133,5K подписчиков

Расход масла — 1 л на 100 км, пропала тяга: Обошелся без "капиталки". Проблема была в пустяковой детали, починил все сам

10K прочитали

Этой зимой один из моих автомобилей я эксплуатировал крайне редко, использовал свою старенькую "Ауди" для редких поездок по городу. Зима отметилась особыми для нашей местности морозами, поэтому ездила машина в самых отвратительных условиях - короткие маршруты, зачастую без полного прогрева двигателя, холодные запуски при температурах ближе к -30. В общем, хуже условий не придумаешь.

Этой зимой один из моих автомобилей я эксплуатировал крайне редко, использовал свою старенькую "Ауди" для редких поездок по городу.

После таких невыносимых для техники условий двигатель начал капризничать, что немудрено. Масло теперь приходилось подливать чуть ли не после каждой поездки, смазка уходила из мотора литрами, чего раньше никогда и не было. На 100 км пробега на долив уходило больше 1 л масла. С таким расходом движок должен не просто дымить, смазка должна была выливаться из выхлопной трубы.
Винить в таком раскладе можно и вышедшую из строя турбину, но напомню, что никакого компрессора на этом моторе нет, двигатель простой, атмосферный.

Этой зимой один из моих автомобилей я эксплуатировал крайне редко, использовал свою старенькую "Ауди" для редких поездок по городу.-2

Ещё одной причиной такого поведения может служить залегание маслосъемных колец, износ цилиндропоршневой группы и прочие присущие давно не новым агрегатам с большим пробегом типичные неисправности. Однако повышенного расхода масла ранее за машиной замечено не было, да и вся эта неразбериха началась внезапно, исключительно после эксплуатации в зимний период.

И тут не нужно быть экспертом, чтобы понять, куда девается масло, когда весь двигатель в обильных подтеках смазки: мотор мокрый фактически со всех сторон, видимые сальники и прокладки не просто "потеют", они текут, местами "ручьем".

Этой зимой один из моих автомобилей я эксплуатировал крайне редко, использовал свою старенькую "Ауди" для редких поездок по городу.-3

Просто так в один момент подобное никогда не происходит, все уплотнения вмиг потерять свою герметичность также не могут, а значит у этого есть вполне определенная причина.

Просто так в один миг все сальники и уплотнения не текут а значит есть причина. С приходом весны нашел-таки время разобраться с этой неисправностью, заодно переуплотнить мотор все всех его проблемных местах - заменить все то, что потеряло свою герметичность или загерметизировать по-новой.

Этой зимой один из моих автомобилей я эксплуатировал крайне редко, использовал свою старенькую "Ауди" для редких поездок по городу.-4

Пока шел процесс разборки, внимательно изучил, откуда сочится смазка и где же эти слабые места: масло выходило из-под крышки маслозаливной горловины, прокладка клапанной крышки будто потеряла свои свойства по всему периметру, сальники распредвалов на пару с крышкой были основными источниками выхода масла наружу двигателя.

Этой зимой один из моих автомобилей я эксплуатировал крайне редко, использовал свою старенькую "Ауди" для редких поездок по городу.-5

Что примечательно, в масле оказалась рубашка щупа и все рядом расположенные детали, а это означает только одно - щуп стало выбивать из посадочного отверстия, масло стало разбрызгиваться вокруг него. Обилие масляных потеков замечено и на дроссельном узле, оно вытекало из-под
соединений впускного патрубка. Сам дроссель, как говорится, давно просится на чистку.

Этой зимой один из моих автомобилей я эксплуатировал крайне редко, использовал свою старенькую "Ауди" для редких поездок по городу.-6

Картина стала проясняться, у подобного "поведения" мотора есть одна, вполне конкретная причина - неисправность системы вентиляции картерных газов. Все мои предположения подтвердились, когда я все-таки добрался до этой системы.
Как все это работает, сейчас кратко поясню.

Система вентиляции картера присутствует на всех автомобилях с ДВС, на современных машинах она имеет закрытую схему. Нужна она для того, чтобы отводить избыточное давление газов, образуемое в картере при работе двигателя из этого самого картера.

