Названы лучшие проекты республиканского конкурса «100 идей для Беларуси». Среди них есть исследования столичных школьников. Об этом читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Как по маслу
В номинации «Химические технологии, нефтехимия» победил проект гимназии № 40. Одни из авторов работы — сестры Полина и Евгения Сташкевич. Девочки придумали, как продлить срок годности льняного масла.
Любовь к химии у десятиклассниц — это семейное. Их мама педагог, преподает в школе данный предмет. А наукой школьницы стали заниматься с 5-го класса. Их первое серьезное исследование связано с мыльными пузырями.
— Мы задумались над тем, как сделать их более устойчивыми к окружающей среде. Проще говоря, чтобы они не лопались в воздухе, — рассказывает Евгения. — Все получилось благодаря увеличению количества щелочи в мыльном растворе. Для 5-го класса — большой прорыв.
Сейчас сестры полностью сосредоточены на научной деятельности, параллельно участвуют в олимпиадах по химии. Их очередной проект посвящен льну.
— В Беларуси эту культуру возделывают на протяжении столетий, она символ страны. А льняное масло — кладезь полезных веществ. Прежде всего, оно богато омега-3, омега-6. Ненасыщенные жирные кислоты в человеческом организме не синтезируются, мы их получаем только с продуктами питания. Употреблять льняное масло — идеальный вариант, — замечает Полина.
Делать это рекомендуют ежедневно примерно по 1–2 столовые ложки. Важное дополнение — жарить что-либо на таком растительном масле нельзя, его следует принимать в пищу только в свежем виде, например заправлять им салаты. В этом случае все полезные вещества сохраняются.
— Но есть проблема. Когда человек приобретает бутылочку льняного масла, после вскрытия продукт нужно хранить не более 40 суток. По истечении этого времени оно приобретает неприятный вкус и запах, его ценность снижается. Однако все это можно изменить, — улыбается Полина. — Увеличенный срок годности — экономически выгодный шаг для любого производителя. Кроме того, можно подумать и о наращивании экспортных поставок.
Чтобы продлить жизнь льняному маслу, школьницы попробовали использовать природные антиоксиданты. Прежде всего из отечественного сырья.
— Проанализировав научную литературу, выяснили, что такими свойствами обладают морковь, облепиха и шиповник. Они содержат каротиноиды, токоферолы. Это те вещества, которые замедляют окислительные процессы. Сырье измельчали, добавляли в наши образцы с маслом и помещали в термостат. Поддерживали постоянную температуру в 40 градусов, — вспоминает Полина.
Поскольку в условиях школы такие исследования провести сложно — нет соответствующего оборудования, — девочки приезжали в лабораторию Белорусского государственного технологического университета.
— Каждые пять суток снимали замеры, чтобы проанализировать, как меняется состав масла. Лучший результат показали семена облепихи. Благодаря им масло сохраняет свои полезные и органолептические свойства в 2,6 раза дольше. Его срок годности увеличивается до 2,5 месяца, — поясняет Евгения.
Воспользоваться открытием девочек можно и в домашних условиях. Для этого нужно добавить в бутылочку с маслом измельченные семена облепихи. Вкус основного продукта не меняется. Бонусом — оно насыщается ягодными витаминами.
Во время презентации проекта на конкурсе школьницы познакомились с учеными БГМУ. Те подчеркнули актуальность исследований и в медицине. Льняное масло используют для лечения диабета, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Потому проект приобретает еще большую ценность.
В ближайшее время школьницы презентуют свой проект на Балтийском научно-инженерном конкурсе в Санкт-Петербурге. Сестры хотят связать будущую профессию с медициной или стать химиками-инженерами.
Ум да разум
Девятиклассник СШ № 19 Ярослав Рында предложил использовать искусственный интеллект для сортировки мусора. Это одна из тех перспективных разработок, в которой сегодня заинтересована промышленность.
— Меня попросили как можно быстрее реализовать эту идею. В соседних странах что-то похожее только начинают внедрять, однако нам, безусловно, нужно свое, — улыбается Ярослав.
В качестве бонуса школьнику подарили сертификат на разработку профессиональной продающей презентации о проекте. Он называется «ЭКО-СОРТ ИИ». Представляет собой веб-приложение, позволяющее распознать двигающийся по конвейеру мусор.
— На начальном этапе задаем параметры — скорость, ширину производственной ленты, указываем классы предметов, которые подлежат переработке. Это определенные виды пластика, стекло, бумага и прочее. Затем подключаются камеры. Они отслеживают все, что движется на конвейере. Когда находят нужный объект, на экране он выделяется специальной рамкой, определяются координаты. В дальнейшем это наводка для манипуляторов, которые извлекут мусор для переработки, — поясняет Ярослав.
Чтобы вся система точно распознавала необходимые отходы, искусственный мозг надо обучать и тренировать. Этим и занимался школьник. Сейчас созданная им модель определяет нужные объекты в куче мусора с точностью до 83 %.
— Моя задача — доработать приложение из лабораторного варианта для практического применения. Меня пригласили на мусороперерабатывающий завод. Там я соберу еще больше фотоматериала для обучения нейросети, оценю, какой из способов реализации проекта могу применить, — замечает Ярослав.
Школьник не первый раз участвует в конкурсе «100 идей для Беларуси». В прошлом году он разработал компьютерную игру «Спаси город от пожара». В виртуальной среде моделируется экстренная ситуация, задача игроков — потушить пожар, правильно эвакуироваться при возгорании или землетрясении из помещения, а также выбрать верный алгоритм спасения, если попал под лед. Проект оказался в числе победителей. Его реализовали в школе Ярослава для обучения учеников начальных классов основам безопасности жизнедеятельности.
Картинки в твоей голове
В номинации «Общество и социальная сфера» победу одержал проект учеников СШ № 111. Он называется «Цуды з праявамі». Проект помогает углубленно изучать белорусскую фразеологию. Представляет собой мобильное приложение с новейшим NFC-словарем. Это уникальный интерактивный комплекс. К слову, разработку уже применяет на практике в том числе команда Минска по подготовке к республиканской олимпиаде по белорусскому языку.
Фото Сергея Пожоги и БРСМ