Завершение боевого пути первого черноморского "новика" - эсминца "Дерзкий" и его "систершипов". Корабли прошли Мировую войну, Гражданскую войну и закончили свою службу на чужбине, в далекой и никому не нужной Бизерте. Да, и не надо говорить, что "Дерзкий" был построен по другому проекту чем "Новик". Это и так хорошо известно, просто здесь мы используем определенное обобщение при использовании терминов. Начало можно прочитать ЗДЕСЬ и ТУТ. Или вот ТАМ.
К концу осени 1917 года Черноморский флот, до последнего сохранявший боеспособность, был уже погружен в революционные "мероприятия" (по сути - "смуту") и практически прекратил боевые действия на море. Через несколько недель после Октябрьских событий в Петрограде (желающие могут для себя выбрать любой термин - революция, восстание, переворот) Севастополь также накрыла волна погромов и террора по отношению к офицерам. И к началу 1918 года Черноморский флот уже перестал существовать как организованная сила, тем более управляемая.
С распадом флота господство на море быстро перешло к противнику. Германско-турецкие корабли не просто хозяйничали на Черном море, их войска и флот, хотя и ненадолго, даже заняли Севастополь. У русских моряков появилась «возможность» вблизи увидеть своих противников, с которыми они мерялись силами на протяжении трех лет. Кто бы мог подумать, но линейный крейсер «Гебен» (будем использовать его первоначальное название) был введен в Севастопольский док, где ремонтировали его днище после подрыва на русских минах еще в декабре 1914 года. С уходом немцев из Севастополя после заключения с ними Брестского мира началась врангелевская эпопея Черноморского флота, закончившаяся в 1921 году. Исправные корабли, оставшиеся к этому времени в строю, взяла «на хранение» Франция, поддерживавшая Врангеля. И весь этот трагический путь прошел эсминец «Дерзкий».
Как писал в своем историческом обзоре капитан 2-го ранга Н.Р.Гутан: «…Черноморский флот, идя крупными шагами с первых дней революции к полному развалу, окончательно перестал существовать как таковой к декабрю месяцу 1917 года… До этого момента … Время от времени миноносцы продолжали еще высылаться к неприятельским берегам…».
Автор этих строк в свое время командовал эсминцем «Поспешный», а затем в белом Русском флоте командовал эскадренным миноносцем «Дерзкий», который потом и увел в Бизерту, так что такие выводы он делал на основании собственных наблюдений. Кстати, обратите внимание, он использовал термин "революция" - может очевидцам и участникам тех событий лучше знать как и что называть, чем исследователям из 21 века? Нам бы не хотелось утомлять читателя воспоминаниями о том смутном времени, тем более что для этого требуется слишком много времени.
Попробуем все же в данной статье выделить некоторые моменты деятельности «Дерзкого», концентрируя внимание именно на этой боевой единице, и представить события, в которых довелось участвовать этому боевому кораблю.
Одним из первых известных боевых походов в период революции и гражданской войны, в котором принял участие «Дерзкий», стал выход отряда миноносцев из Севастополя на Дон для помощи отрядам моряков в борьбе с казаками атамана А.М.Каледина. Поход оказался безрезультатным, более того, это послужило одной из причин начала расправы над офицерским составом.
Несмотря на то, что Н.Р.Гутан отмечал: «… нижние чины Минной бригады разлагались сравнительно медленнее таковых на больших судах», сигналом к расстрелу офицеров послужило убийство мичмана именно на эсминце (ЭМ «Фидониси»).
По данным В.П.Заблоцкого и В.А.Левицкого, на «Дерзком» был убит командир корабля, участник русско-японской войны и Георгиевский кавалер капитан 2-го ранга Н.С.Салов и вахтенный офицер лейтенант Г.А.Тевяшев. По другим данным, капитан 2-го ранга Н.С.Салов был расстрелян на Малаховом кургане вместе с другими арестованными офицерами в ночь с 15 на 16 декабря 1917 года. В сравнении с этим случаем, матросы с «Беспокойного» (систершипа «Дерзкого») поступили иначе, освободив и скрывая от расправы своих офицеров, с которыми они ходили в бой. Всего в декабре 1917 – феврале 1918 года Черноморский флот в ходе репрессий потерял 66 человек, в том числе 62 офицера.
