«Свордфиш» знаменитый, великий и ужасный, который называли преимущественно «Stringbag» («Авоськой»), а никак не стремительной «Меч-рыбой». И это при поразительных успехах, программе «активное долголетие» в строевых частях, а не на тыловых задворках. Массовая машина в условиях Мировой Войны не могла обойти стороной ни один театр военных действий. Дальний Восток исключением не был. А как такая машина стала тем, чем стала, история, на самом деле, простая.
Найти на заглавный арт картинку с «тихоокеанским Свордфишем», задача практически невыполнимая. Машина прославилась на совершенно других ТВД. Поэтому просто пара NoName «Авосек» на угрюмом фоне. Несомненный и выстраданный плюс арта, учитывая тематику, отсутствие на картинке или «лучшего друга», водоизмещением 50900 тонн, или ночного фейерверка в одном из средиземноморских портов.
Англичане, пионеры в боевом использовании как авиаторпед, так и авианосцев, имели свой, неповторимый взгляд на облик палубного торпедоносца, который авиация флота (FAA - Fleet Air Arm) гордо пронесла сквозь десятилетия, провоевав половину Второй Мировой на бипланах, больше соответствовавших по ЛТХ временам Великой Войны (*минутка сарказма закончена).
Начнем с того, что торпедоносцы FAA были универсальными машинами классов TSR (Torpedo-Spotter-Reconnaissance). «Многозадачность» была и у американцев с японцами, но в Британии гипертрофированное внимание уделялось задачам разведки, наблюдения и корректировки (Spotter-Reconnaissance), конструкторов вынуждали обеспечивать соответствующий (по мнению заказчика) обзор членам экипажа, в том числе, во вред летным данным.
Предшественник героя статьи из начала 30-х годов, Blackburn «Baffin» Mk.I 810-ой Эскадрильи Авиации Флота (810th NAS – Naval Air Squadron). Немного медленнее, а по сути, найдите десять отличий. Консерватизм –это ремесло.
Второе, на первый взгляд вполне логичное требование, сыграло с Англичанами злую шутку. Торпедоносцы должны были использоваться в том числе на имеющихся небольших авианосцах с короткими палубами, причем в любую погоду, то есть иметь прекрасную управляемость и взлетно-посадочные характеристики. Обличенные полномочиями мужи (заказчики) упорно считали, что подобные добродетели лучше всего обеспечивает бипланная схема. На минуточку, речь идет хорошо, если о середине, а то и о второй половине тридцатых годов. Естественно никуда не делись ограничения по массогабаритным и прочностным характеристикам: машины должны были быть «складными», влезать на самолетоподъемники и в ангары имеющихся авианосцев, и не разваливаться при жесткой посадке на палубу.
Как результат, британцы встретили Вторую Мировую с ну очень неторопливыми, но маневренными и грузоподъемными этажерками, способными приземлиться на пятачке.
Япония ни разу не была лидером мирового авиастроения, но вот, пожалуйста, пусть и условно, но почти ровесник «Авоськи»: на 140 км/ч быстрее, крейсерская скорость такая же, как «максималка» у британцев, радиус действия почти вдвое больше. Мог работать и работал с «авианосцев-коротышей». Здесь Nakajima B5N1, позднее названный «Kate». Авиагруппа «Сорю», 1939 год.
Ограниченность возможностей, если не ущербность и уязвимость своей «торпедоносной авиации», очевидно, что осознавали, поэтому большое значение уделялось подготовке экипажей для действий в тяжелых погодных условиях и ночью (Таранто получился не сам собой). Да и про палубные TSR-монопланы, на самом деле никто, по-хорошему, не забывал, только вот с реализацией была незадача по оргпричинам.
В общем и целом, работы над Фейри «Барракудой» начались практически одновременно, что и над «Альбакором» - последним из клана «Авосек» и в год появления «Свордфишей» на палубах авианосцев - в 1937. Что касается «Барракуды», то любую идею можно довести до абсурда, особенно если в головах условного заказчика парад тараканов. На фото: Fairey «Barracuda» Mk.II 847-ой NAS на палубе авианосца «Викториес». 1944 год.
