Найти тему
Navygaming Channel

Последний флагман Бизертской эскадры/Часть 2. "Не нужен мне берег турецкий...", - а как насчет Франции?

Завершение боевого пути первого черноморского "новика" - эсминца "Дерзкий" и его "систершипов". Корабли прошли Мировую войну, Гражданскую войну и закончили свою службу на чужбине, в далекой и никому не нужной Бизерте. Да, и не надо говорить, что "Дерзкий" был построен по другому проекту чем "Новик". Это и так хорошо известно, просто здесь мы используем определенное обобщение при использовании терминов. Начало можно прочитать ЗДЕСЬ и ТУТ. Или вот ТАМ.

Продолжение, начало ЗДЕСЬ

Эсминцы «Беспокойный», «Дерзкий», «Пылкий» в Севастополе, 1918 год
Эсминцы «Беспокойный», «Дерзкий», «Пылкий» в Севастополе, 1918 год

...Итак, 22 марта 1920 года, после всех "мытарств" эсминец "Дерзкий", выйдя из Константинополя, вошел в Севастополь. Обстановка, сложившаяся к весне 1920 года на черноморском побережье Кавказа, потребовала незамедлительного включения эсминца «Дерзкий» в боевую деятельность. Пополнив в Ялте запасы топлива, эсминец был направлен в Новороссийск для обеспечения эвакуации белых войск в Крым. На рейде Новороссийска «Дерзкий» присоединился к уже действовавшему там «Пылкому», а после занятия города красными войсками -ушел в Туапсе.

Эсминец «Пылкий» - один из эсминцев типа «Счастливый», разделивший судьбу «Дерзкого»
Эсминец «Пылкий» - один из эсминцев типа «Счастливый», разделивший судьбу «Дерзкого»

В течение нескольких дней, со 2 по 7 апреля, «Дерзкий» действовал вдоль побережья в районе Туапсе – Сочи, стараясь обнаружить войска красных и артиллерийским огнем задержать их продвижение: 2 апреля им были потоплены буксир и шхуна, 4 апреля вел огонь из 102-мм орудий по частям красных партизан, выходивших к побережью, подавил двухорудийную полевую батарею, 7 апреля подавил еще одну полевую батарею, прикрывал отход казачьих войск к месту эвакуации. Район Туапсе эсминец покинул вечером 7 апреля 1920 года вместе с английским крейсером «Каллипсо», тоже «помогавшим» (орудиями?) эвакуировать войска и обеспечивающим эсминец запасами нефти и котельной воды.

Крейсер «Калипсо» - британский «помощник» Белого флота
Крейсер «Калипсо» - британский «помощник» Белого флота
По данных В.П.Заблоцкого и В.А.Левицкого, в районе Туапсе эсминцу довелось поучаствовать в необычной дуэли – его противником был бронепоезд красных: «…вел дуэль с бронепоездом, причем один из выпущенных последним шрапнельных снарядов разорвался точно над палубой эсминца между мачтами, нанеся ряд мелких повреждений, но без потерь в личном составе».

После этого «противостояния» «Дерзкий» более десяти дней продолжал действовать у побережья в районе Сочи, прикрывая белые войска, пока 19 апреля не ушел в Севастополь. По возвращению в Севастополь эсминец был включен в состав 3-го отряда судов капитана 1-го ранга В.И.Собецкого, действующего в северо-западной части Черного моря, а 24-29 сентября вместе с «Беспокойным» действовал в Азовском море. Однако в биографии одного из первых турбинных эсминцев Черного моря боевой период заканчивался, уступая место периоду «эмиграции» и забвения.

Эсминец «Пылкий» около британского линкора «Сьюперб» в Севастополе
Эсминец «Пылкий» около британского линкора «Сьюперб» в Севастополе

Гражданская война в России заканчивалась, и войска Юга России срочно готовились к эвакуации. Уже 14 ноября 1920 года все исправные корабли под французскими флагами с беженцами и войсками вышли из Севастополя.

Интересно, что из всех современных эсминцев на Черном море именно три «дерзких» («Дерзкий», «Беспокойный» и «Гневный») до последнего оставались в строю и самостоятельно покинули Севастополь. Из эсминцев других серий только «Пылкий» (тип «Счастливый») смог уйти в Константинополь, и «Цериго» («ушаковская» серия) увели на буксире. Остальные «новики» остались в бухтах, на стапелях и на дне Черного моря (кроме «Счастливого» и «Поспешного»).

