На Ямале продолжат развивать сеть отделений патологии речи. Два центра в Ноябрьске и Новом Уренгое уже работают, за три года в регионе откроют еще шесть. Также в этом учебном году в ямальских школах появятся три новых ресурсных класса для детей с аутизмом. Об этом сообщил в своем ежегодном докладе губернатор Дмитрий Артюхов. Почему у современных детей все чаще фиксируют проблемы речевого развития, «Ямал-Медиа» выяснил у логопеда, педиатра, руководителя детского оздоровительного центра «Сделай шаг» Юлии Бондаревой.
Мама, папа, гаджеты и я: путь в никуда
Современные дети с колыбели сжимают в ручках гаджеты — инструменты для всех видов активности в современном обществе, от социальной до интеллектуальной. Не отстают и взрослые: вместо того, чтобы общаться с малышами, молодые мамы и папы не вылезают из виртуального мира.
«Поколение «цифровых мам», родившихся где-то после 1992—94-го года и далее, не очень понимают, как воспитывать детей. Они считают, что интернет сможет заменить родительские навыки и обучение. На самом деле родители были и остаются самыми близкими людьми, только от них дети перенимают поведенческие и речевые навыки, изучая, как говорят и что делают мама и папа».
Юлия Бондаревалогопед
Цифровая зависимость формируется с младенчества. Фото: Patryk Kosmider/Shutterstock/Fotodom
Психологические исследования свидетельствуют: полноценное мышление не сможет сформироваться без ежедневной практики общения. Первые три года жизни — критический период для формирования речи и активного развития мозга. Вместо этого родители все отдают на откуп технологиям и девайсам, попутно следуя за повальной порочной практикой, исповедуемой некоторыми «специалистами»: дескать, ребенок «заговорит сам», речь можно «запустить» в любой момент. «Сам» не заговорит, это путь в никуда, подчеркнула логопед.
«И представьте, приходит к специалисту неговорящий ребенок в возрасте 3,5–4 лет. Очевидно, что отсутствие появления своевременной речи может привести к легкой умственной отсталости. Это нужно учитывать и понимать как самим родителям, так и специалистам».
Юлия Бондаревалогопед
Нормы развития речи у детей не изменились
Проблема это системная, полагает специалист: у занятых работой взрослых не всегда есть на ребенка силы и время, отчасти поэтому посредниками в отношениях детей с родителями и стали гаджеты. Но если мам и пап действительно интересует полноценное психическое и эмоциональное развитие малыша, им придется изменить жизненный сценарий всей семьи: отложить телефоны и проводить время с ребенком по максимуму. Это значит не только разговаривать, но и бегать, прыгать, гулять, играть.
«Трудности с развитием речи у детей за последние годы действительно заметные. Ребенок, не говорящий в 3—4 года, — это уже чуть ли не приравнивается к норме. Такого быть не должно. Нормы не изменились, их разработали с определенной целью — предотвратить умственную отсталость, вызванную отсутствием речи. Поэтому важно, чтобы все этапы формирования и развития речи у ребенка проходили вовремя и без проблем».
Юлия Бондаревалогопед
Вечно занятым родителям придется сделать выбор. Фото: NotarYES/Shutterstock/Fotodom
Развитие речи у детей начинается задолго до школы. Логопеды выделяют четыре стадии нормального речевого развития.
- Подготовительная — с рождения и до года. На этом этапе дети сначала гулят, затем переходят к лепету, после осваивают слоги и простые слова.
- Преддошкольная — с 1 до 3 лет. Происходит значительное расширение словарного запаса, улучшение произношения «трудных» звуков, усовершенствование грамматики (правильное согласование слов в словосочетаниях по числу и падежам), наработка навыка строить предложения из 3—4 и более слов.
- Дошкольная — от 3 до 7 лет. Детская речь бурно развивается. Несмотря на отдельные ошибки в произношении звуков, ребенок должен говорить грамотно, внятно, с соблюдением основных языковых норм. Расширяется словарный запас, в речи используются сложные предложения.
- Школьная — с 7 до 15—17 лет. За эти годы дети в совершенстве осваивают как устную, так и письменную речь.
Комплексный подход к развитию детской речи на Ямале
По данным исследований, сегодня до 40% детей сталкиваются с проблемами недоразвития речи — дислексией и дисграфией. Эта проблема волнует и северян, подчеркнул губернатор Дмитрий Артюхов.
«К сожалению, у деток выявляется всё больше речевых нарушений. Договорились создать на Ямале сеть отделений патологии речи».
Дмитрий Артюховгубернатор ЯНАО
Специалистам реабилитационного центра «Жизнь» в Лабытнанги приходится часто работать с расстройствами речи и задержками речевого развития. Фото: Федор Воронов/«Ямал-Медиа»
Эксперт высоко оценила инициативу ямальских властей, отметив, что комплексный подход в центрах патологии речи позволяет решить проблему в сжатые сроки.
«Я рада, что на Ямале уделяют столько внимания вопросам всестороннего развития ребенка. Меня очень впечатляет ваша открытость и постоянное стремление к лучшему. Один, конечно, в поле не воин. Сейчас, когда появилось множество кабинетов логопедов, кажется, что помощь близка, но истинное развитие происходит только в центре, где работает целая команда специалистов, владеющих современными образовательными, оздоровительными и реабилитационными методиками. Это гарантирует более быстрые результаты».
Юлия Бондаревалогопед
Сократить сроки коррекции нарушений речи помогут и современные аппаратные методики — безболезненные для детей и не имеющие побочных эффектов, отметила Юлия Бондарева.
«Это биоакустическая коррекция и микрополяризация головного мозга, аппарат для аудиотренинга по методу Альфреда Томатиса, который тренирует слуховую систему, следовательно, улучшается и управление равновесием, координация движений, а затем и речь».
Юлия Бондаревалогопед
На Ямале над развитием речи детей работают не только логопеды, но и педагоги, и реабилитологи. Фото: fizkes/Shutterstock/Fotodom
По мнению эксперта, в комплексе сроки всех процедур коррекции сократятся вдвое. Например, вместо того, чтобы посещать логопеда 2—3 года, потребуется всего лишь 8—9 месяцев или даже полгода.
Ресурсные классы на Ямале помогут детям с нарушениями
В этом учебном году в ямальских школах также появятся три новых ресурсных класса для детей с аутизмом. В прошлом году их открыли в Салехарде и Ноябрьске. К 2025 году ресурсный класс будет в каждом муниципалитете ЯНАО, сообщил Дмитрий Артюхов.
«Это замечательно, что появятся новые ресурсные классы, в которых будут уделять особое внимание развитию речи. Дети не только будут посещать уроки, но и работать с клиническими психологами, дефектологами и логопедами. Это крайне важно, особенно в регионах, где пока недостаточно квалифицированных специалистов. Я рада, что власти Ямала обратили внимание на эту проблему. Это свидетельствует о развитии нашей страны и стремлении двигаться вперед».
Юлия Бондаревалогопед
Ямальских младшеклассников в новом учебном году тоже ждут перемены. По поручению губернатора Дмитрия Артюхова в регионе запустят школьную программу обучения плаванию и катанию на коньках.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».