Завершение боевого пути первого черноморского "новика" - эсминца "Дерзкий" и его "систершипов". Корабли прошли Мировую войну, Гражданскую войну и закончили свою службу на чужбине, в далекой и никому не нужной Бизерте. Да, и не надо говорить, что "Дерзкий" был построен по другому проекту чем "Новик". Это и так хорошо известно, просто здесь мы используем определенное обобщение при использовании терминов. Начало можно прочитать ЗДЕСЬ и ТУТ. Или вот ТАМ.
Продолжение, начало ЗДЕСЬ
...Итак, 22 марта 1920 года, после всех "мытарств" эсминец "Дерзкий", выйдя из Константинополя, вошел в Севастополь. Обстановка, сложившаяся к весне 1920 года на черноморском побережье Кавказа, потребовала незамедлительного включения эсминца «Дерзкий» в боевую деятельность. Пополнив в Ялте запасы топлива, эсминец был направлен в Новороссийск для обеспечения эвакуации белых войск в Крым. На рейде Новороссийска «Дерзкий» присоединился к уже действовавшему там «Пылкому», а после занятия города красными войсками -ушел в Туапсе.
В течение нескольких дней, со 2 по 7 апреля, «Дерзкий» действовал вдоль побережья в районе Туапсе – Сочи, стараясь обнаружить войска красных и артиллерийским огнем задержать их продвижение: 2 апреля им были потоплены буксир и шхуна, 4 апреля вел огонь из 102-мм орудий по частям красных партизан, выходивших к побережью, подавил двухорудийную полевую батарею, 7 апреля подавил еще одну полевую батарею, прикрывал отход казачьих войск к месту эвакуации. Район Туапсе эсминец покинул вечером 7 апреля 1920 года вместе с английским крейсером «Каллипсо», тоже «помогавшим» (орудиями?) эвакуировать войска и обеспечивающим эсминец запасами нефти и котельной воды.
По данных В.П.Заблоцкого и В.А.Левицкого, в районе Туапсе эсминцу довелось поучаствовать в необычной дуэли – его противником был бронепоезд красных: «…вел дуэль с бронепоездом, причем один из выпущенных последним шрапнельных снарядов разорвался точно над палубой эсминца между мачтами, нанеся ряд мелких повреждений, но без потерь в личном составе».
После этого «противостояния» «Дерзкий» более десяти дней продолжал действовать у побережья в районе Сочи, прикрывая белые войска, пока 19 апреля не ушел в Севастополь. По возвращению в Севастополь эсминец был включен в состав 3-го отряда судов капитана 1-го ранга В.И.Собецкого, действующего в северо-западной части Черного моря, а 24-29 сентября вместе с «Беспокойным» действовал в Азовском море. Однако в биографии одного из первых турбинных эсминцев Черного моря боевой период заканчивался, уступая место периоду «эмиграции» и забвения.
Гражданская война в России заканчивалась, и войска Юга России срочно готовились к эвакуации. Уже 14 ноября 1920 года все исправные корабли под французскими флагами с беженцами и войсками вышли из Севастополя.
Интересно, что из всех современных эсминцев на Черном море именно три «дерзких» («Дерзкий», «Беспокойный» и «Гневный») до последнего оставались в строю и самостоятельно покинули Севастополь. Из эсминцев других серий только «Пылкий» (тип «Счастливый») смог уйти в Константинополь, и «Цериго» («ушаковская» серия) увели на буксире. Остальные «новики» остались в бухтах, на стапелях и на дне Черного моря (кроме «Счастливого» и «Поспешного»).
Переход кораблей к Босфору прошел без происшествий. Кораблям, которые вышли из Севастополя, Евпатории, Ялты, Феодосии на протяжении всего перехода сопутствовала хорошая погода. Но и в этих условиях упоминается, что эсминец «Дерзкий» чуть не погиб, так как практически не имел на борту запасов топлива и был приведен в Босфор на буксире транспорта «Далланд», пришедшего на помощь из Константинополя. Больше всего не повезло кораблям и судам, которые шли из Керчи – их "накрыл" семибальный шторм. Из-за шторма пришлось бросить в море два катера, с которых были сняты экипажи, но без жертв не обошлось. Во время шторма погиб эсминец «Живой» со всем экипажем и пассажирами, который шел на буксире у парохода «Херсонес». Остальные корабли флота дошли до Константинополя без происшествий и 3 (16) ноября встали на якоря на рейде Мода.
