Найти тему
Navygaming Channel

Универсализм «дерзких» эсминцев в Первую мировую/Часть 3. Сохраняя господство на Черном море...

Завершаем рассмотрение боевого пути «систершипов» первого черноморского "новика" - эсминца "Дерзкий". Начало можно прочитать ЗДЕСЬ и ТУТ.
"Черноморские "Новики" в бухте Севастополя
"Черноморские "Новики" в бухте Севастополя

Деятельность русских эсминцев и на Балтике, и на Черном море не ограничивалась набегами на вражеские коммуникации, дозорами и сопровождением крупных боевых кораблей флота. Одной из основных задач для этих становящихся "универсальными" кораблей стали минные постановки, на которых враг нес потери. Но несли потери от мин и черноморские «новики».

Мины на палубе русского эсминца готовятся к постановке
Мины на палубе русского эсминца готовятся к постановке

28 августа (9 сентября) 1916 года «Беспокойный» (тип "Дерзкий"), возвращаясь после минной постановки, подорвался на румынском минном заграждении, о котором эти «горе-союзники» не удосужились предупредить русское командование. По другой версии, румыны сообщили о своем минном заграждении, и информация о нем была в распоряжении флагмана Особого отряда кораблей (броненосец «Ростислав»), который базировался на Констанцу, но уже по русской халатности полученные данные не были доведены до эсминцев. Возможно правда где-то по середине, (.

Эсминец «Беспокойный» после подрыва на румынской мине 9 сентября 1916 года
Эсминец «Беспокойный» после подрыва на румынской мине 9 сентября 1916 года

Взрыв двух мин (по 57,5 кг ВВ) причинил русскому эсминцу тяжелые повреждения, но, к счастью, не фатальные ввиду малого заряда ВВ. Вообще шаровые мины имели заряд тротила весом 114,6 кг, и взрыв двух таких мин гарантированно бы уничтожил эсминец такого типа. Но здесь сыграл свою роль тот факт, что не имея нужного количества мин заграждения, румынское командование использовало сорванные с якорей русские мины, из которых 50 % ВВ удалялось для создания запасов взрывчатки. Получается, что вот такая "рачительная" практика союзников сыграла "на руку" русским морякам-черноморцам.

Как отмечают В.П.Заблоцкий и В.А.Левицкий: «… первый взрыв произошел в средней части под вторым котельным отделением (КО), которое сразу было затоплено… Второй взрыв произошел в районе кормового машинного отделения – в корму от носовой переборки этого отделения. От полученных повреждений затопило почти все отсеки более чем на треть длины корабля». Центр первого взрыва пришелся на расстоянии 1,22 м влево от киля, второй взрыв произошел под отделениями левых турбин".
Эсминец «Беспокойный» в порту Констанцы, ведутся ремонтные работы
Эсминец «Беспокойный» в порту Констанцы, ведутся ремонтные работы

К счастью для корабля и экипажа, водонепроницаемые переборки выдержали, эсминец сохранил плавучесть и остойчивость, хотя и получил значительный дифферент на корму и крен 11 градусов на левый борт. Отсеки корабля в кормовой части были затоплены водой, которая проникла и в остальные кормовые трюмные помещения. Так, например, в офицерском коридоре и в каютах, особенно левого борта, вода при крене доходила человеку до пояса (примерно 90 см).

Эсминец сразу после взрыва отдал якорь и ожидал прибытия портовых буксиров из Констанцы. Вскоре «Беспокойный» был доставлен в порт и поставлен в Мортоновский эллинг. В эллинге были начаты работы по заведению пластырей и подготовке перехода эсминца в русские порты. Основные работы по обеспечению живучести велись портовыми средствами и специальной спасательной командой, в том числе и водолазами. Мероприятия по восстановлению плавучести, облегчению корабля и откачке воды заняли 7 суток, при этом потребовалось почти 90 часов водолазных работ. В результате пробоины были заделаны пластырями, вода в большинстве помещений откачана. Для облегчения корабля был снят боезапас и часть вооружения: портовыми кранами были сняты все пять торпедных аппаратов и торпеды к ним, кроме того, было демонтировано кормовое орудие, выгружен боезапас погребов кормового отсека.

«Беспокойный» в Констанце во время подготовки к переходу в Одессу и Николаев
«Беспокойный» в Констанце во время подготовки к переходу в Одессу и Николаев

Переход в Одессу был начат 16 сентября в сопровождении буксира «Черномор», транспорта «Мария» и эсминца «Звонкий». От Констанцы до Одессы (169 миль) эсминец прошел своим ходом со скоростью 3,5 узла, прибыв в одесский порт 21 сентября. А затем, на следующий день, вышел в Николаев, где был поставлен в док у завода «Наваль» (скорость на переходе 5,25 узла). Последующий ремонт «Беспокойного» занял целых 9 месяцев.

