Князь Олег Вещий и пророчества о Киеве
Князь Олег Вещий, покоритель Киева, был известен своим проницательным умом. В 882 году он использовал свою хитрость, чтобы взять под контроль столицу и умертвить князей Аскольда и Дира. После этой победы он провозгласил знаменитые слова о будущем Киева как матери городов Русских.
Выбор местоположения Киева считался стратегически важным. Расположенный на берегах Днепра, город был естественной крепостью. Эта природная преграда была особенно ценна в то время, когда торговые пути через реки были ключевым элементом экономической жизни. Именно по этим путям варяги путешествовали к грекам, перевозя товары и культуру.
Торговля через реки представляла собой долгое и опасное странствие. На пути из Варяжского моря к Черному морю стоали не только природные преграды, но и военные опасности. Князь Олег понимал, что Киев, расположенный на пересечении торговых маршрутов и защищенный Днепром, станет не только успешным торговым центром, но и неприступной крепостью.
Именно поэтому слова князя Олега о судьбе Киева как матери городов Русских были не пустым звуком. Он видел в будущем города не только его богатство и процветание, но и его роль как столицы, объединяющей русские земли. Это пророчество отразилось в истории Киева, который стал историческим центром Древнерусской цивилизации и несущим духовное наследие веков.
Таким образом, Князь Олег Вещий не только завоевал Киев хитростью и мудростью, но и предвидел его будущее как важного культурного и экономического центра. Его прозорливость и умение видеть далеко вперед помогли укрепить столицу и утвердить ее роль в истории средневековой Руси.
## Внешняя политика князя Олега Вещего после захвата Киева
Князь Олег Вещий, овладев столицей, принял решение о расширении территории своего государства путем включения в него новых земель, культивированных племенами, которые прежде платили дань хазарам. Вследствие этого Киевская Русь пополнилась племенами радимичей, полян, словен, северян, кривичей, древлян. Кроме того, князь наложил свое влияние на соседние дреговичи, уличи и тиверцы.
Параллельно под Киев приблизились угорские племена, вытесненные с Урала половцами. Исторические хроники не уточняют, установили ли они мир с Русью или же были изгнаны. Однако факт пребывания их вблизи Киева был неразрывно связан с историей этой местности. Это участок до сих пор ассоциируется с угорцами. Племена впоследствии перебрались на другой берег Днепра, захватили ближайшие территории (Молдову и Бессарабию) и затем отправились в Европу, где основали королевство Венгерское.
Новый поход на Византию: князь Олег и мирный договор
Поход на Византию в 907 году открыл новую главу в истории внешней политики Древней Руси. Русские воины, возглавляемые князем Олегом, направились в поход с надеждой на богатую добычу. Своим походом Олег стал вторым русским князем, объявившим войну Византии, после Аскольда и Дира.
Войско Олега состояло из почти 2000 кораблей, каждый вмещал 40 воинов, сопровождала их конница. Император Византии разрешил русским воинам грабить окрестности Константинополя. Однако вход в бухту города был перекрыт цепями, и атаковать сам город русские не могли.
Олег пришел на помощь своим воинам и приказал оборудовать корабли колесами. С пригодным ветром они отправились на кораблях с парусами по земле прямо к столице Византии. Гроза поражения нависла над Константинополем, и греки, осознав опасность, решили заключить мир с русскими.
По условиям мирного договора между Киевской Русью и Византийской империей, заключенного 2 сентября, в 911 году, греки выплатили 12 гривен за каждого воина русскому князю. Этот договор обеспечил выплату даней городам Киеву и Чернигову, а также право беспошлинной торговли для русских купцов.
Политика Игоря, преемника князя Олега, описывается в "Слове о полку Игореве". Источники историков, такие как А.А. Горский, Д.С. Лихачев и Б.А. Рыбаков, исследуют культурные и исторические аспекты того времени.
Хотя точная дата рождения князя Олега неизвестна, его поход на Византию и последующий мирный договор с империей оставили след в истории Руси как важное событие внешнеполитических отношений.