Найти тему
Minsknews.by

Исследования минских школьников вошли в число лучших проектов конкурса «100 идей для Беларуси»

Оглавление

Названы лучшие проекты республиканского конкурса «100 идей для Беларуси». Среди них есть исследования столичных школьников. Об этом читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Как по маслу

-2

В номинации «Химические технологии, нефтехимия» победил проект гимназии № 40. Одни из авторов работы — сестры Полина и Евгения Сташкевич. Девочки придумали, как продлить срок годности льняного масла.

Любовь к химии у десятиклассниц — это семейное. Их мама педагог, преподает в школе данный предмет. А наукой школьницы стали заниматься с 5-го класса. Их первое серьезное исследование связано с мыльными пузырями.

Мы задумались над тем, как сделать их более устойчивыми к окружающей среде. Проще говоря, чтобы они не лопались в воздухе, — рассказывает Евгения. — Все получилось благодаря увеличению количества щелочи в мыльном растворе. Для 5-го класса — большой прорыв.

Сейчас сестры полностью сосредоточены на научной деятельности, параллельно участвуют в олимпиадах по химии. Их очередной проект посвящен льну.

В Беларуси эту культуру возделывают на протяжении столетий, она символ страны. А льняное масло — кладезь полезных веществ. Прежде всего, оно богато омега-3, омега-6. Ненасыщенные жирные кислоты в человеческом организме не синтезируются, мы их получаем только с продуктами питания. Употреблять льняное масло — идеальный вариант, — замечает Полина.

Делать это рекомендуют ежедневно примерно по 1–2 столовые ложки. Важное дополнение — жарить что-либо на таком растительном масле нельзя, его следует принимать в пищу только в свежем виде, например заправлять им салаты. В этом случае все полезные вещества сохраняются.

Но есть проблема. Когда человек приобретает бутылочку льняного масла, после вскрытия продукт нужно хранить не более 40 суток. По истечении этого времени оно приобретает неприятный вкус и запах, его ценность снижается. Однако все это можно изменить, — улыбается Полина. — Увеличенный срок годности — экономически выгодный шаг для любого производителя. Кроме того, можно подумать и о наращивании экспортных поставок.

-3

Чтобы продлить жизнь льняному маслу, школьницы попробовали использовать природные антиоксиданты. Прежде всего из отечественного сырья.

Проанализировав научную литературу, выяснили, что такими свойствами обладают морковь, облепиха и шиповник. Они содержат каротиноиды, токоферолы. Это те вещества, которые замедляют окислительные процессы. Сырье измельчали, добавляли в наши образцы с маслом и помещали в термостат. Поддерживали постоянную температуру в 40 градусов, — вспоминает Полина.

Поскольку в условиях школы такие исследования провести сложно — нет соответствующего оборудования, — девочки приезжали в лабораторию Белорусского государственного технологического университета.

Каждые пять суток снимали замеры, чтобы проанализировать, как меняется состав масла. Лучший результат показали семена облепихи. Благодаря им масло сохраняет свои полезные и органолептические свойства в 2,6 раза дольше. Его срок годности увеличивается до 2,5 месяца, — поясняет Евгения.

Воспользоваться открытием девочек можно и в домашних условиях. Для этого нужно добавить в бутылочку с маслом измельченные семена облепихи. Вкус основного продукта не меняется. Бонусом — оно насыщается ягодными витаминами.

Во время презентации проекта на конкурсе школьницы познакомились с учеными БГМУ. Те подчеркнули актуальность исследований и в медицине. Льняное масло используют для лечения диабета, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Потому проект приобретает еще большую ценность.

В ближайшее время школьницы презентуют свой проект на Балтийском научно-инженерном конкурсе в Санкт-Петербурге. Сестры хотят связать будущую профессию с медициной или стать химиками-инженерами.

Ум да разум

-4

Девятиклассник СШ № 19 Ярослав Рында предложил использовать искусственный интеллект для сортировки мусора. Это одна из тех перспективных разработок, в которой сегодня заинтересована промышленность.

Меня попросили как можно быстрее реализовать эту идею. В соседних странах что-то похожее только начинают внедрять, однако нам, безусловно, нужно свое, — улыбается Ярослав.

В качестве бонуса школьнику подарили сертификат на разработку профессиональной продающей презентации о проекте. Он называется «ЭКО-СОРТ ИИ». Представляет собой веб-приложение, позволяющее распознать двигающийся по конвейеру мусор.

На начальном этапе задаем параметры — скорость, ширину производственной ленты, указываем классы предметов, которые подлежат переработке. Это определенные виды пластика, стекло, бумага и прочее. Затем подключаются камеры. Они отслеживают все, что движется на конвейере. Когда находят нужный объект, на экране он выделяется специальной рамкой, определяются координаты. В дальнейшем это наводка для манипуляторов, которые извлекут мусор для переработки, — поясняет Ярослав.

Чтобы вся система точно распознавала необходимые отходы, искусственный мозг надо обучать и тренировать. Этим и занимался школьник. Сейчас созданная им модель определяет нужные объекты в куче мусора с точностью до 83 %.

Моя задача — доработать приложение из лабораторного варианта для практического применения. Меня пригласили на мусороперерабатывающий завод. Там я соберу еще больше фотоматериала для обучения нейросети, оценю, какой из способов реализации проекта могу применить, — замечает Ярослав.

Школьник не первый раз участвует в конкурсе «100 идей для Беларуси». В прошлом году он разработал компьютерную игру «Спаси город от пожара». В виртуальной среде моделируется экстренная ситуация, задача игроков — потушить пожар, правильно эвакуироваться при возгорании или землетрясении из помещения, а также выбрать верный алгоритм спасения, если попал под лед. Проект оказался в числе победителей. Его реализовали в школе Ярослава для обучения учеников начальных классов основам безопасности жизнедеятельности.

Картинки в твоей голове

В номинации «Общество и социальная сфера» победу одержал проект учеников СШ № 111. Он называется «Цуды з праявамі». Проект помогает углубленно изучать белорусскую фразеологию. Представляет собой мобильное приложение с новейшим NFC-словарем. Это уникальный интерактивный комплекс. К слову, разработку уже применяет на практике в том числе команда Минска по подготовке к республиканской олимпиаде по белорусскому языку.

Фото Сергея Пожоги и БРСМ

Хобби
3,2 млн интересуются