки и заблуждения. У взрослых людей от школьной грамматики остаётся множество аберраций. Это ложные умозаключения, искаженные воспоминания, неверные мнения. Они являются причиной массовых типичных ошибок.

1. "Слово «(не)внимательный" надо писать раздельно, потому что можно вставить слово и проверить: не очень внимательный. Так в школе учили».

Это ложное воспоминание. В школе не учат писать с ошибками. Так проверять не учили никого. Первоклассников учили вставлять слова после предлогов, а не после частиц: «в чашку – в большую чашку». А в словах типа "невнимательный" и "неинтересно" предлогов нет. Такая "проверка" ведет к гарантированной ошибке. В сомнительных случаях пишите слитно! Ошибки на пробелы – признак малограмотности. Главный закон письма: где трудно – там слитно!

2. "Пришёл (на)утро" пишется раздельно, потому что можно проверить: "на следующее утро".

Это ошибка: такая проверка запрещена. Слово не изменяется: "наутры" сказать нельзя – пишется слитно.

3. а) "В словах "серебрян/нный", "овсян/нный" два Н, так как исключения надо писать с двумя Н". б) надо писать две Н, так как здесь суффикс ЯНН, где два Н.

Это ошибка. Произносите слова правильно! В суффиксах ан-ян одно Н. Ничего так не вредит грамотности, как всякие "исключения" и суффиксы, которые никто не помнит. Опора на речь!

4. "Слова "бешен/нный, морожен/нное" пишутся с двумя Н, так как здесь суффикс – енн, такой же, как в словах "лиственный, торжественный".

Ошибка! В «действиях» (тот, кто бесится; то, что морозят) нельзя смотреть на суффиксы. Именно это ведет к ошибкам. Здесь решает не суффикс, а приставка: ВЗбешённый – НН, бешеный –одна н. ЗАмороженное – НН, мороженое – одно Н. Нет приставки – Н одна. А суффиксы здесь должны быть под запретом.

5. "Не кого не было дома" – я так пишу, потому что частицу НЕ надо всегда писать раздельно.

Здесь сразу две ошибки. Правильно "никого не было дома". Подобные отрицательные слова в хит-параде ошибок занимают верхние строчки. Их надо писать по простой формуле: [НИ+? =слитно]. Всегда пишите только НИ: НИсколько, НИоткуда, НИчем.

6. "Слово "(з/с)десь" пишу с С, так как приставки З не бывает".

Ошибка: в слове "здесь" приставки нет. Это обычное слово на букву З, как "заяц" и "забор". Корень заблуждения – во вредном примечании к правилу про приставку С: "слова "здесь, здание, здоровье, зги" являются исключениями". Ничего, кроме вреда, это примечание не дает. Оно порождает только аберрации.

Это только верхушка айсберга. Массовых заблуждений очень много, их полно и в пунктуации. Они делают письмо не просто малограмотным, а вопиюще безграмотным. Такие ошибки – первое, что бросается в глаза, когда вы ведете переписку или комментируете посты.

При обучении мы бьём в самые "болевые точки", в которых делает ошибки большинство людей, и работаем без повторения грамматики, без единого грамматического правила. Наша цель – минимизировать количество ошибок у школьников-дисграфиков и полностью обнулить ошибки у взрослых. Это касается и пунктуации. Всего за 10 занятий вы получите навык уверенного безошибочного письма под контролем алгоритмов.

Наталья Романова, автор книг "Идеальная грамотность" и "Пиши без правил"
Наталья Романова, автор книг "Идеальная грамотность" и "Пиши без правил"

Последние в этом учебном году курсы в СПб пройдут 4-20 мая. Запись по тел. +7-812-924-48-52