Ну и коротенько, для общего развития, об основных «ареалах обитания» и «этапах большого пути» героя статьи.
08 декабря 1941 года – начало марта 1942 года. Отступление из Малайи, неудачная оборона Сингапура с последующей эвакуацией в Голландскую Ост-Индию. На финишной прямой – полный коллапс. Лучше всего ситуацию этого периода описывает известная фраза генерала Ямасита: «Моя атака на Сингапур была блефом — но он сработал». Причем «летунов» можно было винить в самую последнюю очередь: что смогли - то сделали.
5-10 апреля 1942 года. Рейд авианосного соединения Нагумо в Индийский Океан с последующей атакой Цейлона, вернее находящихся там баз авиации и флота. Базовая авиация не только защищалась, но и контратаковала, правда все ценой большой крови. Причем будь англичане чуть поудачливее, могли бы безмерно огорчить адмирала Нагумо задолго до июня 42-го года.
С дивана, да еще по прошествии более чем восьмидесяти лет, оно конечно виднее, но действия сравнительно многочисленного «Восточного Флота», хронически проигрывавшего японцам в палубной авиации и авианосцах, но имевшего преимущества в крупных артиллерийских кораблях видятся примерно так:
Причем спрятаться удалось не только лишь всем (выжившие члены экипажей «Гермеса», «Дорсетшира» и «Корнуолла» точно подтвердили бы). По крайней мере, карьера командующего тамошним флотом, адмирала Джеймса Сомервилла, никак не пострадала, хотя впоследствии несознательные граждане нехорошие вопросы и задавали. Впрочем, адвокатов у него (адмирала) было, есть и будет хоть отбавляй, несмотря на то, что последствия рейда имели далеко идущие последствия.
Англичане на Цейлоне всю войну вынуждены были держать крупную авиа-группировку, а японцы практически до середины 1944 года обезопасили себя от британского флота «с заднего крыльца» (Индийского океана), записав в актив самую удачную операцию палубной авиации (после Гавайев, естественно).
5 мая - 6 ноября 1942 года. Захват острова Мадагаскар (операция «Броненосец» (Ironclad)). Еще до «цейлонских тумаков» появилась идея-фикс, что японцы вот прям собираются во французской колонии (тогда правительства Виши), на острове Мадагаскар, построить военно-морскую базу. Почти в Африке, да. Видимо, что-то вроде этого:
Зачем и какому полоумному нужна была база с таким плечом логистики по контролируемому союзниками океану, никто конечно объяснять не собирался. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» (с). Vae victis (с) тоже подойдет. Против недавних союзников выставили внушительные силы, включая пару авианосцев. Местами, на острове, французы основательно упирались и история подзатянулась, но силы были несопоставимы: японской базе на Мадагаскаре было сказано твердое «нет» (сарказмЪ).
Если уж подходить к вопросу совсем педантично, то героев статьи в небольших количествах можно было найти в самых неожиданных местах бескрайнего Тихоокеанского ТВД, о чем, если отступит амнезия, будет упомянуто. К активным боевым действиям, правда, машины не имели отношения.
В начале, хотелось бы сказать несколько слов о «специально приглашенном госте», по совместительству менее удачливом конкуренте «Свордфиша», Blackburn «Shark».
Цельнометаллический биплан-торпедоносец (вернее, TSR-универсал) 1933 года рождения. В 1934-1937 годах на вооружение трех строевых эскадрилий FAA поступило 16 машин модификации Mk.I и 126 - модификации Mk.II, различавшихся модификацией двигателей Armstrong Siddeley «Tiger» (IV и VI). Двигатели, вернее их сомнительная надежность, машину и подвели: уже в 37-ом «Акулы» стали заменяться на авианосцах «Авоськами», которым «по справочнику» ни в чем не уступали.
Blackburn «Shark» MK.II 820-ой NAS, приписанной к авианосцу «Корейджес», 1936 год.
