Ситуации, в которых наследники борются за имущество, кажутся привычными. Однако бывают случаи, когда все происходит иначе. К примеру, имуществом покойного не заинтересовался никто. О том, что тогда будет с квартирой, ценными бумагами и другими вещами, рассказываем далее.
Когда имущество остается без владельца, его называют выморочным. Однако если у усопшего не было наследников ни в первой, ни во второй очереди, это не означает, что от наследства избавятся. Право на собственность перейдет государству. Бывают и другие обстоятельства, приводящие к аналогичным последствиям. Обозначим основные:
- усопший не оставил завещания;
- у усопшего нет наследников, либо у суда нет информации о них;
- наследники добровольно отказались от долей;
- потенциальные наследники имеются, но они не успели оформить наследство (на это закон отводит ограниченный срок – полгода с момента смерти);
- наследники были признаны недостойными (к их числу относятся родители, лишенные родительских прав).
Не все имущество признается выморочным. Государство забирает только то, что может ему быть полезно: недвижимость (жилую и коммерческую), деньги с банковских счетов, ценные бумаги. Муниципалитет также получает имущественные права на аренду.
Если наследники все-таки объявляются, то главное – это успеть заявить свое право в течение шести месяцев после смерти наследодателя. Если человек не укладывается в сроки, то бороться за имущество придется уже через суд. А поскольку ответчиком в этом вопросе выступит само государство, нельзя заранее ручаться за успех этого процесса.
После того, как имущество оформляется на государство, оно распоряжается им как своим собственным. Если оно получило участок земли, то передает его новым владельцам, если получило квартиру – продает ее. После этого прежний наследник, независимо от того, в какой очереди находился, уже ничего не сможет сделать.
Заметим, что государство наследует не только имущество, но и долги. Поэтому если умерший не закрыл свои финансовые обязательства, то их берет на себя муниципалитет. Отказаться от выморочного имущества он не имеет права.