Один из очевидцев тех событий В.Берг так описывал это событие: «… Очищенный от русских и германских мин, стоял свободный и открытый красавец Босфор, и мирно отдавала честь турецкая крепость входившему в воды ее русскому белому флоту. Андреевские флаги реяли за кормой эскадры, но на грот-мачтах взвивались французские флаги. Суда входили в Босфор под французским протекторатом. Несокрушимой мощи и печального бессилия. Так вошел Черноморский белый флот в Мраморное море и бросил тяжелые якоря».
Но на самом деле все было не так красиво и «безоблачно». Командующий флотом вице-адмирал М.А.Кедров вспоминал, что французы настаивали на том, чтобы русские корабли и суда несли только французские флаги, иначе русский флот не сможет войти в Босфор. На что Кедров заметил, что он в Босфор войдет, так как Андреевский флаг, хотя и формально, но пока признается всеми, кроме большевиков, а главное – в случае каких-либо затруднений у русских кораблей хватит орудий и снарядов для разрешения непредвиденных инцидентов силой. Вопрос был решен.
В Константинополе Черноморский флот приказом Командующего № 11 от 21 ноября 1920 года был переименован в Русскую эскадру. Командующим эскадрой был назначен старший флагман вице-адмирал М.А.Кедров, начальником штаба – контр-адмирал Н.Н.Машуков. Эскадру составили четыре отряда, объединившие в себе корабли различных классов и типов. Наиболее однотипным оказался Второй отряд под командованием младшего флагмана контр-адмирала М.А.Беренса (флаг на эсминце «Пылкий»), в состав которого вошли все эсминцы (8 кораблей), в том числе и «Дерзкий» под командованием капитана 1-го ранга Н.Р.Гутана-Второго.
Но долго оставаться в неопределенном состоянии в Константинополе русские корабли не могли, решение о дальнейшей их судьбе решалось на переговорах в Париже. Наконец 2 декабря было окончательно решен вопрос об отправке кораблей Русской эскадры в Бизерту, базу французского флота, расположенную на территории французского Тунисского протектората. Читатели могут помнить, что эту базу достаточно активно использовали линкоры типа «Курбэ», которым была посвящена серия статьей на канале, в первые месяцы Великой войны.
Для перехода в Бизерту Русская эскадра была разделена на три отряда. Эсминец «Дерзкий» вместе с «Беспокойным» вошел во Второй отряд, состоявший из семи эсминцев (три нефтяных) и двух буксиров. Но, судя по имеющимся данным, это разделение было номинальным, так как корабли покидали Константинополь не в составе отрядов, а, видимо, по готовности. Например, четыре «угольных» эсминца были уведены 10 декабря на буксире, а три «нефтяных» эсминца: «Дерзкий», «Беспокойный» и «Пылкий» вышли своим ходом 12 декабря.
Как вспоминал М.А.Кедров: «…Переход в Бизерту был трудным для эскадры из-за плохого состояния не ремонтированных давно судов и неопытности команд. Так, например, дредноут «Генерал Алексеев» одно время шел 1,5 узла, и его несло как парусную лайбу. В лучшем состоянии находились подводные лодки и нефтяные миноносцы под командованием контр-адмирала Беренса». Так что мы имеем свидетельство высокой оценки состояния «Дерзкого» во время похода.
Несмотря на долгий переход и неприспособленность большинства личного состава эскадры к морской жизни, а также большое количество пассажиров, заболеваний и несчастных случаев удалось избежать. В конце декабря 1920 года корабли и суда Русской эскадры начали прибывать в Бизерту. Причем сроки их прибытия были мало связаны с очередностью выхода из Константинополя. В числе первых в Бизерту пришли «Беспокойный» и «Пылкий», а вот «Дерзкий» пришел одним из последних вместе с крейсером «Генерал Корнилов».