Эсминец «Беспокойный» выходит за линкором «Воля»
Эсминец «Беспокойный» выходит за линкором «Воля»

Переход кораблей к Босфору прошел без происшествий. Кораблям, которые вышли из Севастополя, Евпатории, Ялты, Феодосии на протяжении всего перехода сопутствовала хорошая погода. Но и в этих условиях упоминается, что эсминец «Дерзкий» чуть не погиб, так как практически не имел на борту запасов топлива и был приведен в Босфор на буксире транспорта «Далланд», пришедшего на помощь из Константинополя. Больше всего не повезло кораблям и судам, которые шли из Керчи – их "накрыл" семибальный шторм. Из-за шторма пришлось бросить в море два катера, с которых были сняты экипажи, но без жертв не обошлось. Во время шторма погиб эсминец «Живой» со всем экипажем и пассажирами, который шел на буксире у парохода «Херсонес». Остальные корабли флота дошли до Константинополя без происшествий и 3 (16) ноября встали на якоря на рейде Мода.

Эсминец «Гневный» на буксире покидает Севастополь, 1920 год
Эсминец «Гневный» на буксире покидает Севастополь, 1920 год
Один из очевидцев тех событий В.Берг так описывал это событие: «… Очищенный от русских и германских мин, стоял свободный и открытый красавец Босфор, и мирно отдавала честь турецкая крепость входившему в воды ее русскому белому флоту. Андреевские флаги реяли за кормой эскадры, но на грот-мачтах взвивались французские флаги. Суда входили в Босфор под французским протекторатом. Несокрушимой мощи и печального бессилия. Так вошел Черноморский белый флот в Мраморное море и бросил тяжелые якоря».

Но на самом деле все было не так красиво и «безоблачно». Командующий флотом вице-адмирал М.А.Кедров вспоминал, что французы настаивали на том, чтобы русские корабли и суда несли только французские флаги, иначе русский флот не сможет войти в Босфор. На что Кедров заметил, что он в Босфор войдет, так как Андреевский флаг, хотя и формально, но пока признается всеми, кроме большевиков, а главное – в случае каких-либо затруднений у русских кораблей хватит орудий и снарядов для разрешения непредвиденных инцидентов силой. Вопрос был решен.

Эсминец «Звонкий» - однотипный эсминцу «Живой», погибшему на
переходе в Константинополь
Эсминец «Звонкий» - однотипный эсминцу «Живой», погибшему на переходе в Константинополь

В Константинополе Черноморский флот приказом Командующего № 11 от 21 ноября 1920 года был переименован в Русскую эскадру. Командующим эскадрой был назначен старший флагман вице-адмирал М.А.Кедров, начальником штаба – контр-адмирал Н.Н.Машуков. Эскадру составили четыре отряда, объединившие в себе корабли различных классов и типов. Наиболее однотипным оказался Второй отряд под командованием младшего флагмана контр-адмирала М.А.Беренса (флаг на эсминце «Пылкий»), в состав которого вошли все эсминцы (8 кораблей), в том числе и «Дерзкий» под командованием капитана 1-го ранга Н.Р.Гутана-Второго.

Но долго оставаться в неопределенном состоянии в Константинополе русские корабли не могли, решение о дальнейшей их судьбе решалось на переговорах в Париже. Наконец 2 декабря было окончательно решен вопрос об отправке кораблей Русской эскадры в Бизерту, базу французского флота, расположенную на территории французского Тунисского протектората. Читатели могут помнить, что эту базу достаточно активно использовали линкоры типа «Курбэ», которым была посвящена серия статьей на канале, в первые месяцы Великой войны.

Внешний рейд Бизерты
Внешний рейд Бизерты

Для перехода в Бизерту Русская эскадра была разделена на три отряда. Эсминец «Дерзкий» вместе с «Беспокойным» вошел во Второй отряд, состоявший из семи эсминцев (три нефтяных) и двух буксиров. Но, судя по имеющимся данным, это разделение было номинальным, так как корабли покидали Константинополь не в составе отрядов, а, видимо, по готовности. Например, четыре «угольных» эсминца были уведены 10 декабря на буксире, а три «нефтяных» эсминца: «Дерзкий», «Беспокойный» и «Пылкий» вышли своим ходом 12 декабря.

Как вспоминал М.А.Кедров: «…Переход в Бизерту был трудным для эскадры из-за плохого состояния не ремонтированных давно судов и неопытности команд. Так, например, дредноут «Генерал Алексеев» одно время шел 1,5 узла, и его несло как парусную лайбу. В лучшем состоянии находились подводные лодки и нефтяные миноносцы под командованием контр-адмирала Беренса». Так что мы имеем свидетельство высокой оценки состояния «Дерзкого» во время похода.

Несмотря на долгий переход и неприспособленность большинства личного состава эскадры к морской жизни, а также большое количество пассажиров, заболеваний и несчастных случаев удалось избежать. В конце декабря 1920 года корабли и суда Русской эскадры начали прибывать в Бизерту. Причем сроки их прибытия были мало связаны с очередностью выхода из Константинополя. В числе первых в Бизерту пришли «Беспокойный» и «Пылкий», а вот «Дерзкий» пришел одним из последних вместе с крейсером «Генерал Корнилов».

