Найти в Дзене

Обязанности опекуна. Почему люди боятся стать опекуном?

Оглавление
Сочи, 2023 год, мои дети со своей крестной Дашей и ее сыном
Сочи, 2023 год, мои дети со своей крестной Дашей и ее сыном

Снова и снова люди пишут, что "опекун принимает ребенка под опеку, чтобы получить выгоду". Пугают друг друга страшными историями про детей из детских домов. Если 500 человек участвует в обсуждении, то 497 точно против того, чтобы детдомовский ребенок попал в семью. Почему это происходит? Откуда такой страх? Может быть, не всем понятно, что означает "быть опекуном ребенка-сироты".

Инклюзивный лагерь, Химки. Справа - наш Семен
Инклюзивный лагерь, Химки. Справа - наш Семен

Если рассуждать бытовыми мерками, от опекуна требуется не многое. Надо кормить, одевать и лечить ребенка. Отправлять его в школу. Все на этом.

Права и обязанности опекунов по отношению к опекаемым (детям или взрослым недееспособным людям), регулирует Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс и ФЗ "Об опеке и попечительстве". С точки зрения закона, опекун (попечитель) обязан воспитывать ребенка, защищать его права и интересы, проживать совместно со своим подопечным, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, об обеспечении уходом и лечением.

И вот тут возникает много интересного. Что означает "заботиться об обеспечении уходом"? Хватит ли двух курточек на сезон? Или можно купить три? Значит, две зимние куртки на всякий случай, три демисезонные, и еще дождевик и ветровка. На каждого ребенка в приемной семье. Куртки как и все остальное, должны быть добротными, чистыми, новыми и модными. Сколько должно быть сапог и ботинок в холодное время у ребенка? Какая еще обувь должна быть у сироты? Странный вопрос, да? Знаю историю, когда ребенок пришел в садик в широких сандаликах, стопа сьезжала вперед, и пальчики ног касались пола. Этого хватило, чтобы воспитатели написали, что опекун не заботится о ребенке. Поэтому у моих опекаемых детей на сменку в садик и школу обычно кроссовки или туфли. Два раза в год сменную обувь обновляем. Стараюсь купить на распродажах одежду хороших марок. Обычно такие вещи можно часто стирать, и они дольше сохраняют свежий вид. У младшего сына должно быть не меньше 6 длинных брюк. Иначе он рискует остаться без штанов: если одни порвал, другие полил клеем, третьи оставил в школе. Думаю, что кровному ребенку я бы так тщательно гардероб не готовила.

Что означает требование закона "об обеспечении лечением"? Опека и другие проверяющие обычно остаются удовлетворены, если опекаемый ребенок проходит ежегодную диспансеризацию. На самом деле на диспансеризации можно только подтвердить стабильное состояние ребенка, или заметить некие изменения. Это не обеспечение лечением. Чтобы лечить подопечных детей, обремененных горем на старте жизни, надо долго искать врачей. Сопоставлять разные врачебные мнения. Добиваться обследований.

У нашего старшего сына долго нарастали нервные тики. Непроизвольные движения захватили сначала лицевые мышцы несколько групп, потом задергалась шея, потом начали подрагивать плечи. Невролог в поликлинике предложила снизить требования к ребенку, больше с ним гулять. Результата не было: мы и так лишнего не требуем от детей, гуляем часами каждый день. Тогда я нашла по рекомендации двоих платных неврологов. Один сказал буквально следующее: "Вы же знали, откуда ребеночка забрали! Вот он и дергается". Второй невролог за 7 тысяч рублей! (тогда это был аналог 250 долларов), посоветовал самой успокоиться, и тогда ребенок станет спокойнее. Наконец мы переехали, сменили поликлинику, новый невролог в новой поликлинике просто выписала лекарства по схеме и через две недели тики прекратились. То есть кровный ребенок с первого дня с мамой, мама представляет, какая может быть ситуация со здоровьем ребенка по наследственной истории, можно больше полагаться на привычные в семье методы лечения и поддержки. А с приемным ребенком своей чуйкой не обойдешься, и доктора, готового искать причины проблем у ребенка, не сразу найдешь.

