Найти тему

ЕГЭ — кошмар для выпускников и родителей

Оглавление

Наступила весна, а значит, не за горами экзамены. Для студентов — это сессия, для старшеклассников — ЕГЭ.

Вне зависимости от возраста, любой скажет, что экзамен всегда сопровождается стрессом, тревогой, нервозностью и прочими неприятными факторами психологического характера.

Экзамен — это испытание, и как любое испытание, он бросает вызов как нашим интеллектуальным навыкам, так и нашим характеру и выдержке. Школьнику же пройти подобное испытание тяжелее вдвойне, потому что ЕГЭ совпадает с периодом кардинального пересмотра ценностей и духовного кризиса — упорядоченный школьный мир остаётся позади, впереди же — неизвестность, тот самый «взрослый мир», где придётся самому принимать решения и нести за них ответственность. Если коротко, в сознании выпускника Единый государственный экзамен сливается воедино с пиковыми переживаниями, которые ещё не окрепший характер ребёнка не в силах принять целиком и полностью.

Поэтому я хочу поговорить немного о психологической подоснове подготовки к ЕГЭ, причём как со стороны школьников, так и со стороны родителей. Пока ученик остаётся в ведении взрослых, его переживания так или иначе будут глубоко отзываться в личностях родителей, которые, несомненно, могут желать своему чаду только лучшего, однако благие намерения не всегда приводят к благоприятным поступкам. Избегая перегибов во всех подходах, можно пройти такой сложный и турбулентный этап практически безболезненно и продуктивно.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Чересчур завышенная важность ЕГЭ

Данный пункт необходимо обговорить, так сказать, ещё на пристани. Прежде всего, я ни в коем случае не отрицаю важность ЕГЭ как такового и не стану повторять то, что повторяет едва ли не каждый родитель и учитель — выпускной экзамен безусловно значим и важен: абитуриент может поступить именно в тот вуз, который он выбрал, или выбрать из числа тех, куда хочет попасть и пройти конкурс. С формальной точки зрения ЕГЭ — необходимая часть жизни выпускника. И всегда есть риск преувеличить значимость экзамена. С начала одиннадцатого класса, если не раньше, на школьника обрушивается лавина схожих по посылу объявлений как от учителей, так и от родителей: что если завалить ЕГЭ, жизнь можно считать несостоявшейся; что этот экзамен необходимо сдать не просто хорошо, а очень хорошо; что пора перестать валять дурака и взяться за голову, а то всё будет очень плохо... Можно долго продолжать список, но ясно одно: школьника вовсю стращают и пугают демонизированным ЕГЭ, из-за чего уровень стресса и тревоги у молодых и ветреных умов стремится далеко ввысь. Условия для подготовки, согласитесь, не самые подходящие. И тут мы переходим к следующему.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Стресс — это не решение, а усугубление проблемы

На стрессовые ситуации организм реагирует практически всегда по одному сценарию: мобилизуются ментальные и физические ресурсы, что позволяет решать даже самые изощрённые, труднейшие задачи за очень короткое время. Это объясняет, например, те моменты, когда человек до последнего откладывает дела, пока не вспыхнут известные химические реакции в головном мозге — стресс реорганизует и «ускорит» передачу сигналов по нейронным цепям, что приведёт к относительно положительным результатам. Но как экстренная мера, стресс бесконечно требователен к психическому состоянию. Если им злоупотреблять, эффект может стать прямо противоположным: человек уйдёт в себя, спрячется от проблем, стараясь поддерживать себя в своеобразном гомеостазисе. Тревога и дальше продолжит мучить его, но теперь она будет поддерживать фрустрацию и прокрастинацию. Поэтому, слушая постоянно о том, что ЕГЭ — это что-то очень страшное, школьник, скорее всего, изберёт второй сценарий.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

ЕГЭ — это возможность, а не опасность и угроза

Свобода за пределами школьного мира притягивает к себе и соблазняет, но при этом ребёнок не замечает, что свободный выбор всегда обременён последствиями, за которые нужно отвечать. ЕГЭ — «порог вхождения» в неизвестный, но очень яркий мир сброшенных оков школьной иерархии и регламента, однако «порог» столь высок, что свободный выбор школьник скорее воспримет как обязанность перед авторитетом, олицетворённым родителями, учителями. Да, ЕГЭ — это, по сути, обязанность каждого выпускника, но слишком сильный упор на эту часть экзамена может обернуться негативным эффектом: выпускником овладеет страх сделать ошибку во время испытания, провалить его... Волнение не самый хороший сообщник. В экзамене ученик должен видеть не опасность, а возможность реализовать себя и свой потенциал в дальнейшем. Иными словами, ученик не должен бояться экзамена. И дело здесь не только в том, что высокие баллы ЕГЭ позволят поступить в хороший вуз, но и в психологической подготовке: ученик будет мотивирован не страхом перед авторитетами, а искренним стремлением добиться большего, реализовать себя.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Родители тоже волнуются

