Найти тему
Исаак Сирин о безмолвии (выписки)
Душа до познания Божией премудрости и Божиих тварей доходит без труда, если безмолвствует вдали от мира и житейских попечений, ибо тогда может познавать естество свое и те сокровища, какие имеет сокрытыми внутри себя. *** Паче всего возлюби молчание, потому что приближает тебя к плоду; язык же немощен изобразить оное. Сперва будем принуждать себя к молчанию, и тогда от молчания родится в нас нечто, приводящее к самому молчанию. Да подаст тебе Бог ощутить нечто, рождаемое молчанием. Если же начнешь сим житием, то не умею и сказать, сколько света воссияет тебе отсюда...
701 читали · 3 месяца назад
Мистическое богословие Дионисия Ареопагита (парафраз)
Глава 1 Абсолютные и неизменные таинства богословия на пренепознаваемой пресветлой и высочайшей вершине таинственных слов сияют в глубочайшей тьме пресветейшим образом, и совершенно таинственно и невидимо прекрасным блеском преисполняют безглазые умы. Необходимо оставить всю чувственную и умственную деятельность и все чувственное и умозрительное, все сущее и не сущее, и изо всех сил в неведении устремиться к соединению с Тем, кто выше всяких сущностей и ведения. Чтобы в исступлении из себя и из всего,...
3 месяца назад
История субъекта в западной философии
Текст о цикле лекций и невыпущенной книге Д. Гаспарян. Краткое описание модели истории субъекта может выглядеть так: Отсутствие субъекта в Античности. Согласно данной модели, в Античности не было субъекта в современном понимании. Философия в эту эпоху начинается не с «Я», как в Новое Время, а с совершенно других постулатов: с аксиом логики или первых попыток высказать общие принципы мироздания. У Аристотеля субъект разве что присутствует в виде грамматического понятия, в виде «подлежащего» в его логике, но не в качестве привычного нам персонифицированного приватного «сознания»...
6 месяцев назад
Конец философии и постметафизическое мышление (Хайдеггер)
В тексте «Конец философии и задача мышления» (1964) Хайдеггер позднего периода рассуждает о «деле» западной философии (она же метафизика). Он утверждает, что таким делом является сущее в целом и как таковое и онтотеология – Бог, понятый в контексте сущего в целом и как такового. Кроме того, делом можно назвать и субъективность, а точнее «субъективность абсолютную» (это представление восходит к Гуссерлю, Гегелю и Декарту). В конечном итоге он соединяет эти две сферы, называя делом философии как метафизики...
1485 читали · 6 месяцев назад
Кризис философии, науки и европейского человечества (Гуссерль)
Философы со времен Античности пытались создать систематическую универсальную философию, философию как всеобъемлющую науку. В очередной раз такую задачу открыто поставили мыслители и ученые Раннего Нового Времени. Однако, согласно Гуссерлю, вместо того, чтобы «смыкаться воедино», философия с тех пор принимала форму сменяющих друг друга философских систем. При этом науки как во времена Ньютона, так и еще в Гумбольдтовском университете 19 века, считались «звеньями философской универсальности». Из-за...
745 читали · 6 месяцев назад
Отношение единичного и абсолютного у Кьеркегора (Парадокс веры)
Повторяемые рефреном в работе «Страх и трепет» формулировки «Парадокса веры» можно обобщить в двух пунктах: Кьеркегор использует понятия немецкого идеализма и, конечно, не дает им строгих определений. Можно установить лишь, что абсолютное в этой формуле связано с Богом и «божественным долгом», а также с верой как таковой. Божественный или абсолютный долг, по Кьеркегору, выше этического долга, т.е. некой естественной морали (или категорического императива) и выше общественного долга, «идеи государства или идеи сообщества»...
356 читали · 6 месяцев назад
«Рождение трагедии» Ницше и мистерии Первоединого
В «Рождении трагедии из духа музыки» (1872) Аполлон и Дионис фигурируют у Ницше как два бога, два принципа искусства или даже «двойной художественный инстинкт природы». Схематически их можно изобразить так: Если аполлоническое искусство выражается в живописи, скульптуре и таких словесных жанрах, как эпос, то дионисийское воплощается в музыке, и в таких жанрах, как лирика, народная песня и трагедия. Лирическое искусство отличается тем, что сюжет в нем не о богах и не о каких-то общезначимых событиях, а о самом себе...
6 месяцев назад
Мистическая теология Ибн Араби в «Геммах мудрости»
В первых словах этого трактата говорится, что Бог, как обладатель своих бесчисленных имен, захотел увидеть воплощенности этих имен или просто свою собственную воплощенность, и раскрыть для себя свою тайну. Для этого он сотворил мир, чтобы увидеть себя в чем-то другом, что было бы для него как бы зеркало. Мир, который он сотворил, стал воплощением всех имен или «истинностей» Бога, и любое наше качество служит воплощенностью какого-то божественного имени. Божественных имен для Ибн Араби не 99, а бесконечное число, и они скорее соответствуют понятию «атрибуты» (сифат)...
1263 читали · 6 месяцев назад
Как выдвинуться в Ничто. «Что такое метафизика» Хайдеггера
«Что такое метафизика» – лекция Хайдеггера, прочитанная им в 1929 году при вступлении в должность профессора философии на общем собрании естественно-научных и гуманитарных факультетов Фрайбургского университета. Поэтому она посвящена не только метафизике, но и науке – в ее связи с метафизикой. Связь эта обнаруживается в том, что науки, исследующие сущее как таковое, должны с необходимостью выходить за пределы сущего как такового – в сторону Ничто. Потому что сущее как таковое раскрывается именно в том, что оно есть сущее, а не Ничто...
2696 читали · 9 месяцев назад
«Соматофобия» Сократа в платоновском Федоне
В платоновском диалоге Теэтет, рассматривая тезис о знании как восприятии, собеседники приходят к выводу, что знание не заключается в восприятии, но есть «плод взаимодействия самой души с бытием». В Федоне этот тезис о познающей самой по себе душе еще более радикализируется. Душа здесь противопоставляется телу, как для нее обычно и принято. Раз только душа способна к подлинному познанию, то тело к нему неспособно. Более того, считает Сократ, оно мешает познанию. В других диалогах, таких как Горгий,...
161 читали · 11 месяцев назад
Динамическая религия и жизненный порыв. «Два источника морали и религии» Бергсона (1932)
Бергсон выделяет два типа общества, они в свою очередь являются источниками двух типов морали: открытое общество – открытой морали, закрытое общество – закрытой морали. Закрытый тип морали выстраивается вокруг функции социального сплочения и имеет своей целью сохранение рода или просто выживание группы. Существенная черта закрытого общества – принуждение со стороны целого по отношению к индивиду. Закрытые общества утилитарны, сверяют любые свои ценности с полезностью для целого, придерживаются установленных традиций и привычек и наиболее продуктивно проявляют себя в войне...
11 месяцев назад
Каков предмет философии? «О понятии философии» Риккерта
В работе «О понятии философии» (1910) Риккерт говорит о субъективизме и объективизме, или субъективирующей и объективирующих философии/мировоззрении. Для субъективирующей философии объекты не представляют собой «самодовлеющей действительности», а зависят от субъекта. Чтобы найти «истину и сущность мира», она предлагает углубиться в самих себя, идя «таинственным внутренним путем» – т.е. искать их в субъекте. Этот тип мировоззрения может делать упор на волю или жизнь, телеологию, активность Я, «животворяющую...
197 читали · 11 месяцев назад