Система состоит из нескольких элементов: воздуховоды, отводящие те самые газы, вентиляционного клапана, регулирующего давление в системе, маслоотделителя (маслоуловителя), который отсекает пары смазки, чтобы те не пошли во впускную систему.

Когда система неисправна, а это может быть как механическое повреждение элементов, забитые патрубки или банально нагар и прочие загрязнения внутри этого контура, - избыточному давлению в картере попросту некуда деваться, газы скапливаются в обильном количестве внутри блока и начинают выходить там, где выходить не должны.

Вместе с ними из двигателя выдавливает и масло через всевозможные уплотнения и сальники, ещё одно неприятное сопутствующее явление - пропадает тяга, двигатель начинает расходовать больше топлива и т.д.

Этой зимой один из моих автомобилей я эксплуатировал крайне редко, использовал свою старенькую "Ауди" для редких поездок по городу.-8

Чтобы добраться до системы, пришлось прилично подразобрать двигатель, сняв навесное оборудование. Снимаю все элементы, относящиеся к системе вентиляции картерных газов.

Блок в обильной "шубе" из масла, выдавленного отовсюду
Блок в обильной "шубе" из масла, выдавленного отовсюду

Внутри патрубков немало эмульсии - ситуация вполне нормальная, если двигатель эксплуатируется в постоянно меняющихся температурных режимах и больших перепадах температур, то есть как раз при коротких поездках зимой. Такой же белый налет можно обнаружить и на крышке маслозаливной горловины, ничего необычного в этом нет - это обычный процесс.

Этой зимой один из моих автомобилей я эксплуатировал крайне редко, использовал свою старенькую "Ауди" для редких поездок по городу.-10

Один из пластиковых элементов системы напрочь забит эмульсией. Судя по всему, в морозы конденсат, образуемый в обильном количестве на внутренней поверхности детали, серьезно "прихватился" в мороз и заметно ухудшил пропускную способность системы ВКГ. Вот и основная причина, из-за которой "повыдавливало" все прокладки и сальники.

Этой зимой один из моих автомобилей я эксплуатировал крайне редко, использовал свою старенькую "Ауди" для редких поездок по городу.-11

А вот маслоотделитель (уловитель паров масла) снаружи выглядел вполне нормально, но вот внутри замечено обилие отложений, образованного выгоревшим маслом, налипшим на стенки детали.

Этой зимой один из моих автомобилей я эксплуатировал крайне редко, использовал свою старенькую "Ауди" для редких поездок по городу.-12

Чистить его пришлось основательно, это еще одна причина снижения пропускной способности вентиляции картера.

Этой зимой один из моих автомобилей я эксплуатировал крайне редко, использовал свою старенькую "Ауди" для редких поездок по городу.-13

Конечно, после устранения неисправности - чистки всего пары деталей от эмульсии, отложений и прочих загрязнений, уплотнения больше не будет выдавливать. Но герметичность сальников и прокладок нарушена, поэтому лучше все это заменить, чем ждать в надежде, что все это теперь не потечет.
К тому же все необходимое для замены уже куплено.

Этой зимой один из моих автомобилей я эксплуатировал крайне редко, использовал свою старенькую "Ауди" для редких поездок по городу.-14

К сожалению, отмыть двигатель от масляной "шубы" в гаражных условиях у меня возможности нет, поэтому мойкой займусь позже, пока по возможности оттер все вручную. Но самое главное, что после сборки всего этого "добра" машину теперь не узнать - масло литрами больше не доливаю, появилась тяга, которой не было у двигателя, наверняка, уже несколько лет.

Уверен, что в каком-нибудь сервисе меня бы точно "развели" на капиталку мотора, мол, и пробег уже у мотора большой, и все течет, масло уходит: "Ну, точно капиталка". Подобный подход в частных сервисах мне знаком не понаслышке, и раз уж есть время и возможности, лучше разобраться в проблеме самому. Тем более, что лучше, чем сам для себя, никто не сделает.

Этой зимой один из моих автомобилей я эксплуатировал крайне редко, использовал свою старенькую "Ауди" для редких поездок по городу.-15

Сталкивались ли вы с подобной проблемой и как устраняли данную неисправность - делитесь своими историями в комментариях, будет интересно почитать.

Спасибо за внимание.