Черное море у российского побережья может остаться без дельфинов, волнуются ученые. Не все разделяют их тревогу. И что перевесит - экологическая или экономическая целесообразность - пока не понятно.
Только за последнюю неделю марта погиб 101 дельфин. А с начала года море потеряло более 200 этих животных, что больше, чем за весь 2023-й. С марта по июль они выбрасываются на берег, что связано как с рыболовными сетями, так и с загрязнением Черного моря, рассказала "РГ" руководитель Научно-экологического центра спасения дельфинов и других морских млекопитающих "Дельфа" Татьяна Белей. В марте смертельные случаи были связаны в основном с первой причиной. В этом году квоты на вылов камбалы увеличили почти в два раза, а камбальные сети наиболее опасны для дельфинов. "Необходимо искать для них альтернативу и в целом пересматривать правила рыболовства. Иначе Черное море останется без дельфинов", - предупреждает Белей.
Эту тревогу не разделяет замдиректора департамента водных биоресурсов и среды их обитания Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии Тимофей Барабашин. "Рыбная отрасль важна для региона и сейчас является драйвером развития экономики, обеспечивая продовольственную безопасность страны, - отметил эксперт. - Надо понимать, что запрещать вылов рыбы ради сохранения численности дельфинов никто не будет. Несколько лет назад в правила рыболовства Азово-Черноморского бассейна внесли уточнение, касающееся уменьшения толщины нити сетей для ловли камбалы. Насколько это помогло, сказать сложно, но процесс реально контролируется". Замдиректора также сообщил, что сейчас идут исследования звуковых отпугивателей морских млекопитающих - пингеров. Но пока, по его словам, они не обладают научно доказанной эффективностью.
Отметим, что фиксируются не все случаи гибели дельфинов, ведь есть еще и дикие места, где люди бывают нечасто, а также далеко не все тела выносит на берег. Так что об истинных потерях моря никто не знает. Впрочем, и существующая статистика смертей впечатляет. А если бы не было "Дельфы" - их было бы еще больше. "За пять лет мы освободили из сетей более 20 особей, смогли выходить шестерых тяжелобольных китообразных, - рассказала Татьяна Белей. - В этом году в Анапе волонтеры центра спасали еще двух азовок. Одна из них выжила, а вторая, к сожалению, умерла".
Выхаживать дельфинов в полевых экстремальных условиях очень трудно, поэтому в планах центра - построить стационар с бассейном для лечения тяжелобольных и с просторным морским вольером для реабилитации животных после жизни в дельфинариях.
Еще одна давняя мечта сотрудников центра - уже сбылась. В феврале здесь появился уникальный реанимобиль для дельфинов. "Мы назвали его "Дельфамобиль", - рассказала "РГ" координатор центра Екатерина Новикова. И показала, каким оборудованием он оснащен. Это гематологический и биохимический анализаторы крови, центрифуга, микроскоп, коагулометр, портативный УЗИ-аппарат. Есть складная транспортировочная ванна для перемещения дельфина в более спокойное место, если из-за больших волн нельзя помочь ему на мелководье. "Как правило, мы приезжаем к пострадавшему дельфину по вызову. И сразу оцениваем ситуацию на месте - по состоянию, поведению, дыханию, - продолжает Екатерина Новикова. - Берем кровь, быстро делаем анализ. И за минуты узнаем основные жизненно важные показатели организма".
Напомним, у нашего побережья обитают три вида дельфинов - афалины, белобочки и азовки. Все они имеют большое значение для "здоровья" Черного моря. И не только его. С помощью дельфинов, например, поддерживается баланс популяций рыб, других морских организмов. А их тела впитывают углекислый газ, уменьшая его уровень в атмосфере. Так что "эффект бабочки" - это и про дельфинов тоже.