Ректор ГИТИСа Григорий Заславский, актер театра и кино Андрей Мерзликин, журналист и театральный критик Марина Райкина, театровед и педагог Ольга Галахова в эти выходные посмотрели спектакли Камаловского, театра кукол «Экият», татарского ТЮЗа и буинского театра.
Работа в Татарстане членов жюри Российской Национальной театральной премии и Фестиваля «Золотая Маска» началась с пресс-конференции в Министерстве культуры РТ в день старта заявочной кампании — 29 марта 2024 года. Нынешние номинанты — 56 постановок прошлого театрального сезона из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Казани, Омска, Петрозаводска, Пскова, Новокузнецка, Нягани, Красноярска, Йошкар-Олы, Владикавказа, Краснодара, Комсомольска-на-Амуре, Южно-Сахалинска, Ханты-Мансийска, Чебоксар, Буинска и Учмы.
Как сообщается на сайте «Золотой маски», номинанты Премии «Золотая Маска» –2024 определены двумя Экспертными советами: Драматический театр и театр кукол, в который вошел казанец Нияз Игламов, и Музыкальный театр. Экспертами также сформирован Лонг-лист Премии «Золотая Маска» – список наиболее заметных спектаклей сезона. В Лонг-лист отобрано 94 спектакля драматического театра и театра кукол и 21 спектакль музыкального театра. Эксперты отобрали их из числа 1116 заявленных постановок городов России, премьеры которых состоялись с 1 августа 2022 по 31 июля 2023. Вместе с окончанием работы Экспертных советов сезона 2022–2023 завершается и продолжавшаяся 20 лет работа команды АНО «Фестиваль «Золотая Маска» в качестве дирекции, проводившей конкурсную программу в Москве.
Андрей Мерзликин: «Последние 20 лет я думал только о себе»
«Я здесь самое слабое звено», — признался журналистам заслуженный артист России Андрей Мерзликин, поглядывая на соседей по президиуму —Григория Заславского, Марину Райкину и театроведа Ольгу Галахову. И добавил: «Но, поверьте, я быстро набираю вес». Роль для актера новая — ему предстоит оценивать работу коллег по актерскому цеху. «Я получаю удовольствие, потому что я всю жизнь работал по ту сторону зрительного зала», — поделился Андрей Мерзликин и отметил, что получает большое удовольствие от роли зрителя уже отобранных экспертами спектаклей. «Сейчас я смотрю спектакли и начинаю обращать внимание на то, чего раньше не замечал. Это работа художника со светом, костюмами, как это важно, как это работает в комплексе. Последние 20 лет я думал только о себе на сцене, а тут неожиданно могу увидеть коллективный вид творчества. И я еще больше зауважал режиссеров. Какой же тяжелый труд!», — сказал он.
Выездные просмотры спектаклей-номинантов членами жюри — это нововведение Национальной театральной премии и фестиваля. Новая редакция Положения была утверждена в 3 декабря 2023 года Союзом театральных деятелей России. Президентом премии стал Владимир Машков, вице-президентом — Кирилл Крок. Члены жюри сошлись во мнении, что смотреть спектакли на их родной локации — это правильное решение.
«То, что переформатировали работу “Золотой Маски” и в этом году жюри выезжает на места, дало очень хороший результат. Во-первых, дома и стены помогают. А во-вторых, я как практикующий журналист смотрю спектакли ив 82-х московских театрах. И я всегда хотела приехать в Татарстан, меня очень интересует татарский театр, татарская режиссура, потому что выходцы отсюда очень интересно себя проявляют в Москве», — отметила Марина Райкина.
Её поддержал и Андрей Мерзликин: «Здесь же еще и зритель свой сидит. Вот приедет театр в Москву, а там московский зритель! Ему же еще и зрителя победить надо! А мы, актеры, уверены, если зритель молчит, это плохо. А он молчит, возможно, потому что в зале жюри сидит. Комфортно играть дома».
Театровед Ольга Галахова пояснила, что режиссер решают пространство спектакля в своей локации, на определенном типе сцены, а при переезде декораций в другое здание неизбежно возникают потери. «На любом фестивале это экстрим, когда устанавливается декорация в новых параметрах, актерам надо привыкнуть, это всегда стрессовая ситуация. Поэтому есть свой плюс, что мы смотрим на родных сценах спектакли», — резюмировала она.
В «Мутный» камаловский, недетский «Экият», «военный» кариевский и «философский» буинский – по работе
29 марта четверка московского жюри посмотрела постановку Казанского театра юного зрителя имени Габдуллы Кариева. Спектакль «Приключения Рустема» режиссера Тимура Кулова числится в номинациях «Драма/спектакль малой формы», «Драма/женская роль» (Альбина Гайзуллина), «Драма/мужская роль» (Булат Гатауллин) и «Драма/работа художника по свету» (Дмитрий Солопов). Актеры-номинанты хорошо известны публике, а Дмитрий Солопов работает штатным световиком в кариевском не так давно. Его карьера началась чуть более 10 лет назад с постановки в Театре на Булаке. Инсценировка повести Аделя Кутуя открывала казанский фестиваль «Ремесло». Это история мальчика, ставшего невидимкой и сбежавшего на фронт.
