Найти тему
Философский ликбез

Каков предмет философии? «О понятии философии» Риккерта

Оглавление

Субъективизм и объективизм

В работе «О понятии философии» (1910) Риккерт говорит о субъективизме и объективизме, или субъективирующей и объективирующих философии/мировоззрении.

Для субъективирующей философии объекты не представляют собой «самодовлеющей действительности», а зависят от субъекта. Чтобы найти «истину и сущность мира», она предлагает углубиться в самих себя, идя «таинственным внутренним путем» – т.е. искать их в субъекте. Этот тип мировоззрения может делать упор на волю или жизнь, телеологию, активность Я, «животворяющую деятельность» субъекта, полагая именно ее наиболее действительной и при этом доступной субъекту непосредственно, так как он сам ее и «животворит».

Объективирующая философия же рассматривает субъект только в роли одного из объектов. Если она и признает душу или Бога, она также вписывает их в действительность и причинно-следственные связи.

В качестве пар оппозиций, соответствующих объективизму и субъективизму, Риккерт перечисляет интеллектуализм и волюнтаризм, пассивизм и активизм, детерминизм и свободную волю, пантеизм и теизм, а также механицизм и телеологию, догматизм и критицизм, эмпиризм и рационализм, психологизм и априоризм, номинализм и реализм, натурализм и идеализм.

Объективирующую философию Риккерт считает неспособной дать ответы на вопросы о смысле и критикует ее за попытки это сделать (по его мнению, будучи последовательной, в этой области она должна воздерживаться от суждений). А субъективирующую за то, что она вступает в конфликт с науками и тоже не может самостоятельно решить проблему мировоззрения.

С точки зрения Риккерта, проблема их вечного противостояния разрешается так, что и субъект, и объект находятся в действительности; объективирующий метод должны использовать науки; а субъективирующий метод должен применяться сугубо для специальной области, принадлежащей миру, но не принадлежащей действительности (области смысла).

Действительность, ценности и смысл

Риккерт пишет, что в противоречии царства ценностей и царства действительности заключается «мировая проблема». Которая состоит в том, что мир поделен на эти царства, и необходимо уточнение их взаимоотношения и характера их единства – в качестве мира.

Мир в этом словоупотреблении представляет собой мир как целое, а не окружающий мир субъекта. В этот мир, поэтому, включен сам субъект, вместе с объектами (и другими субъектами). По ту сторону действительности же оказывается царство ценностей, являясь тем не менее все еще частью мира.

Европейская философия, как считает Риккерт, в какой-то момент своей истории теряет все свои предметы исследования в действительности, и «начинается там, где начинаются проблемы ценности». В философии неприменим объективирующий метод, зато он безраздельно правит в царстве действительности. Таким образом разграничиваются сферы науки и философии: наука занимается действительностью, а философия занимается ценностями.

Причем ценности понимаются достаточно специфически. Например, к ним относятся и имеют «значимость» научные законы. Также к ценностям относится само понятие мира как целого. В качестве критерия разделения этих предметов Риккерт называет то, что всякая действительность возможна в качестве опыта, целое же не может быть дано нам в опыте и постигается только мыслью, также как, например, даже «еще не открытые наукой истины».

Однако кроме ценностей и объектов действительности существуют еще блага – объективированные или «кристализованные» ценности, пребывающие в действительности, но имеющие отношение к ценностям. Такие блага Риккерт предлагает исследовать философии: прибегая к помощи истории, она должна анализировать относящиеся к ценностям объекты действительности (блага), для того, чтобы в итоге произвести некоторую «диалектическую» (в платоновском смысле) работу: отделить ценности друг от друга, получив их виды; выяснить существенные черты этих видов; определить их взаимные отношения; и в конечном итоге построить «систему ценностей». Этим занимается «чистая теория ценностей». А нужно все это для упомянутой в самом начале цели – «положить прочное основание для разработки мировых проблем», выработать мировоззрение – не достигнутое никем прежде «объективное» представление о мире и роли людей в нем (тж. «смысл жизни»).

И еще кроме царства ценностей, царства действительности, благ (представляющих собой объекты действительности, в которых выкристаллизованы ценности), существует третье, промежуточное царство смысла. Оно также являет собой взаимосвязь ценностей и действительности. Смысл содержится в акте субъекта (происходящем в действительности), когда он «переживает» ценность в ее значимости, – например, осознает «теоретическую ценность» научного суждения. Но смысл не совпадает с самими ценностями, а «указывает на ценности». Постижение действительности Риккерт называет объяснением/описанием, постижение ценностей пониманием, а постижение смысла истолкованием. Риккерт предлагает применять субъективирующий метод не к действительности, а в «истолковании смысла субъекта и его оценок» – в «научной, художественной, социальной и религиозной жизни» – «под углом зрения ценностей».