Причем самолеты без работы не остались, уйдя во «вторую линию» (учебные, патрульные, связные), тем более что на «Шарке» конструктивно была предусмотрена техническая возможность замены колесного шасси на поплавки, расширяющая горизонты применения во «второй лиге». Мало того, в 1937 году серией в 95 машин была выпущена модификации Mk.III. Установили двигатель Bristol "Pegasus" III (как на «Свордфише»), трехлопастный винт и неслыханную роскошь: закрытый фонарь кабины пилота и штурмана. «Апгрейд» настолько удался, что часть самолетов модификации Mk.II была доведена до уровня MK.III. Такие «Акулы» даже выпускались в Канаде: к 1939 году было выпущено 17 тушек.
Blackburn «Shark» MK.III 755-ой NAS в Метрополии, 1942 год. Вне зависимости от модели двигателя, унылые летные данные не менялись. Скорость не превышала 250 км/ч, стрелковое вооружение тоже оригинальностью не блистало (один курсовой и один турельный пулемет калибра 7.7 мм). Плюс, конечно, возможность использования торпеды.
На Дальний Восток «Шарки» попали в конце тридцатых, в количестве девяти штук. Машины направили в первое звено Четвертой вспомогательной эскадрильи RAF (4th AACU -Anti Aircraft Cooperation Unit) - буксировщики мишеней. На декабрь 1941 года в строю оставалось еще шесть машин, из них по крайней мере четыре были модификации Mk.III, а одна - Mk.II (у любителей NOVO-FROG есть надежда: там именно что модификация Mk.II).
Если не считать пары бестолковых вылетов, когда все, кто мог, истерично бросились искать пропавшее «Соединение Z», именно боевой вылет приключился только один. 21 января 1942 года одиночный «Шарк», несший четыре 250-фунтовые (113 кг) бомбы, в компании пары «Альбакоров» 36-ой эскадрильи RAF , атаковали не далеко от Сингапура транспортную колонну японцев (больше на задание посылать было попросту некого). Доказанный результат был только один: все самолеты вернулись домой, разминувшись как с собственным охранением из шестерки «Буффало», так и с японскими истребителями (последние, в дождевом шквале этажерки просто не заметили).
Blackburn «Shark» MK.II тоже 755-ой NAS и тоже в Метрополии, только год 1939. По крайней мере пока, известна только одна фотография сингапурской «Акулы», причем с лобового ракурса, на котором ничего не рассмотреть. Дальневосточные машины вероятнее всего несли камуфляж.
И об известных потерях. 15-го и 17-го января 42-го на авиабазах Селетар и Тенга, после штурмовок японских истребителей, повреждения различной степени получили четыре «Шарка». Но в общем, с достаточной долей уверенности можно сказать, что все «Шарки» в Сингапуре и остались. Занавес.
Ну и о виновнике торжества, Fairey «Swordfish».
Формально, «Меч-рыба» ничем особым не отличалась в лучшую сторону ни от своего предшественника, Blackburn «Shark», с которым создавалась практически одновременно, причем по одному техзаданию, ни уж тем более от своего "преемника", Fairey «Albacore». «Максималка» не дотягивала до 230 км/ч, открытая кабина экипажа (привет конвоям в СССР и Северной Атлантике), но кому сейчас легко? Однако…
А вам слабо? Попасть торпедой в определенное место маневрирующего и палящего во все стороны объекта длиной 251 метр? Понятно, что случайность, но тем не менее. На фото: «Авоська» 818-ой эскадрильи, возвращающаяся на авианосец «Арк Ройал» 27 мая 1941 года с места затопления одного, мало кому известного боевого корабля. На боковичке: Fairey «Swordfish» MK.I лейтенанта Джона Моффата (Sub-Lt. J. W. Moffat) из той же 818-ой NAS, автора самого известного торпедного попадания в истории.