К февралю 1921 года в Бизерту пришли все корабли, которые планировалось там разместить – 33 единицы, в общем итоге в этот порт прибыло 5849 человек, в том числе 648 офицеров и 3836 матросов. Для Русской эскадры и для эсминца «Дерзкий» наступал новый, самый тяжелый и безрадостный период.
В последнее время в России тема Русской эскадры в Бизерте периодически «поднимается», выходят статьи, книги, публикации в интернете, но фактического материала, который бы позволил подробно описать судьбу каждого корабля, очень мало. Но попробуем представить, что же дальше было с «Дерзким».
Как сообщил 25 декабря 1920 адмирал Дарье в Париж: «Русский флот стал на якорь у южного берега узкой части канала и в бухте Каруба. За ними наблюдают катера и патрули на суше. Дредноут «France» проверяет узкую зону канала и централизует сведения».
Итак, после прибытия в Бизерту и карантинных мероприятий корабли эскадры были размещены на рейде Бизерты и в бухтах Понти, Каруба и Себра. По имеющимся данным, эсминцы нашли свое пристанище именно во внутренней бухте Каруба.
Несмотря на то, что после прихода кораблей в Бизерту основная задача была выполнена, будущее казалось неопределенным, а людям, в том числе экипажам кораблей, нужно было думать о своей дальнейшей судьбе – на эскадре был сохранена дисциплина, поддерживался порядок и практически удалось избежать хищений и разграблений корабельного имущества (за исключением нескольких случаев). После карантина на эскадре было объявлено о том, что все желающие могут вернуться в Константинополь или даже на родину, но впоследствии никто из тысячи человек, решивших вернуться в Стамбул, так туда и не попал, снова вернувшись в лагеря на берегу.
Большинство членов экипажей были размещены на берегу, но на кораблях службу продолжали нести. Более того, на боевых кораблях были начаты работы по приведению кораблей в состояние долговременного хранения, что позволило им сохраняться долгие годы, невзирая на агрессивные внешние условия.
Французское правительство выделяло небольшие суммы на содержание русской колонии и кораблей, но при этом всячески способствовало тому, чтобы беженцы из России как можно скорее могли покинуть эскадру и устраивать свою жизнь самостоятельно. Вопрос с материальным обеспечением моряков постепенно наладился к концу весны 1921 года.
Как писал капитан 2-го ранга Н.А.Монастырев (командир подводной лодки «Утка»), основатель и редактор «Бизертинского морского сборника»: «Продовольствия, поставляемого нам французскими властями, хватало с избытком. Они также снабжали нас бельем и одеждой и даже (с июня) начали платить жалование. Оно было чисто символическим (командир корабля, например, получал 21 франк, матрос – 10 франков), но все-таки хватало на табак и килограмм сахара».
Для сравнения, вступивший в должность командующего Русской эскадрой контр-адмирал М.А.Беренс выделял для издания сборника около 100 франков в месяц (хотя и не регулярно).
В любом случае, несмотря на тяжелые условия в первый год нахождения в Бизерте, эскадра как военный организм выстояла и постепенно смогла завоевать право на существование, хотя численность экипажей постоянно сокращалась.
Но впереди еще были худшие времена...
Окончание следует.
Источники: Заблоцкий, В. Первые «новики» Черноморского флота. Эсминцы типа «Дерзкий» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий//Морская кампания, № 8(21) – 2008.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Счастливый»/ В.П.Заблоцкий //Морская кампания, № 4(49) – 2012.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Фидониси» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий //Морская коллекция, № 2(161) – 2013.- 32 с.; Козлов, Д. «Странная война» на Черном море (август – октябрь 1914 года) /Д.Ю.Козлов. – М: Квадрига, 2009. – 223 с.; Степанов,Ю. Эскадренный миноносец «Новик»/Ю.Г.Степанов, И.Ф.Цветков.- Л:Судостроение, 1981.- 224 с.; Усов, В. Эскадренный миноносец «Новик»/ В.Ю.Усов //Мидель-шпангоут, № 1 – 2001.- 38 с.; Чернышев, А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 224 с.; Чернышев, А. Русские суперэсминцы. Легендарные «Новики». – М: Яуза, ЭКСМО, 2011.– 176 с.; Чернышев, А. Эсминцы типа «Новик». Лучшие эсминцы Первой мировой. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2018. – 224 с.