Найти в Дзене
Мекленбургский Петербуржец

🟡🇩🇪📰(+)Berliner Zeitung: «Пора взглянуть на украинскую войну с реализмом» (перевод с немецкого)

Обзор немецких медиа

🗞(+)Berliner Zeitung в статье «Пора взглянуть на украинскую войну с реализмом» рассказывает, что за полтора года на линии фронта почти ничего не изменилось, не хватает ресурсов для масштабных наступательных операций. Призыв к чувству реальности в украинской войне. Уровень упоротости: умеренный 🟡

Украинский военнослужащий из Главного управления разведки Министерства обороны Украины осматривает морской беспилотник «Магура» © Женя Савилов/AFP
Украинский военнослужащий из Главного управления разведки Министерства обороны Украины осматривает морской беспилотник «Магура» © Женя Савилов/AFP

После примерно 780 дней войны настало время взглянуть на события на востоке Украины с чувством реальности. С поздней осени 2022 года, то есть в течение полутора лет, на тысячекилометровом фронте не было почти никакого движения. После в целом неудачного российского вторжения и двух украинских контрнаступлений в первые месяцы войны обе армии ведут позиционную войну.

Эксперты сходятся во мнении, что ни у одной из воюющих сторон нет ресурсов для успешного проведения крупномасштабных наступательных операций. Освобождение украинской армией восточных областей Украины, аннексированных (и в значительной степени оккупированных) Россией, так же иллюзорно, как и успешное наступление России на Киев.

Для успешного проведения такой операции, независимо от того, какая сторона в ней участвует, необходимо несколько сотен тысяч опытных солдат, а также техника, оружие, транспортные средства и боеприпасы. Это также относится к окружению российской армией восточноукраинского города Харькова, которое якобы запланировано на май или июнь. 700 000 или, по крайней мере, не более 800 000 человек, размещённых в настоящее время по обе стороны фронта, не обладают необходимыми ресурсами.

Теоретически обе стороны могут начать новые волны мобилизации. Однако это не решит проблему нехватки бронетехники и боеприпасов, которая также является проблемой для обеих сторон. Даже если бы вся европейская промышленность была переведена на военные рельсы и массово производилось оружие, масштабное изгнание русских из восточной Украины (и Крыма!) до 2026/27 года было бы нереальным. Не стоит забывать: во время Второй мировой войны производство вооружений в Германии достигло своего пика только в 1944 году, на пятый год войны - несмотря на то, что в течение многих лет все стороны национальной экономики были сосредоточены на конечной цели - победе.

Кроме того, в результате технического прогресса вернулась позиционная война. На суше, на море и в воздухе динамика мобильной войны была нарушена. Мощь прорывавших фронт бронетанковых колонн и пикирующих бомбардировщиков, десантные операции, подобные тем, что проводились в Сицилии и Нормандии в 1943/44 годах, переброска войск на вертолётах во Вьетнаме - все это немыслимо сегодня.

Современное огнестрельное оружие, такое как американский Javelin, уничтожает танки и вертолеты дёшево и эффективно. Зенитные ракеты Patriot сбивают с неба истребители, ракеты и крылатые ракеты. После успешного развёртывания украинских плавучих беспилотников, каждый из которых заряжен несколькими сотнями килограммов взрывчатки, значительная часть Чёрного моря стала запретной зоной для российского флота.

В военном искусстве наступила новая эра; массовость и успех больше не находятся в привычной пропорции. Поставки оружия воюющим сторонам увеличивают интенсивность убийств, но почти не влияют на ход фронта. Широко обсуждаемые крылатые ракеты «Таурус» позволят Украине наносить удары далеко за границей по российской территории, включая уничтожение московского Кремля, но не парализуют ни российскую командную структуру, ни российские поставки.

Конечно, остаётся вариант продолжения войны, как и 110 лет назад, когда Западный фронт не сдвинулся с места почти четыре года, несмотря на миллионы погибших. Но будет ли Россия в итоге так же истощена экономически и морально, как Германский рейх осенью 1918 года? И даже если 40-миллионный украинский народ пожертвует целым поколением молодых людей - превратится ли в результате вся Западная Европа в очаг войны?

Более того, Западу так и не удалось привлечь на свою сторону крупные развивающиеся экономики, такие как страны БРИКС (за исключением России). По разным причинам не-Запад не хочет победы Запада на Украине - понимаемой как восстановление границ 1991 года и, соответственно, международного правового порядка в Европе. Соперничество, старые счёты и обиды: этому есть много объяснений.