Эсминец «Звонкий» обеспечивал переход «Беспокойного» в русские
порты
Эсминец «Звонкий» обеспечивал переход «Беспокойного» в русские порты

Зато другие корабли 1-го дивизиона продолжали активно действовать на вражеских коммуникациях и выполнять разнообразные задачи. Например, «Гневный» в конце августа – начале сентября 1916 года несколько раз осуществил буксировку подводного минного заградителя «Краб» к месту минных постановок и обратно – надо признать, это были не простые и необычные операции.

Эсминец «Гневный» берет на буксир подводный минный заградитель «Краб»
Эсминец «Гневный» берет на буксир подводный минный заградитель «Краб»

Осенью и зимой 1916 года эсминцы несли активную службу: ставили мины, выполняли блокаду турецкого побережья, сопровождали корабли флота. Так 23 сентября «Пронзительный» (тип "Дерзкий") с двумя «счастливыми» эсминцами совершил набег на Самсун и Синоп, где они обстреляли пристани и сожгли 58 парусных судов. А 8 декабря «Пронзительный» опять отличился – действуя вместе с крейсером «Память Меркурия», они перехватили и потопили две турецкие малые канонерские лодки № 12 и № 16, которые совершали переход из Варны в Константинополь.

В 1917 году Черноморский флот продолжал господствовать на море, несмотря на царившие революционные настроения и изменения в стране. И пока корабли и флот продолжали войну, ведя боевые действия в полную силу.

Эсминцы 1-го дивизиона, как и прежде, продолжали свою «привычную» боевую работу, в первую очередь продолжая минировать Босфор, причем применяя иногда оригинальные способы. Если вы помните, в декабре 1916 года «Дерзкий» участвовал в минной постановке в качестве минной базы для «угольных эсминцев». Его опыт, несколько изменив, использовали и его систершипы.

Бронепалубный крейсер ЧФ "Память Меркурия"
Бронепалубный крейсер ЧФ "Память Меркурия"

4-5 мая 1917 года эсминцы «Гневный» и «Пронзительный» вместе с крейсером «Память Меркурия» предприняли попытку постановки минного заграждения в Босфоре с четырех моторных барказов. Особенность данной постановки заключалась в том, что мины нужно было поставить в самом устье Босфора. Эсминцы для этой цели доставили мины заграждения типа «Рыбка» (60 мин) и передали их на барказы, которые в район постановки прибыли на крейсере. Но попытка сорвалась, корабли были обнаружены вражескими самолетами.

Уже через несколько дней, 11 мая, отряд в том же составе вернулся в тот же район. В ночь на 12 мая была поставлена первая партия мин (30 мин), которые доставил «Пронзительный». Но поставить вторую партию не удалось. Ночью с 12 на 13 мая барказы приняли мины с «Гневного» и направились к проливу. В операции принимали участие барказы с крейсера «Память Меркурия», с броненосцев «Ростислав», «Иоанн Златоуст» и линкора «Свободная Россия». При постановке две мины случайно взорвались: два барказа были потоплены, погибло 15 человек, еще 28 было ранено.

Броненосец "Ростислав" - его барказ "вошел в историю"
Броненосец "Ростислав" - его барказ "вошел в историю"

Как потом показало следствие, первый взрыв произошел на барказе с крейсера «Память Меркурия» – на нем у очередных к постановке мин были слишком рано вынуты предохранительные чеки, и не было контроля за состоянием сахара, который, видимо, растаял от попавших на него брызг от небольшой встречной волны. Удивительно, но после взрыва барказ уцелел, хотя была разрушена кормовая часть и повреждены остальные три барказа. Более того, командир барказа решил продолжить постановку оставшихся мин! Только погружение поврежденного судна заставило начать эвакуацию, и тут последовал второй взрыв. На этот раз причиной стал толчок одной из мин во время перехода людей с одного барказа на другой. Примечательно, что один из барказов (с броненосца «Ростислав») несмотря на повреждения (залит водой, уничтожен мотор) на веслах поставил свои мины и самостоятельно (так же на веслах) дошел до эсминца «Пронзительный», ожидавшего их возвращения на границе заграждений. В итоге операцию пришлось свернуть, но 66 мин было поставлено, после чего отряд кораблей вернулся в Севастополь.

Показательно, что действия командира эсминца «Пронзительный» получили высокую оценку командования флота.