Долгую жизнь обеспечил ряд обстоятельств. Во-первых, едва ли не до 1944 года адекватной замены не было («Альбакор»? Да ладно). «Свордфиш», в отличие от цельнометаллических предшественников и последователей, имел смешанную конструкцию (дюраль использовался ограниченно, планер и крылья – трубчатая ферма, обтянутая полотном) и оснащался старым, но надежным двигателем Bristol "Pegasus", что в условиях дефицита материалов Тотальной Войны имело совсем не последнее значение. Машина была дешева в производстве, надежна, проста в управлении и обслуживании. А потом в Европе война на море-океане быстро превратилась в «подводную войну», где скорость самолета-охотника уже не имела решающего значения. Понадобились не торпедоносцы, а самолеты ПЛО, где грузоподъемная, способная долго держаться в воздухе, а главное, имеющая прекрасные взлетно-посадочные характеристики «Авоська» оказалась крайне полезна для использования на эскортных авианосцах и, в частности, на вот таких вот «суррогатах», т.н. MAC-ships:
В общем, почти случайно получился аналог современных противолодочных вертолетов. Делу всячески способствовала как установка на «Свордфишах» модификации MK.II поисковых радиолокаторов ASV Mk.II, так и появившаяся возможность подвески НАР. На модификации MK.III под брюшком, на постоянной основе, поселился более совершенный радар ASV Mk.XI. Самолет сняли с производства только в августе 44-го, успев выпустить 2392 машины трех модификаций.
Ну и к «Дальневосточным страданиям». На декабрь 1941 года, в Сингапуре, в составе уже упоминавшейся «буксировочной» 4-ой AACU RAF числилось восемь «Swordfish» Mk.I. Несмотря на опытный летный состав, машины, как и упоминавшиеся ранее «Шарки» этой же эскадрильи, поначалу в боях не использовали.
Fairey «Swordfish» Mk.I 4-ой AACU RAF. Снимок довоенный, но на самолетах присутствуют подкрыльевые бомбодержатели.
Ну как не использовали. Использовали. Но так получилось, что преимущественно в качестве мишеней для воздушных атак японцев. 1 января 42-го года три «Авоськи» стали жертвой ночного налета бомбардировщиков 90-го и 98-го Сентаев на авиабазу Тенга. 21 января Ki-21 накрыли на земле еще один «Свордфиш».
Первый и последний боевой вылет «Свордфишей» произошел когда все стало совсем плохо, под самый занавес, 2 февраля 1942 года: четыре оставшихся машины были отправлены ночью бомбить аэродром Клуанг. Результаты неизвестны, зато все вернулись, но только для того, чтобы в тот же день быть уничтоженными на аэродроме.
Весной 1942 года на Цейлоне базировалась «резервная» 788-я эскадрилья, укомплектованная «Swordfish» Mk. I. 5 апреля 42-го, шесть машин (все, имевшиеся в эскадрилье) вооруженные торпедами, решили перебросить на АБ Ратмалана для дозаправки и последующего вылета на поиск флота супостата. Проблема была в том, что штабные умники ошиблись с временем ожидаемого налета противника и ничего не подозревавшие «Авоськи» вышли прямехонько на группу Зеро с «Хирю», причем японцев приняли за свои «Харрикейны» и отстрелялись сигнальными ракетами. Естественно, все торпедоносцы были быстро сбиты.
На фото: «Свордфиш» Mk.I 814 NAS с Цейлона. Фото датируется летом 42-го. На боковичке неизвестной достоверности - «Свордфиш» Mk.I с погибшей в полном составе 788 NAS.
Кроме того, на бедолаге «Гермесе» (старый авианосец HMS “Hermes”), входившем в т.н. «медленную группу» Восточного флота базировались двенадцать «Swordfish» MK.I «противолодочной» 814-ой эскадрильи. Десять машин были переброшены на авиабазу Чайна Бэй, где 9 апреля попали под атаку «палубников» Нагумо (о потерях неизвестно), а пара неисправных «Авосек» в тот же день пошла на дно вместе с авианосцем. К слову, еще один «Свордфиш», причем оснащенный радаром ASV, был на борту «Формидебла».
В мае 1942 года, во время «освобождения французского Мадагаскара от японской угрозы» на борту «броневика Илластриес» базировалось две эскадрильи «Авосек» (810 NAS и 829 NAS), принявших живейшее участие в десантной операции.
Fairey «Swordfish» Mk.II 810 NAS c авианосца «Илластриес». 1942 год. Такой вариант дается в декали DP Casper «Forgotten Operations Ironclad».