Однако вскоре «Дерзкий» снова вышел в море: 13(26) января 1918 года доставил в устье Дуная представителей ЦК Черноморского флота для организации обороны, в начале марта сопровождал в Трапезунд транспорт, а затем в районе Сухума обстрелял банды, угрожавшие городу, и высаживал десант, поддержав действия отрядов Красной гвардии.
В конце апреля 1918 года, когда германские войска подходили к Севастополю, перед кораблями Черноморского флота встала проблема выбора: или оставаться в базе флота, подняв украинские флаги, или уйти в Новороссийск. В итоге большинство кораблей все же покинули Севастополь, причем одними из первых в Новороссийск ушли семь «новиков» Минной дивизии (том числе эсминец «Пронзительный»), два «добровольца» и четыре "угольных" эсминца. Ранее в литературе этот факт представлялся как действия сознательных революционных матросов, желающих не допустить попадания кораблей в руки немцев. Сейчас эти действия расцениваются как поспешное бегство от возможной расплаты за погромы, бесчинства, расстрелы и террор, в котором принимали участие моряки с этих эсминцев (чаще в этой связи упоминаются ЭМ «ушаковской» серии). Возможно, у кого-то из читателей есть свое мнение по этому поводу.
Эсминец «Дерзкий» под брейд-вымпелом начальника Минной бригады покинул Севастополь одним из последних, сопровождая дредноуты «Свободная Россия» и «Воля» (флагман командующего контр-адмирала М.П.Саблина). Вместе с «Дерзким» вышли и два систершипа, однако «Гневный» при выходе из Севастопольской бухты под огнем немецкой артиллерии выскочил на берег и был подорван командой. «Дерзкий» и «Беспокойный» благополучно перешли в Новороссийск, но ненадолго.
Интересно, что В.П.Заблоцкий и В.А.Левицкий пишут: «…полуторамесячное пребывание флота в неприспособленном для этого порту в обстановке неуверенности, падения дисциплины и начавшегося массового дезертирства,…, привело в итоге к полной потере боеспособности кораблей».
Но были и другие (нарративные) свидетельства, причем опять от участников событий. Вот и возникают вопросы.
Так участник тех событий капитан 2-го ранга Н.Р.Гутан рисует совершенно иную картину: «… Флот начал приводить себя в порядок и подтягиваться. Были запрещены увольнения на берег до окончания работ и занятий. Были выработаны расписания дня и вновь составлены и проверены все боевые расписания. Во время занятий и работ были запрещены всякие митинги и собрания. … Производились артиллерийские и минные учения и все тревоги. Среди миноносных команд началось соревнование в приведении миноносцев в порядок и исправность. Чистились и выщелачивались котлы, перебирались механизмы – все весьма запущенное за время стоянки в Севастополе. Миноносцы чистились и красились от киля и до клотика, причем на некоторых из них команды не признавали время отдыха, и работы производились и в это время. Это был момент действительного оздоровления команд и заметного подъема среди них».
Сложно заподозрить участника тех событий в неискренности, да и зачем ему это было надо, описывая то время?
Последующие события достаточно хорошо известны, поэтому мы не будем о них подробно рассказывать, напомним только, что немцы летом 1918 года потребовали возвращения флота в Севастополь, угрожая разрывом Брестского мира. И, как следствие, часть флота вернулось в Севастополь, а часть кораблей были затоплены в Новороссийской бухте. Среди затопленных кораблей оказался один эсминец типа «Дерзкий» – «Пронзительный», остальные два («Дерзкий» и «Беспокойный») вернулись в Севастополь.
Отметим, что только «Дерзкий» и «Живой» шли под своими машинами, остальные эсминцы вели на буксире из-за большого некомплекта машинных команд.