В своей книге «Заметки о боевой деятельности Черноморского флота в период 1914–1918 гг. Часть 2» контр-адмирал В.К.Лукин писал: «…обращают на себя внимание лихие действия командира миноносца «Пронзительный» капитана 2-го ранга В.В.Бубнова, во время обоих походов подводившего барказы на 5-6 мильное расстояние до Босфора, до самой границы минного поля, и в этом опасном месте ожидавшего их всю ночь. В ночь последней операции только выдержка и распорядительность названного офицера, не покинувшего своего места до самого рассвета, создала возможность возвращения в Севастополь».

Одной из последних крупных операций, в которых приняли участие эсминцы типа «Дерзкий», стал еще один бой с крейсером «Бреслау» («Мидилли») во время проведения очередной минно-заградительной операции. Действия эсминца «Дерзкий» мы уже рассмотрели в отдельной статье, но в этом бою отличился и еще один эсминец этого типа – «Гневный», который входил в состав охранения 2-й маневренной группы.

13 (26) июня после успешной постановки заграждения в Босфоре русские корабли уже шли в Севастополь, когда в 12:10 с линкора «Свободная Россия» заметили дым. На разведку был послан эсминец «Гневный», который в 13 часов опознал «Мидилли» и вступил с ним в перестрелку, постепенно отходя в направлении маневренной группы, чтобы навести противника на линкор. Это ему удалось, и уже через час, в 14:13, русский дредноут открыл огонь из носовой башни с дистанции 122 кбт.

Немецкий крейсер "Бреслау" - будущий "Мидилли"
Немецкий крейсер "Бреслау" - будущий "Мидилли"

В свою очередь «Мидилли» в 14:35 открыл огонь по преследовавшему его «Гневному», заставив его отвернуть, и, увеличив скорость, пошел в сторону Босфора. Через два часа «Гневному» вновь удалось приблизиться к противнику (на дистанцию 65 кбт) и снова открыть огонь, но попаданий он так и не добился. «Мидилли», открыв ответный огонь, поставил дымовую завесу и через полчаса вошел в Босфор. Эсминец «Гневный», командир которого до последнего надеялся атаковать неприятеля торпедами, прекратил преследование. Можно отметить, что в этой ситуации «Гневный» в одиночку в зоне эффективного огня 150-мм орудий «Бреслау» маневрировал более свободно, чем до этого 5 «новиков» годом ранее.

В конце лета и осенью, практически до октябрьского переворота в Петрограде (Санкт-Петербурге), активность кораблей дивизиона по-прежнему оставалась высокой. Эсминцы участвовали в мелких столкновениях с турецкими кораблями, операциях по минированию и обстрелу территорий. Но судьбе было угодно распорядиться таким образом, что ни немецким крейсерам, ни российским эсминцам так и не удалось «одержать победу» над противником в морском бою.

Украинский флаг над крейсером «Память Меркурия» - конец
Черноморского флота
Украинский флаг над крейсером «Память Меркурия» - конец Черноморского флота

А вскоре в России началась гражданская война, и флот оказался парализован. Вскоре бывшие противники станут союзниками, а союзники – «заклятыми» врагами. Позднее систершипы будут разбросаны по разным флотам, где каждый встретит свою судьбу. Кто-то будет брошен экипажем и затоплен, кто-то успеет повоевать, а кто-то покинет Родину, чтобы больше к ней не вернуться, но все это будет уже совсем другая история, и мы обязательно уделим ей время.

Источники: Апальков, Ю. ВМС Германии.1914-1918. Справочник по корабельному составу/Ю.В.Апальков //Морская коллекция, № 3 (9) – 1996. – 32 с.; Заблоцкий, В. Первые «новики» Черноморского флота. Эсминцы типа «Дерзкий» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий//Морская кампания, № 8(21) – 2008.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Счастливый»/ В.П.Заблоцкий //Морская кампания, № 4(49) – 2012.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Фидониси» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий //Морская коллекция, № 2(161) – 2013.- 32 с.; Козлов, Д. «Странная война» на Черном море (август – октябрь 1914 года) /Д.Ю.Козлов. – М: Квадрига, 2009. – 223 с.; Степанов,Ю. Эскадренный миноносец «Новик»/ Ю.Г.Степанов, И.Ф.Цветков.- Л:Судостроение, 1981.- 224 с.; Усов, В. Эскадренный миноносец «Новик»/ В.Ю.Усов //Мидель-шпангоут, № 1 – 2001.- 38 с.; Чернышев, А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 224 с.; Чернышев, А. Русские суперэсминцы. Легендарные «Новики». – М: Яуза, ЭКСМО, 2011.– 176 с.; Чернышев, А. Эсминцы типа «Новик». Лучшие эсминцы Первой мировой. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2018. – 224 с