(1994, Франция)
Всяк, кто видел "Никиту́" (1990) Люка Бессона, тот не забыл и блистательного Жана Рено в роли чистильщика Викто́ра. Того самого утилизатора трупов и по совместительству тоже киллера, который являлся на подмогу основному киллеру подчищать за ним улики, если тот облажался и наследил. Образ свирепого и хладнокровного, как рептилия, Викто́ра неожиданно выдался настолько ярким, что пока он присутствовал в кадре, глядеть на суетящуюся рядом с ним Никиту было уже не интересно. Одно плохо - экранного времени для Рено было выделено совсем немного. И потому надежды зрителей на то, что этот колоритный мужик будет на подхвате у Никиты до финала, вскоре обламывались.
Само собой, Бессон тоже видел это своё режиссёрское упущение. И тоже корил себя за него, отчего не мог нормально ни кушать, ни спать. Результатом чего и стало появление "Леона" - отдельной истории о крутом киллере (пусть и другом), невозмутимом снаружи, но сентиментальном внутри. И, естественно, играть этого чувака снова позвали Жана Рено, ибо для кого ещё-то сочинялась эта роль?
Снимали "Леона", однако, по остаточному принципу. Просто в работе над "Пятым элементом" возникла долгая пауза из-за занятости Брюса Уиллиса в других проектах, вот Бессон и решил, дабы съемочная команда не простаивала, забацать в этот промежуток что-нибудь другое. Никто не возражал - все как один напряглись и забацали. Причем, наверное, сами не ожидали, что результат выйдет настолько шедевральным. Даже на нашем Кинопоиске "Леон" до сих пор занимает крутейшее 6-е место в Топ-250, пропустив вперед себя лишь одного "француза" - "1+1" Накаша/Толедано (5-е место). И как так получилось, что он оказался гораздо мощнее "Никиты" и отстрелялся точно в яблочко, поди разберись, хотя удивляться по большому счету здесь нечему. В те времена Люк Бессон находился на пике своей творческой формы и мог совершать режиссёрские подвиги с той же легкостью, с какой в те же самые годы Ван Дамм садился на свой поперечный шпагат.
История нью-йоркского киллера, которую Бессон рассказывает нам под обволакивающую музыку Эрика Серра, не мчится вперед галопом, а движется неторопливо, в раскачку, но в то же время без рассусоливания и пробуксовок. Каждый диалог в её завязке, даже коротенький, всё ярче и чётче прорисовывает образы главных героев. И ещё до того, как Леон возьмет под свою защиту осиротевшую девочку Матильду, всю семью которой убили грязные копы-наркоторговцы, мы будем знать и о ней, и о Леоне так много, как будто сами долго жили с ними по соседству.
Ну а когда эта экстравагантная парочка сроднится и начнёт своё выживание в огромном и злобном городе, количество жестких, шокирующих и трогательных сцен здесь начнет и вовсе зашкаливать - только успевай подливать себе коньяк и салютовать бокалом полёту безудержной фантазии автора этой картины.
А вот американцам не повезло - у них "Леон" шёл в безобразно отцензурированном варианте. Причем было вырезано аж 25 минут (!) действительно эффектных, а также эмоционально сильных эпизодов. И когда я впервые добрался до режиссёрской версии фильма (сам Бессон называет её "расширенной" и длится она 133 минуты), то был приятно шокирован тем, как это кино заиграло новыми, ещё более удивительными красками. Воистину, смотреть сегодня его американский вариант - всё равно, что читать толстую интересную книгу, из которой выдрана едва ли не четверть страниц. Так что мотайте на ус - настоящий 100% "Леон" должен идти только два с мелочью часа и никак не меньше.
Что же касательно критики... Ну, лично я качу бочку лишь на ссыклявый спецназ в развязке. Тот, который при всей своей огневой мощи робко мнётся перед дверью квартиры, где засел один-единственный преступник, даром что вооруженный. Прочие же перегибы и недогибы сценария меня уже не коробят и ковыряться в его внутренностях меня совсем не тянет.
***
В общем, итог сего обзора ясен и без лишних комментариев, не так ли? А в завершение хочу рассказать ещё одну короткую историю, касающуюся этого фильма. Готов поспорить, многие из вас не в курсе, что в 2011 году режиссёр Оливье Мегатон снял по сценарию Бессона сиквел "Леона" - о повзрослевшей Матильде, которая пошла по стопам своего павшего друга, успевшего научить её азам этой профессии...
Впрочем, не спешите радоваться и открывать шампанское. Да, такое кино действительно существует и называется оно "Коломбиана". Вот только из-за множества юридических заморочек Бессону, увы, пришлось "отпочковать" его от леоновской истории, переделать сценарий и заменить Матильду на другую головорезку с другим кровавым и трагическим прошлым. Вот почему "Коломбиана" прошла по экранам настолько тихо и незаметно. Хотя, с другой стороны, оно и к лучшему. Всё равно запоздалый сиквел "Леона" при всём старании не переплюнул бы оригинал, да ещё и неприлично смахивал бы фабулой на "Никиту". Ну а так мы имеем то, что имеем, и такой расклад лично меня полностью устраивает.