«Воздух» вышел никудышным фильмом. Алексей Герман мл. в свойственном только ему стиле «мертвого кино» создал огромное пластмассовое полотно, глядя на которое от происходящего на экране очень хочется плакать и кричать, но не получается, не выдавить даже крохотной слезинки.
В «Воздухе» не веришь ни одному кадру, ни одной рубленной фразе, все искусственное и ненастоящее. Фильм начинается с большой батальной сцены, похожей на школьную реконструкцию одного из множества боев Великой Отечественной войны. Нет, это не кино, это - сюжет для провинциального ТВ.
Детские стоны наиграны, кровь - гуашь, вымученный страх и не цепляющая смелость. В «Воздухе», как во всех фильмах Германа мл., присутствует потенциал большого кино, только Герман мл. с маниакальным упорством умерщвляет все живое на экране.
Юные летчицы, в которых никто не верит, берутся доказать, что русские бабы, знаете ли, тоже могут и умеют воевать. Отважные вчерашние школьницы, словно дети делают первые шаги на фронте. Одни умирают в первый день, другим, единицам, почти никому, суждено выжить вопреки всему и собственными глазами увидеть Победу.
Сергей Безруков, играющий командира полка, наставника и для некоторых летчиц любовника, вполне достоверно воплотил на экране своего героя. С ролью справилась Елена Лядова, а остальные, за редким исключением, весь фильм механически шастали туда-сюда или стояли на месте, чеканя бесцветным голосом серый текст сценария.
Если Герман мл. хотел показать скоротечность жизни, то «Воздух» получился. Но если хотел отметить героизм женщин, выковавших Победу, то нет. Жалкие вышли наши герои, озабоченные и мстительные, дурные и злые девочки, не верящие ни в себя, ни в страну.