Крейсер «Генерал Корнилов» в Бизерте
Крейсер «Генерал Корнилов» в Бизерте

К февралю 1921 года в Бизерту пришли все корабли, которые планировалось там разместить – 33 единицы, в общем итоге в этот порт прибыло 5849 человек, в том числе 648 офицеров и 3836 матросов. Для Русской эскадры и для эсминца «Дерзкий» наступал новый, самый тяжелый и безрадостный период.

В последнее время в России тема Русской эскадры в Бизерте периодически «поднимается», выходят статьи, книги, публикации в интернете, но фактического материала, который бы позволил подробно описать судьбу каждого корабля, очень мало. Но попробуем представить, что же дальше было с «Дерзким».

Схема французского порта Бизерта по состоянию на 1906 год
Схема французского порта Бизерта по состоянию на 1906 год
Как сообщил 25 декабря 1920 адмирал Дарье в Париж: «Русский флот стал на якорь у южного берега узкой части канала и в бухте Каруба. За ними наблюдают катера и патрули на суше. Дредноут «France» проверяет узкую зону канала и централизует сведения».

Итак, после прибытия в Бизерту и карантинных мероприятий корабли эскадры были размещены на рейде Бизерты и в бухтах Понти, Каруба и Себра. По имеющимся данным, эсминцы нашли свое пристанище именно во внутренней бухте Каруба.

Несмотря на то, что после прихода кораблей в Бизерту основная задача была выполнена, будущее казалось неопределенным, а людям, в том числе экипажам кораблей, нужно было думать о своей дальнейшей судьбе – на эскадре был сохранена дисциплина, поддерживался порядок и практически удалось избежать хищений и разграблений корабельного имущества (за исключением нескольких случаев). После карантина на эскадре было объявлено о том, что все желающие могут вернуться в Константинополь или даже на родину, но впоследствии никто из тысячи человек, решивших вернуться в Стамбул, так туда и не попал, снова вернувшись в лагеря на берегу.

Эсминцы «Беспокойный», «Дерзкий» и «Пылкий» на стоянке в Бизерте, 1921-1924 гг
Эсминцы «Беспокойный», «Дерзкий» и «Пылкий» на стоянке в Бизерте, 1921-1924 гг

Большинство членов экипажей были размещены на берегу, но на кораблях службу продолжали нести. Более того, на боевых кораблях были начаты работы по приведению кораблей в состояние долговременного хранения, что позволило им сохраняться долгие годы, невзирая на агрессивные внешние условия.

Французское правительство выделяло небольшие суммы на содержание русской колонии и кораблей, но при этом всячески способствовало тому, чтобы беженцы из России как можно скорее могли покинуть эскадру и устраивать свою жизнь самостоятельно. Вопрос с материальным обеспечением моряков постепенно наладился к концу весны 1921 года.

Как писал капитан 2-го ранга Н.А.Монастырев (командир подводной лодки «Утка»), основатель и редактор «Бизертинского морского сборника»: «Продовольствия, поставляемого нам французскими властями, хватало с избытком. Они также снабжали нас бельем и одеждой и даже (с июня) начали платить жалование. Оно было чисто символическим (командир корабля, например, получал 21 франк, матрос – 10 франков), но все-таки хватало на табак и килограмм сахара».

Для сравнения, вступивший в должность командующего Русской эскадрой контр-адмирал М.А.Беренс выделял для издания сборника около 100 франков в месяц (хотя и не регулярно).

В любом случае, несмотря на тяжелые условия в первый год нахождения в Бизерте, эскадра как военный организм выстояла и постепенно смогла завоевать право на существование, хотя численность экипажей постоянно сокращалась.

Но впереди еще были худшие времена...

Окончание следует.

Источники: Заблоцкий, В. Первые «новики» Черноморского флота. Эсминцы типа «Дерзкий» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий//Морская кампания, № 8(21) – 2008.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Счастливый»/ В.П.Заблоцкий //Морская кампания, № 4(49) – 2012.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Фидониси» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий //Морская коллекция, № 2(161) – 2013.- 32 с.; Козлов, Д. «Странная война» на Черном море (август – октябрь 1914 года) /Д.Ю.Козлов. – М: Квадрига, 2009. – 223 с.; Степанов,Ю. Эскадренный миноносец «Новик»/Ю.Г.Степанов, И.Ф.Цветков.- Л:Судостроение, 1981.- 224 с.; Усов, В. Эскадренный миноносец «Новик»/ В.Ю.Усов //Мидель-шпангоут, № 1 – 2001.- 38 с.; Чернышев, А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 224 с.; Чернышев, А. Русские суперэсминцы. Легендарные «Новики». – М: Яуза, ЭКСМО, 2011.– 176 с.; Чернышев, А. Эсминцы типа «Новик». Лучшие эсминцы Первой мировой. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2018. – 224 с.