Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

История судеб летчиков-героев Советского Союза Паничкиных: в одном полку воевал отец и сыновья

Оглавление

История Великой Отечественной войны знает достаточно много примеров, когда награждались члены одной семьи Золотой Звездой Героя Советского Союза. Это братья Евгений и Гений Игнатовы, Александр и Сергей Курзенковы, Дмитрий и Борис Глинки, Александр и Петр Лизюковы, Яков и Дмитрий Луканины, Овсей и Матвей Вайнрубы, Константин и Виктор Леселидзе, братья и сестры — Зоя и Александр Космодемьянские, Тамара и Владимир Константиновы, дядя и племянник Городовиковы, муж и жена Семен Харламов и Надежда Попова. И это далеко не полный список. А сегодняшний рассказ будет о братьях Николае и Михаиле Паничкиных.

Николай Паничкин
Николай Паничкин
Михаил Паничкин
Михаил Паничкин

Оба были удостоены звания Героя Советского Союза. Но история их уникальна еще и тем, что в авиационном полку вместе с ними воевал и отец — Степан Паничкин. Правда, не в воздухе, а на земле: был авиационным связистом.

По примеру старшего брата — в авиацию

Родились братья Паничкины в селе Лебедевка Ульяновской области. Отец, Степан Федорович, сызмальства приучил их к тяжелому, но такому нужному крестьянскому труду: братья косили, пасли коров, водили в ночное лошадей. А еще — мечтали о небе и полетах. Их в селе и звали летчиками. И мечта осуществилась, правда, не сразу. После школы старший Николай пошел учиться в сельскохозяйственный техникум, а затем был призван на срочную службу в ряды Красной Армии. Встретились братья в родительском доме, в 1938-м. Тогда-то Николай и сказал, что будет поступать в авиационное училище летчиков. А разве мог младший — Михаил — решить иначе?! И вскоре они вместе «грызли гранит штурманской науки» в Челябинском военном авиационном училище штурманов.

-4

В августе 1938 года братья Паничкины стали курсантами. Быстро пролетело два года напряженной учебы, и в июле 1940-го они получили специальность летающих штурманов. Сначала братьев направили служить в Воронеж, в 1-ю резервную авиационную бригаду, но уже в октябре 1940 года их переводят в Курскую область, во вновь сформированный дальнебомбардировочный авиационный полк.

Одна военная судьба на двоих

Первый боевой вылет в годы Великой Отечественной войны Николай и Михаил Паничкины совершили 26 июня 1941 года. Их целью были скопления войск противника на железнодорожной станции Грубешув на границе с Польшей. Бомбардировщики шли на высоте 4500 метров, в сплошной облачности, но штурманы Паничкины исправно вели экипажи по заданному курсу. Как потом вспоминал Николай, он в очередной раз посмотрел на карту, по расчетам до цели оставалось километров пятьдесят. Но внезапно самолет резко тряхнуло — в левый мотор попал снаряд. Командир экипажа летчик Виктор Маркелов взглянул на штурмана, как бы спрашивая совета: «Что делать?». «Тяни, Виктор, до цели недалеко», — поняв командира, ответил Николай Паничкин.

А вот и железнодорожная станция, через которую на восток шли эшелоны противника. Наши бомбардировщики легли на боевой курс, а справа, слева, впереди рвались снаряды вражеских зениток. И Николай буквально «припал» лицом к прицелу: ни одной бомбы мимо цели — было его единственной мыслью. Успешно отбомбившись, самолеты развернулись на обратный курс, машина Николая с трудом на одном моторе дотянула до аэродрома. Не успел он с боевыми товарищами по экипажу спуститься на землю, как подбежал Михаил: «Не ранен?». «Миновало!» — и братья обнялись. Оказалось, что и самолет Михаила также получил не менее десятка пробоин, но на аэродром пришел благополучно.

Самолеты ремонтировали всю ночь, а наутро экипаж Николая получил новое задание: разбомбить переправу, близ которой скопилось большое количество техники и живой силы противника. Когда приблизились к цели, огонь зенитных батарей врага превратился в ураганный, и несколько осколков прошили фюзеляж, разбили стекло фонаря. Снаряды рвались так близко, что экипажу казалось, будто бомбардировщик плывет на сизых облаках разрывов. Пять секунд, показал штурман Паничкин на пальцах летчику, это означало, сколько осталось времени до момента сброса бомб. Но не успел Николай сжать пальцы в кулак, как в кабине разорвался снаряд, и его лицо обдало жаром, очень горячим и липким, а острая боль в ноге и голове передернула тело. Тогда погиб командир экипажа, а сам Николай Паничкин, собрав силы, перевалился через борт самолета и дернул за кольцо парашюта. Восемь дней пробирался он к линии фронта, питаясь ягодами и грибами. Помог лесник, который накормил Николая, перевязал раны, собрал на дорогу узелок с хлебом и подсказал направление и ориентиры на местности до линии фронта.

