Выпускной бал разделяет два важных жизненных этапа – беззаботную школьную пору и загруженное делами студенчество. В этот момент происходит сложный и поэтапный процесс сепарации родителя и ребенка. Не редкость – то, что у вчерашнего школьника не накоплен опыт самостоятельных действий, поэтому многие педагоги вузов отмечают неподготовленность первокурсников ко взрослой жизни. Чему родители должны научить детей? Об этом нашему порталу рассказала победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2023» Ольга Пельс.
Забыл завести будильник, проспал пары, не спланировал учебный график, пропустил зачет… Студенты-первокурсники часто сталкиваются с подобными проблемами. Ведь совсем недавно всеми этими делами руководили родители: следили за «домашкой» и распорядком дня, будили по утрам. Но, может, школьникам стоит давать больше самостоятельности?
Потребность в проявлении самостоятельности мы наблюдаем уже у детей младшего дошкольного возраста. Поэтому крайне важно откликаться на эти потребности ребенка и позволять им проявляться в деятельности. Воспитание самостоятельности укрепляет ощущение «я могу» и направляет на активное познание окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте появляются ведущие потребности: самоутверждение, самопознание и взаимодействие. Способом познания окружающего мира становится самостоятельная деятельность, экспериментирование, общение со взрослыми и сверстниками. Поэтому развитие и укрепление самостоятельности стоит начинать еще в дошкольном периоде для того, чтобы позволять ребенку развиваться максимально полноценно.
Как на личность ребенка влияет гиперопека?
Гиперопека блокирует формирование и развитие самостоятельности, ответственности у ребенка. Он привыкает к тому, что все за него решает и почти все делает родитель. Девиз таких родителей: «Я знаю, как лучше» или «Как бы чего не вышло плохого». В таких детско-родительских отношениях мнение, интересы и границы ребенка, как правило, не учитываются. Либо возникает обратная ситуация: стремление выполнить любую прихоть ребенка, чтобы у того не возникло отрицательных эмоций и тревожности от происходящих событий. В результате ребенок не приобретает опыт самостоятельной жизни, не развивает уверенность в себе, не проявляет волевых качеств, не способен критически осмыслить задачи и принимать решения.
У современных родителей появилась тенденция давать детям свободу выбора. Какую музыку слушать, какую куртку надеть, что съесть на завтрак, какой фильм посмотреть и т. д. С одной стороны, это помогает детям почувствовать себя увереннее. А вот, с другой стороны, это усиливает стресс ребенка. Как найти золотую середину и всегда ли нужно давать детям право выбора? Узнаем из книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Поведение ребенка в руках родителей».
В книге есть тема «Правила о правилах». Условно правила и ограничения распределяются на 4 цветовые зоны. В зеленой зоне помещается все то, что ребенок может делать по его собственному усмотрению (выбор игрушек, друзей, книг, дополнительных занятий и пр.). В желтой зоне находятся действия с относительной свободой выбора в пределах определенных границ. Например, разрешается выбор времени выполнения уроков, но с ограничением временного интервала родителем. В оранжевой зоне находятся действия, которые не приветствуются родителями, и выбор в них почти не предоставляется, но иногда, в силу непредвиденных обстоятельств, выбор происходит в сторону их корректировки. В красной зоне находятся действия ребенка, которые неприемлемы ни при каких обстоятельствах, поэтому выбор здесь не предоставляется.
Топ-5 советов школьникам от педагога-психолога о том, как легче шагнуть во взрослую жизнь:
1. Изучай свои интересы и предпочтения. Ищи на практике то, что воодушевляет и включает в творческий, исследовательский поиск.
2. Учись договариваться и сотрудничать. Учитывай мнение других, находи разные варианты решения конфликтных ситуаций.
3. Составляй план дня и недели. Учись правильно распоряжаться своим временем. Разделяй дела по критериям срочности и важности.
4. Прислушивайся к своим ощущениям и чувствам. Проговаривай то, что беспокоит и вызывает тревогу. Если нужно, попроси помощи.
5. Твои ошибки – ресурс для развития и продвижения и неотъемлемая часть твоего жизненного опыта. Не сравнивай себя с другими, у тебя есть сильные стороны и другие навыки, которые можно развивать.