Закон обязывает опекунов заботиться о "физическом, психическом, духовном и нравственном развитии". О развитии интеллекта почему-то закон молчит. Физическое, психическое, духовное и нравственное развитие приемного ребенка - насущная необходимость для опекуна. Жить в своей семье в своем доме с человеком, чье психическое, духовное и нравственное мало развито, невероятно тяжело. Каждый опекун денно и нощно тянет опекаемого на свой уровень представлений о нормах жизни. Это естественное стремление.

Кроме физического здоровья, нравственности и духовности, опекун обычно очень озабочен вопросом, а каким специалистом мог бы стать в будущем опекаемый ребенок? Чем он сможет зарабатывать себе на жизнь? На какую профессию ребенок сможет выучиться? Об этом статьи закона ничего не говорят. Считается, что опекаемый ребенок пойдет в садик потом в школу, и там уж его интеллектом как займутся!

Нет, никто в госучреждениях и даже в платных школах не ждет опекаемого ребенка, чтобы начать его развивать. Подавляющее большинство опекунов все это хорошо себе представляет. Поэтому у наших подопечных есть репетиторы, коррекционные педагоги, развивающие занятия, и сами опекуны обычно вплотную заняты буквами, цифрами, больше-меньше. Нет другого выхода. Помню, как старшей дочке, которая попала к нам в 6 классе, отказали в двух частных школах! Как только я говорила, что ребенок под опекой, после стресса от смерти мамы, тут же "исчезали" свободные места. Поэтому в первый наш совместный год к Насте приезжали педагоги на дом частным образом. Стоимость услуг репетиторов в отдельные месяцы достигала до 40 тысяч! Это тяжело - вытягивать ребенка из его горя, заставлять заниматься, и при этом искать учителей, способных работать в такой ситуации. Понятно, что учитель в государственной школе не имеет никакой возможности присматриваться к сироте, искать подходы, пробовать разные методы. Нам фантастически повезло! Такая учительница нашлась, когда дочь наконец пошла учиться в школу очно. И ее выводы о состоянии ребенка, ее подход помогли нам наладить обучение в 7 классе уже без репетиторов и даже без ежеминутного родительского контроля!

В сухом остатке хочу сказать, что обязанности опекуна самые естественные и простые. Кормить, одевать, лечить и организовать обучение. Каждый из нас усложняет задачу в меру своих представлений. Кто-то кормит исключительно фермерскими продуктами и запрещает фаст-фуд. Кто-то везет опекаемого в хорошую зарубежную клинику на операцию. Кто-то учит подопечного в частной школе. А я замахнулась в своих амбициях на музыкальную школу им Гнесиных для старшего сына. И организовала для него скрипку от хорошего мастера. В Гнесинке мы с сыном продержались два года!

Есть мамы, у которых подопечные танцуют и занимаются гимнастикой на хорошем профессиональном уровне. У кого-то поют в известном хоре. В одной семье опекунов детей отправили летом в яхтенный лагерь. Еще есть семьи, которые возят детей-инвалидов!!! на горные лыжи. Одна необыкновенная семья забрала домой почти слепую девочку. И тогда папа написал программу распознавания шрифта Брайля и перевода в обычный текст. Чтобы помогать новенькой дочке учиться. Закон от опекунов все это не требует! По закону достаточно кормить, одевать и в школу водить. Но очень трудно остановиться, если в дом приходит обездоленный ребенок, у которого пропало детство. Очень хочется дать этому ребенку все, что опекун может.

Цитирую требования закона к опекунам:

48-ФЗ в редакции от 10.07.2023

Статья 15. Права и обязанности опекунов и попечителей

1. Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.

2. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. .....

4. В интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.