В этот же день гостей принимали соседи кариевцев – труппа Татарского государственного театра кукол «Экият» представила философское сценическое высказывание по роману Евгения Водолазкина «Авиатор». Как отметила заместитель министра культуры РТ Юлия Адгамова, театр «Экият» этой постановкой опровергает миф о том, что театр кукол — сугубо для детей, и в какой-то момент зритель совершенно забывает о том, что на сцене – куклы. «Авиатор» выдвинут на «Золотую маску» в четырех номинациях: «Лучший кукольный спектакль», Лучшая работа режиссера» (Ильгиз Зайниев), «Лучшая работа художника» (Сергей Рябинин) и «Лучшая работа актера» (Дилюс Хузяхметов).
В субботу член жюри «Золотой маски» Александр Пудин заглянул к студентам Казанского театрального училища. Как пишет Telegram канал премии, прошла теплая и содержательная встреча студентов с драматургом, заслуженным деятелем искусств РФ, народным писателем Мордовии на тему «Национальный театр: Язык. История. Костюм. Характер». Москвичи также побывали на экскурсии в Национальной библиотеке Татарстана, где открыта выставка «Мир за сценой. Из прошлого в будущее» в честь 60-летия художественного направления в КТУ.
Вечером члены жюри собрались в Татарском государственном академическом театре имени Галиасгара Камала. Спектакль «Муть. Мухаджиры» номинирован в девяти номинациях «Маски». На звание лучшего режиссера претендует Фарид Бикчантаев, в актерских номинациях Лейсан Гатауллина (номинация в «Тантана») и Фаннур Мухаметзянов, роли второго плана — Люция Хамитова и Ильдус Габдрахманов (фильм «Слово пацана»). Номинированы также сценограф театра Сергей Скоморохов и световик Тарас Михалевский. На предположение одного из казанских журналистов о том, что спектакль – про революционный Татарстан и европейское мышление может не считать многие смыслы, члены жюри ответили, что подлинное поймёт любой зритель из любой точки планеты.
Воскресная программа гостей включала экскурсию по музею-заповеднику «Казанский кремль» и поездку на микроавтобусе в Буинск. Четвертый спектакль-номинант — «Дервиш». В основу моноспектакля легла биография татарского богослова Нургали Хасанова, жившего на рубеже XIX-XX веков и работавшего имамом в Буинске. Авторитетный татарский мусульманский богослов Среднего Поволжья, шейх, ахун, более 30 лет руководил Буинским медресе, оставил заметный след в истории татарского народа. Режиссер-постановщик — Тимур Кулов. Постановка претендует на признание как спектакль малой формы, а Раиль Садриев – на лучшую мужскую роль.
Еще один татарстанский номинант — Театральная площадка MOÑ заявлена на конкурс «Эксперимент».
«Золотая маска не будет прежней?
Вокруг театральной премии «Золотая маска» с самого начала ее учреждения в 1993 году ведется немало споров. За ее тридцатилетнюю историю к ней предъявлялись претензии об ангажированности, клановости, необъективности. Реформа премии в конце 2023 года, смена руководства и регламента работы экспертов всколыхнула театральный мир: кто-то связывает с этим большие надежды, кто-то смотрит на перемены скептически.
«Полнота власти предполагает и полноту ответственности. Фестивали, которые делаются группой единомышленников, имеют более впечатляющие результаты, чем те, что преследуют весьма абстрактную идею объективности», — сказала Ольга Галахова для казанских СМИ и добавила: «К сожалению, чаще проводятся корыстные, клановые интересы. А когда делается группой единомышленников фестиваль, появляется азарт сделать афишу интересной, чтобы не было ни одного случайного названия, чтобы наша афиша продвигала театральное искусство, чтобы мы могли учиться у каких-то театров или представить вот этот котел мнений, усилий, суждений, идей — вот что такое фестиваль».
«Угол интересов “Золотой маски” должен расшириться, в том числе и за счет спектаклей, которые имеют кассовый успех. Иначе получается, что фестиваль рассчитан только на узкий круг профессионалов, зрители игнорируются. Это несправедливо и выводит фестиваль в какую-то элитарность, сектантство. А ведь на самом деле в России понятие театр больше, чем просто театр, а поэт больше, чем поэт. И я надеюсь, что новый формат будет учитывать все проявления театра. И самый главный фактор — это фактор времени, который изменяет театр», — подчеркнула Марина Райкина.
Как сообщил казанским журналистам Григорий Заславский, правила проведения фестиваля пока еще не определены, но известно, что меняются подходы к формированию экспертных советов. «Если раньше экспертные советы были в основном из критиков театральных, музыкальных, балетных, то в экспертных советах следующего года будут не только критики, но и те, кто делает театр. Потому что оценивать то, что делается, должны также режиссеры и актеры, а если это музыкальный театр, то и концертмейстеры как полноправные создатели музыкального спектакля. Если мы оцениваем художников по свету, должен быть и художник по свету. То есть будет такой параллельный жюри процесс», — сказал ректор ГИТИСа. Он также отметил, что на премию из года в год номинировались и получали награды одни и те же люди и выразил сожаление, что премии не удостоились такие выдающиеся актеры, как Олег Табаков, Инна Чурикова, Александр Абдулов.
«Слава богу, многие великие актеры живы. Я думаю, год-два и великим назовут Андрея Мерзликина», — отметил Григорий Заславский, чем вызвал бурную реакцию актера: «Вы это записали? Это можно вырезать и использовать как мем!»
Новая заявочная кампания на 2025 год стартовала 29 марта. Прием заявок на сайте «Золотой Маски» продлится до конца июля 2024 года. К участию рассматриваются работы, представленные публично с 1 августа 2023 года по 31 июля 2024 года.
Подробнее: https://milliard.tatar/news/zolotaya-maska-rabocii-uikend-zyuri-festivalya-v-kazani-5253