Не сразу в изможденном и исхудалом человеке друзья по полку узнали боевого товарища. Но тем сильнее была радость встречи, а особенно для братьев — Николая и Михаила. «Мы еще с тобой повоюем, Миша», — сказал тогда Николай. И уже буквально через несколько дней оба они снова были в воздухе, прокладывая курс своим экипажам к объектам противника. И тогда попал в переделку уже самолет Михаила. Его экипаж, отбомбившись в районе белорусского города Молодечно, был атакован вражескими истребителями. Потери в полку в тот трагический начальный период Великой Отечественной войны, когда практически не было истребителей прикрытия, были огромны. Из воспоминаний Михаила Паничкина: «9 июля мы, на оставшихся в строю четырех самолетах, вылетели на трассу Бешенковичи — Лепель». В полку осталось 4 (!) бомбардировщика… Это было 9 июля 1941 года….

В январе 1942-го братьев Паничкиных направили в Высшую школу летной подготовки для освоения искусства вождения самолетов в ночное время, а уже в июне вновь началась у них «будничная» боевая работа: бомбардировка аэродромов, железнодорожных узлов противника, переправ, а еще и военно-промышленных центров Германии — Берлин, Тильзит, Данциг.

И опять бывал сбитым самолет Николая. Несколько раз сбивали зенитки и бомбардировщик и младшего — Михаила, но им везло, судьба была благосклонной к обоим. Но это было не только везенье, а еще, в большей степени, выучка, мужество, железная воля и жажда жизни.

-5

Братья Паничкины участвовали в освобождении Смоленска, Вязьмы, Ленинграда, Харькова, Одессы, Курска, Севастополя, Кишинева, Киева, Львова, Варшавы, Бухареста, Будапешта, Праги.

В общей сложности за годы Великой Отечественной войны старший Паничкин — Николай Степанович, совершил 252 боевых вылета, младший — Михаил Степанович — 273. Представить только, каково было пережить их отцу Степану Федоровичу, служившему в том же полку связистом.
Из книги воспоминаний Героя Советского Союза Ивана Киньдюшева «К победным рассветам» (автор в годы Великой Отечественной войны был заместителем штурмана гвардейского авиационного полка авиации дальнего действия):

«Суровые военные будни, ночные полеты на бомбардировку различных вражеских объектов, вместе переносимые опасности крепко сдружили Паничкиных с командирами экипажей. Их бомбардировщики стали еще более грозными для фашистов. Уже в 1942 году братья показали боевую зрелость. Тогда по приказу Ставки авиация дальнего действия наносила удары по военно-промышленным объектам Германии и ее сателлитов. Экипажи каждый раз встречали на своем пути бушующий огонь зениток, слепящие поля прожекторов, их неоднократно преследовали вражеские истребители. Тяжело приходилось авиаторам, но они стойко переносили все трудности, думали лишь о том, чтобы каждая сброшенная бомба попадала точно в цель.

Довольно часто братья Паничкины летали на фотографирование результатов бомбардировок, возглавляли группы наведения, маркирования и освещения целей. Такие задания были по плечу только опытным мастерам бомбового удара.

В 1943 году на фронт был призван отец братьев Паничкиных — Степан Федорович. По просьбе сыновей его назначили в роту связи того полка, в котором они служили.

За время войны Николай и Михаил совершили по двести семьдесят боевых вылетов. Более девятисот тонн смертоносного груза, свыше восьмисот тысяч листовок сбросили они в тыл врага.

В 1944 году капитаны Николай и Михаил Паничкины стали заместителями штурманов полков в нашей дивизии. Много внимания уделяли они обучению молодых специалистов, но и сами не прекращали боевой работы. Родина высоко оценила подвиги братьев в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Одним Указом Николаю Степановичу и Михаилу Степановичу Паничкиным было присвоено звание Героя Советского Союза».

Ему вторит тогдашний начальник штаба авиационного полка дальнего действия Дмитрий Перемот, завершивший Великую Отечественную войну полковником и ставший затем известным писателем:
«Геройство заключалось в том, что в кольце огня зениток и прожекторов они спокойно и быстро рассчитывали угол прицеливания и сноса. Прицеливались и точно клали в цель свои бомбы. Их всегда посылали первыми».

-6

Думается, что в этих словах боевых друзей братьев Николая и Михаила Паничкиных и есть высшая похвала их доблести, мастерству и героизму!

Героическое не забывается

Астрадамовской средней школе Сурского района Ульяновской области присвоено имя Героев Советского Союза — братьев Паничкиных. В историко-краеведческом музее районного центра Сурское хранятся письма с фронта бесстрашных штурманов. В них есть что почерпнуть молодым поколениям. А когда в музее проходила презентация книги «Солдаты Победы», то земляк Николая и Михаила Паничкиных — Евгений Павлов — сказал: «Я из Астрадамовки. Помню, с какой радостью встречали стар и млад земляков-героев. Горжусь и тем, что в 1950-1954 годы мне посчастливилось служить в той части, в составе которой воевали братья Паничкины. Командир полка Герой Советского Союза полковник Яков Дмитриевич Шашлов многое рассказывал нам о подвигах братьев-штурманов. Героическое не забывается».

Автор статьи: Владимир Касьянов.