Имя Нестора стало для русской культуры нарицательным, вполне можно сказать о ком-то: "он прямо Нестор", и все поймут, о чем речь — о человеке, который ведет какие-то записи, запечатлевая происходящие события. Ведет летопись, в общем. Нестор и вошел в историю как Летописец, это слово стало фактически его фамилией.
Известно о нем немного. Жил Нестор во второй половине XI - начале XII веков и был монахом Киево-Печерского монастыря. Кстати, там сохранилась его могила, и уже в советское время по черепу восстановили внешность Летописца. Она соответствует образу умного, просвещенного человека. Несомненными трудами Нестора являются "Жития Бориса и Глеба" и "Жития Феодосия Печорского". Его также считают одним из авторов "Повести временных лет", но по этому поводу есть сомнения.
Вклад Нестора в развитие славянской культуры признают все. Интеллектуальный авторитет этого человека был, похоже, велик среди средневековых книжников. Он признан святым как в православной, так и в католической церквах. Вплоть до ХХ века Нестор считался единоличным автором "Повести временных лет" — знакового произведения древнерусской литературы и вообще культуры, его признавали первым русским летописцем и в хронологическом, и в оценочном смысле. Но теперь уже ясно, что если Нестор и принимал участие в написании "Повести", то только как один из авторов этого произведения, которое создавалось поэтапно на протяжении многих лет.
Но то, что он написал некоторые фрагменты "Повести временных лет", несомненно, так как в тексте этой летописи есть прямая речь Нестора от первого лица.
Скептики замечают отличия в стиле написания считающихся несторовыми фрагментов "Повести" и его несомненных произведений. Но это все-таки оценочные суждения. Кому-то кажется, что отличия есть, а кому-то, что их нет. К тому же любой много пишущий человек с течением времени может изменять манеру своего письма, пробовать разные стили, совершенствоваться и меняться.
Я думаю, что Нестор действительно приложил руку к "Повести временных лет", хотя и не был единственным автором этой значимой для славянской культуры книги. В любом случае, он остался в истории как образ древнерусского интеллектуала-книжника, первого летописца на Руси. Недаром его образ вдохновляет художников, поэтов и других творческих личностей.