19 июня 1918 года отряд русских кораблей на внешнем рейде Севастополя встречали «старые» знакомые: линейный крейсер «Гебен» («Явуз») и крейсер «Гамидие». По прибытии в Севастополь русские корабли спустили Андреевские флаги, встали на якорь и были разоружены, а команды списаны на берег.
Изменения для русских кораблей наступили, когда осенью 1918 года германские войска оставили Севастополь, и им на смену пришли новые «друзья-освободители России», желающие "освободить" страну, которую разрывала гражданская война, от всего полезного и нужного. В прошлых статьях, посвященном французским линкорам типа «Курбэ», мы уже описывали, как наши союзники «дрались» между собой за «русские трофеи».
В итоге в процессе «союзнической» помощи «Беспокойный» достался французам, которые даже дали ему свое обозначение – R1, а «Дерзкий» британский эсминец «Раби» увел в турецкий порт Измир, откуда уже на буксире эсминца «Тобаго» перевели для ремонта на Мальту.
Как мы видим, несколько месяцев немецкого «плена» даже для наиболее боеготового эсминца ЧФ не прошли бесследно. С другой стороны, можно считать, что перевод «Дерзкого» на Мальту в декабре 1918 года был для корабля достаточно выгодным, даже если бы его там и не ремонтировали. Дело в том, что союзники в Севастополе задержались недолго, во второй половине 1919 года они оттуда были, по сути, выбиты войсками Красной армии. И перед уходом из Севастополя все, что союзники (хорошие партнеры) не смогли забрать с собой, постарались уничтожить или изувечить, так что не ясно, какой бы в этом случае была судьба героя нашей статьи.
Ремонт для «Дерзкого» длился почти год, и только 24 декабря 1919 года эсминец вернулся в строй, причем британцы вернули его Морским силам Юга России только в конце февраля 1920 года. До этого, в октябре 1919 года, в Севастополь пришел и «Беспокойный».
Как пишет А.Чернышев: «… «Дерзкий» был приведен с Мальты в Измир на буксире английского крейсера «Дублин», куда в это время из Севастополя пришел эсминец «Поспешный» (тип «Счастливый»), направляющийся для ремонта. С него на «Дерзкий» передали часть элеваторов и вентиляторы погребов. Поскольку русский экипаж для «Дерзкого» так и не смогли сформировать, на него перешел экипаж «Поспешного».
Официальная передача (возвращение) «Дерзкого» русскому флоту прошла в Измире 1 марта 1920 года. После всех необходимых процедур 9 марта эсминец перешел в Константинополь, а оттуда в Севастополь, куда прибыл 22 марта.
Для эсминца начинался новый период боевой службы, и снова под Андреевским флагом....
Продолжение следует.
Источники: Апальков, Ю. ВМС Германии.1914-1918. Справочник по корабельному составу/Ю.В.Апальков //Морская коллекция, № 3 (9) – 1996. – 32 с.; Заблоцкий, В. Первые «новики» Черноморского флота. Эсминцы типа «Дерзкий» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий//Морская кампания, № 8(21) – 2008.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Счастливый»/ В.П.Заблоцкий //Морская кампания, № 4(49) – 2012.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Фидониси» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий //Морская коллекция, № 2(161) – 2013.- 32 с.; Козлов, Д. «Странная война» на Черном море (август – октябрь 1914 года) /Д.Ю.Козлов. – М: Квадрига, 2009. – 223 с.; Степанов,Ю. Эскадренный миноносец «Новик»/Ю.Г.Степанов, И.Ф.Цветков.- Л:Судостроение, 1981.- 224 с.; Усов, В. Эскадренный миноносец «Новик»/ В.Ю.Усов //Мидель-шпангоут, № 1 – 2001.- 38 с.; Чернышев, А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 224 с.; Чернышев, А. Русские суперэсминцы. Легендарные «Новики». – М: Яуза, ЭКСМО, 2011.– 176 с.; Чернышев, А. Эсминцы типа «Новик». Лучшие эсминцы Первой мировой. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2018. – 224 с