ПВО у французов было так себе и старым машинам было где развернуться. 5 мая 42-го была проведена массированная атака на гавань Диего Суареса. Первая волна (шесть «Свордфишей») атаковала торпедами шлюп «D’Entrecasteaux» (промазали), зато попали во вспомогательный крейсер «Bougainville» (бывшая транспортная калоша затонула), вторая волна закидала глубинными бомбами подлодку «Beveziers» . Третья любезно сбросили листовки и спасательные жилеты страждущим и повторно атаковала бомбами ударившийся в бега упомянутый шлюп (опять мазилы). Все этой ценой потери одного «Свордфиша», сбитого огнем с земли (в литературе упоминается, что эта атака обошлась 829-ой эскадрилье в целых пять «Авосек»).
Вверху: вспомогательный крейсер «Bougainville» (бывший грузовой «Victor Schoelcher», 3000 тонн, семь 138-мм пушек, если не врут) – единственная «торпедная» победа FAA на условном Дальнем Востоке. Внизу: авизо/шлюп «D’Entrecasteaux»(2600 тонн, три 138-мм пушки) – единственная «бомбовая» победа FAA там же.
На следующий день, 6 мая, неуловимого Джо шлюп таки нашла и примерно наказала четверка «Авосек». Бомбы нанесли такие повреждения, что экипаж счел за благо затопить корабль на мелководье. Флотские геройства закончились 7 мая, когда «Свордфиши» глубинным бомбами повредили и заставили всплыть ПЛ «le héros» и, за неимением морских целей, самолеты занялись поддержкой сухопутных войск: местами французы оказывали ожесточенное сопротивление.
После Мадагаскара жизнь дальневосточных «Авосек» обилием событий и приключений не отличалась. В 1943-45 годах на Цейлоне и в Индии в разное время, в разных вспомогательных эскадрильях, в частности в 733 NAS , 756 NAS , 796 NAS и 797 NAS, присутствовали «Свордфиши» модификаций Mk.I и II.
Fairey «Swordfish» Mk.II 756 NAS, Цейлон, 1944 год. Машина формально учебная, причем оснащенная поисковых радиолокатором ASV MK.II.
Самолеты были чистой воды «Второй линией», что подразумевало учебные функции или, в лучшем случае, рутинное противолодочное патрулирование, всё с местным колоритом:
Палубная компонента «Свордфишей» этого периода на ТВД была представлена тоже чахло, а именно 834-ой эскадрильей на авианосце «Баттлер» (HMS «Battler»), которая в марте 44-го отметилась в Индийском океане операцией по обнаружению и потоплению немецкого судна снабжения подводных лодок «Brake».
Fairey «Swordfish» Mk.II 834 NAS, авианосец «Баттлер», 1944 год. Вышеописанная операция была видимо последней боевой в карьере «Авосек» эскадрильи: осенью 44-го эскадрилья была расформирована.
Ну и напоследок об детективном "Австралийском следе".
В марте 42-го года, на Богом забытой ж/д станции на западе Австралии были обнаружены бесхозные деревянные ящики с неизвестными летательными аппаратами тяжелее воздуха. Документации не было никакой, но пытливые умы и шаловливые ручки это не остановило: ящики были вскрыты, содержимое собрано-скручено-свинчено воедино. На выходе получилось шесть паровозов Fairey «Swordfish» Mk.I.
Самолеты без шума, по-тихому распределили по двум эскадрильям (14 и 25 Sqn. RAAF) и использовали для контрабанды кенгуру противолодочного патрулирования на спокойном юго-востоке Австралии и в качестве курьерских. Идиллия продолжалась недолго, самоделкиных разоблачили, потребовали разобрать «самострой» и вернуть законному хозяину (Британскому флоту), что и было сделано (без энтузиазма).
Fairey «Swordfish» Mk.I переделанный в испытательный стенд по программе создания модификации Mk.III. Испытательный центр RAF (A&AEE), Боскомб Даун, 1943 год. Борт - один из бывших «приватизированных» австралийцами, фотографий "криминального этапа" нет, но ищут.
В мае 1942 года «потеряшки» были отправлены в Найроби, проведя впоследствии долгую и плодотворную жизнь.
Вот собственно и все, что известно об этих по-своему уникальных самолетах на "Дальнем кордоне". Какие-то выводы делать не с чего, не тот случай.
Всем добра.
Использована информация из открытых источников.