Найти тему
6000 миль до Голливуда

Круче, острее, длиннее. Режиссерская (!) версия исторического "эпика" Ридли Скотта.

("Царство небесное", Kingdom of Heaven, 2005, США)

И не упомню, сколько "режиссерских версий" любимых фильмов я повидал на своём кинозрительском веку. Как удачных ("Леон", "Терминатор 2", "Аватар", условно-режиссерский вариант "Гнева" и др.), так и тех, что вдруг оказались хуже своих прокатных оригиналов ("Ложное искушение", "День Независимости", "Расплата" и др.).

Однако, если прежде на вопрос "А какую из таких версий можно назвать наилучшей?" у меня не было однозначного ответа, то теперь он есть.
Бесспорно, это
"Царство небесное" Ридли Скотта. Которое являет собой, пожалуй, идеал того, как надо дарить своим фанатам подарки с этикеткой "Director's cut".

Обзор на обычную, кинотеатральную версию фильма - по этой ссылке.

Лиам Нисон в 2005-м:  "Ну хорош вам прикалываться! Да какой из меня будущий герой боевиков? Мне ведь уже 53 года!".
Лиам Нисон в 2005-м: "Ну хорош вам прикалываться! Да какой из меня будущий герой боевиков? Мне ведь уже 53 года!".

Понятно, что с моим невероятным открытием режиссерской версии "Царства небесного" (далее - "Царство р. в.") меня даже слоупоки выгнали бы из своих рядов - за излишнюю тормознутость. Ведь Скотт выпустил XXL-вариант этого фильма ещё в год его премьеры, в декабре 2005-го. То есть сразу, как только подбил его унылые прокатные итоги. Однако все эти без малого 20 лет он почему-то упорно меня избегал, хотя я пересматриваю его ну раз в 2-3 года как минимум.

Вот и намедни, случайно обнаружив "Царство небесное" в Сети в формате 4k, я решил взглянуть на эту его модную обновку...
....И слегка прифонарел: найденная мной копия оказалась длиною аж 3 часа 9 минут! Ага, вместо привычных 2 часов 25 минут. Тогда как коньяка на просмотр я купил привычные 0,5, а не 0,7 - вот же подстава от уважаемого сэра Ридли!
Ну да ладно, будем считать, это он так отомстил за мой ворчливый обзор на
"Наполеона". Тем более внезапный подарок в виде аж 44 дополнительных минут всяко-разно ценнее каких-то там 200 коньячных граммов.

А вы говорите, люди в Средние века были глупее! Да вы только гляньте на их учебники для начальных классов, что лежат у пацана  на столе!
А вы говорите, люди в Средние века были глупее! Да вы только гляньте на их учебники для начальных классов, что лежат у пацана на столе!

Скажу больше: в виде этих 44 минут нам подсунули "гораздо лучший мех", чем можно было ожидать. И если у большинства режиссеров их авторские вариации фильмов, это как привило то же самое, плюс авоська неважных бонусных сцен, то в "Царстве р. в." всё сложнее и уместнее. Ибо добавлены в него воистину мощные и яркие эпизоды. Такие, которые фактически аннулируют все претензии, что я предъявлял картине до сей поры. И даже гламурноватый в ту пору Орландо Блум, кажется, заиграл тут взрослее и драматичнее. Так, словно бы он-нынешний вернулся в прошлое и преподал там самому себе курс полезных уроков актерского мастерства.

Последнее, разумеется, всего лишь иллюзия. Но вызвана она объективной причиной: в "Царстве р. в." почти у всех ключевых героев есть либо захватывающая предыстория, либо их текущую жизнь обогатили не менее захватывающими обстоятельствами. Благодаря чему эти персонажи избавились от былой картонности и стали по-настоящему живыми. А таковым, ясен Блум, и сопереживаешь гораздо сильнее, даром что финал картины нам давно знаком, и альтернативного здесь нет.

Что ещё радует: мечерубилово в "Царстве р. в." стало заметно брутальнее, поскольку боевые сцены (может, не каждая, но многие) форсированы дополнительными острыми моментами. Теми, что зачем-то вырезали из прокатного варианта, и которые, к счастью, теперь вернулись на свои законные места. Более того, сюда "загрузили" и пару новых схваток, включая финальный поединок, но о нём чуть ниже.

- Чего-чего? Да, блин, не мародёр я! Сталкер я, хабар вот собираю - неужто не видите разницы?
- Чего-чего? Да, блин, не мародёр я! Сталкер я, хабар вот собираю - неужто не видите разницы?

Пробежимся по самым ярким нововведениям фильма без спойлеров.
Первое, чем вас тут приятно удивят: вступительная глава стала едва ли не в три-четыре раза длиннее и обстоятельнее. Теперь истории с самоубившейся женой главгероя Балиана и визитом в эти края его отца, крестоносца Готфрида (Блум и Нисон) развернуты шире, "опсихологичены" глубже и переплетены теснее. А зловредные священник и деревенский шериф (М. Шин и Н. Костер-Вальдау) обрели иную, более вменяемую мотивацию для своих гадких поступков.
Дорога Балиана к Иерусалиму тоже стала извилистее и богаче событиями.

Вторая по объёму "добавка" - история маленького сына королевы Сибиллы (Е. Грин), наследника умершего от проказы, короля Иерусалима Балдуина IV (Э. Нортон). Эта параллельная главной, сюжетная линия и вовсе столь душераздирающая, что своей кульминацией аж на время затмевает все прочие драмы и трагедии "Царства р. в.". При этом она тоже нагло подтасовывает исторические факты, но с учетом полуфэнтезийноого характера всей картины ругать эту авторскую вольность подавно нет смысла.
Линии некоторых второстепенных персонажей вроде Госпитальера и Могильщика (Д. Тьюлис и М. Хэнкок) тоже сделали более продолжительными и выпуклыми.

И, разумеется, то, чего не было в оригинале, и что должно быть в любом историческом фильме, не лишенном романтизма: финальный поединок на мечах Благородного Добра с Мерзостным Злом. То бишь Балиана и его главного антагониста, злокозненного крестоносца Ги де Лузиньяна (Мартон Чокаш). В "Царства р. в." это всё-таки случается - их клинки позвенят, и даже не без своей драматичной изюминки.

Поскольку кириллицу султан Салах ад-Дин не знал, немудрено, что его кони ходили как угодно, только не буквой Г.
Поскольку кириллицу султан Салах ад-Дин не знал, немудрено, что его кони ходили как угодно, только не буквой Г.

***

В общем, и без того "Царство небесное" было выдающимся фильмом Ридли Скотта заката его золотой поры. А после столь щедрой фаршировки дополнительной вкусной начинкой картина может без стеснения написать у себя на майке толстым маркером "ШЕДЕВР!". И ходить, красуясь этим, везде, где захочет, поскольку будет абсолютно права. Пусть не с исторической, - куда уж ей до этого, - но с драматургической точки зрения.

Поэтому имеющийся у меня в коллекции BD с прокатной версией "Царства..." можно смело убирать на антресоль (выбрасывать всё-таки жалко), ибо он вдруг стал для меня в одночасье не актуальным. Или, вернее, за те три с лишним часа, что идет этот фильм-колосс - одна из лучших работ сэра Ридли за всю его карьеру. Особенно по сравнению со всей вот этой вот его дедушкиной сентиментальностью.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):