Подобно гравюрам немецкого живописца Альбрехта Дюрера (годы жизни 1471-1528), которыми так восхищался Обри Бёрдсли (годы жизни 1872-1898), произведение «Аббат» демонстрирует тонкие тональные вариации аккурат между чёрным и белым, так что чисто белые части выделяются на общем фоне, а угольно-чёрные области отступают ещё сильнее, чем на его более ранних иллюстрациях.
Центральная фигура композиции, изначально именовавшаяся «Аббат Обри», выглядит искажённой, мало чем отличаясь от фигур из более ранних творений художника. Маленькая голова покоится на развевающейся театральной одежде. Субъект кажется залитым замысловатой флорой, включая пикси (небольшие создания из английской мифологии, считаются разновидностью эльфов или фей) или же фею в левом верхнем углу работы.
Музей Виктории и Альберта в Лондоне (столица Англии), где и хранится сия иллюстрация, предполагает, что богато украшенная листва Обри запросто могла быть создана под влиянием гравюр, появившихся в «Мемуарах Эдварда Калверта» (1893 год) – английского гравёра, проживавшего в 1799-1883 годах, копию которых художнику подарил его близкий друг – журналист и художественный критик Роберт Росс (годы жизни 1869-1918).
Собственные слова Бёрдсли из его эротического романа «Под Холмом» (1896 год) блестяще передают атмосферу его более поздних рисунков, демонстрирующих нам нереальный, театральный и, прежде всего, крайне жуткий мир:
«Место, где он стоял, сонно колыхалось странными цветами, пропитанными ароматами, источающими сомнительные запахи… Огромные мотыльки с такими роскошными крыльями, что, должно быть, пировали на гобеленах и королевских тканях, мирно спали на колоннах, обрамляющих собой ворота по обе стороны, а глаза всех без исключения мотыльков так и оставались открытыми, они ярко горели и лопались сеткой вен».
Эта и многие другие иллюстрации к литературному произведению Бёрдсли «Под Холмом» прочно утвердили более поздний художественный стиль творца как сочетание символистского отрицания реализма и декоративных арабесок в стиле модерн с декадентским пессимистическим гедонизмом.
- Художник – Обри Бёрдсли
- Название – «Аббат»
- Год создания – 1896
- Размеры – 25 х 17,5 сантиметров
- Материал – Индийская тушь на бумаге
- Место нахождения – на страницах рукописи «Под Холмом» (1896 год) в Музее Виктории и Альберта (Лондон, Англия)