Нельзя забывать, что неравнодушные родители тоже волнуются по поводу того, как их ребёнок сдаст Единый государственный экзамен. Как говорится, у страха глаза велики, и своё беспокойство родители неосознанно проецируют на ребёнка. У школьника к его собственным переживаниям прибавляется ещё и тревога, которой терзаются родители. Он больше боится не оправдать их ожидания, чем не сдать экзамен. Поэтому с психологической точки зрения ЕГЭ — это сложный комплекс противоречий. Чтобы облегчить ситуацию, не только выпускнику, но и родителям следует понять: ЕГЭ — это не так страшно, как кажется. Ребёнок будет увереннее в себе, когда почувствует, что родители уверенны в нём.

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

О чём думает выпускник?

В использовании какой-либо психологической модели есть риск сорваться в своеобразную когнитивную ловушку: мы объективируем объект исследования (то есть, человека) настолько, что забываем об одном очень важном аспекте: у человека тоже есть мнение, он может реагировать на наши действия и слова по-разному. Идеальный образец для психологии — это манекен или робот. Он делает то, что ему скажут. Его реакция всегда соответствует запросу. С живым человеком такой фокус не сработает. Можно сколько угодно говорить о том, как вести себя с детьми, когда давать им пряник, а когда — кнут, мы будто знаем, что у них на уме, но именно это и заводит наши старания в тупик: проецируя на школьника наши собственные измышления, мы сталкиваемся с тем образом, который сконструировали в своём сознании, а сам школьник остаётся где-то в стороне. Поэтому нужно отталкиваться от каждого конкретного случая, а для этого необходимо держать руку на пульсе, включаться в контекст, но без излишней любознательности. Универсальных правил не бывает. Поверьте, ребёнок и так понимает, что школа заканчивается, что дальше не будет ни учителей, ни контрольных, ни классных журналов. Никто не будет стоять над ним и проверять, сделал ли он домашнее задание и выучил ли урок. Но понимание бывает разным. Нужно показать ребёнку, что теперь он сам за себя, но семья всегда его поддержит.

***

Кажется, что страх ошибки и наказания — мотивация рабочая, но работает она лишь потому, что стала привычным методом. И не важно, действительно ли она работает или совершенно не справляется с нужной задачей — главное, что выпускник дрожит как осиновый лист, когда пора сдавать экзамен.

ЕГЭ — это не только мероприятие как таковое, но и целый пласт жизни, который останется с человеком на многие годы. Подготовка, сам экзамен, ожидание результатов. Волнение зашкаливает. В подобных условиях легко принять неправильные решения. Чаще всего паника толкает человека к действиям, которые эту панику скорее поддерживают. Если человеку страшно, он отвечает тем же, из-за чего страх распространяется среди других, как вирус. Социальная психология в действии.

Страх — это бессознательная эмоциональная реакция, которая активно подавляет сознание, а так же «приукрашивает» объект страха, настолько, что сам объект, возможно, ничего по-настоящему жуткого собой не представляет. Поэтому случается так, что, будучи в школе сильными учеником, на экзамене выпускник показывает не самый хороший результат. Не потому, что он внезапно поглупел, а из-за страха, в котором смешались и его собственная тревога, и тревога родителей и учителей, и сама обстановка — камеры, металлоискатель, запечатанные конверты, запрет на какую-либо помарку, даже незначительную...

Я не утверждаю, что перед экзаменом школьника необходимо содержать в стерильной и безопасной среде, напротив, нужно помогать ученику подготовиться к жизни за пределами школы, где всё подчиняется совершенно другим законам. А сделать это возможно не запугиванием, а подкреплением уверенности выпускника в его собственных силах и умениях.

Спасибо! До новых встреч!

Расскажите в комментариях о том, как вы относитесь к ЕГЭ и как, на ваш взгляд, можно помочь школьнику справиться с тревогой, которую вызывает экзамен:)

***

Меня зовут Анна, я репетитор по математике с 20-летним стажем. Помогаю с подготовкой к ЕГЭ, ОГИ, также помогаю с прохождением ДВИ. Связаться со мной можно через Телеграм (@annavladimirovnamath). Кроме того, могу дать небольшую консультацию тем, кто сам хочет заняться репетиторством.

***

Делитесь мнениями, комментариями, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме, там много интересного и полезного!