У Украины и её сторонников есть выбор: они могут сосредоточиться на (все более маловероятном) восстановлении старого порядка и продолжать борьбу в течение многих лет - или преодолеть старый порядок на пути к новому. Для сторонников старого порядка (силы закона) такие слова - ересь: всё, что меньше, чем победа Украины, вознаградит агрессора, утверждают они, и, следовательно, будет преклонением перед законом сильнейшего.

С точки зрения подхода это верно. Сторонники силы закона просто упускают из виду, что она не заложена в самом законе. Закон доказывает свою силу, когда сильный человек успешно его защищает. Это относится как к государствам, так и к их отношениям друг с другом; это часть природы государства, что оно может обеспечить соблюдение своего закона.

Сейчас утверждается, что в распоряжении современного человечества есть инструменты, которые разрушают противоречие между порядком и властью (законом и силой) в пользу объективированного разума: универсальные права, конвенции и хартии, многосторонние структуры и тому подобное. Но это лишь попытка выдать существующий порядок за вневременной. На самом деле идея легитимных претензий на власть или права такая же, как и в начале цивилизации 5 000 лет назад. Легитимным является то, что кажется подлинным, справедливым и правильным в соответствии с текущими представлениями. Поэтому не существует вечных порядков - только нынешние и прошлые.

Именно здесь в игру вступают прагматизм и реализм. Первые признаки смены курса по украинскому вопросу появились в США в конце 2023 года. Тогда далекое от близости к России издание Politico [близкое к России? Фасбендер, ты в порядке? — прим. «Мекленбургского Петербуржца»] сообщило, что администрация Байдена планирует не столько украинскую победу, сколько максимально сильную стартовую позицию для мирных переговоров с Киевом. Там буквально говорилось, что такие переговоры, вероятно, будут означать уступку части Украины России.

С тех пор этот вопрос набирает обороты. Страны БРИКС - ЮАР и Бразилия - занимают свою позицию. Китай также вовлечён в процесс; уже говорят о новом китайско-американском соперничестве: кто принесёт мир на Украину? В течение нескольких дней министр финансов США, министр иностранных дел России и канцлер Германии посетили Пекин. На той же неделе швейцарское правительство объявляет о проведении мирной конференции в Берне в середине июня. России там не будет, но неофициально её может представлять Китай. Это не безрисковая игра для Москвы; с каждым шагом русские становятся всё более зависимыми от Пекина.

Какие существуют варианты решения проблемы, позволяющие сохранить лицо обеим сторонам, помимо войны и победы? Датский экс-глава НАТО Андерс Фог Расмуссен пропагандирует один из них: замораживание военных действий и вступление неоккупированной Украины в НАТО. Сомнительно, что Россия пойдёт на это - одним из возможных вариантов могут быть двусторонние гарантии поддержки.

В любом случае, судьба восточной Украины в соответствии с международным правом расписана по звёздам. Запад не признает, что она принадлежит России, как не признал он и страны Балтии в составе Советского Союза. Россия, с другой стороны, не согласится на управление со стороны ООН, но может согласиться на референдум через несколько лет.

То же самое относится и к Крыму. Один из вариантов: Россия могла бы выплатить замороженные €300 млрд российского ЦБ на восстановление Украины в качестве покупной цены за полуостров. Это была бы такая же дорогая сделка для Москвы, как и продажа Аляски американцам всего за $7,2 млн в 1867 году - но креативность всегда в конце концов побеждает.

Вопрос в том, почему такое конструктивное воображение редко встречается в Германии. Вместо этого постоянно воспроизводятся одни и те же штампованные формулы: «Россия не должна выиграть. Украина не должна проиграть». Должна. Должна. Как будто Германия имеет право голоса в этом вопросе. Неужели людей ещё интересует реальность? Почему нет открытой дискуссии о том, что переломный момент может означать и прощание со старым порядком и поиск нового - когда закон теряет свою силу? Или кто-то действительно верит, что наши представления о порядке и ценностях будут существовать вечно?

Автор: Томас Фасбендер. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»

@Mecklenburger_Petersburger

P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: вообще не похоже на Фасбендера. Обычно он гораздо более адекватен. С другой стороны, понятно, что напиши он всё как есть — его с 💩 съедят. €300 млрд за Крым! Хотелка у них не треснет? 😀