ДOМ.РФ забил тревогу, что фактическая квартирография новостроек не соответствует запросам россиян. Чтобы изменить ситуацию, корпорация предложила модифицировать меры господдержки. Что может помочь гражданам РФ приобретать больше «квадратов» для жизни, Novostroy поинтересовался у экспертов.
Мнения
Коммерческий директор в инвестиционном холдинге AVA Тамара Коломийцева:
Квартиры с большими площадями предпочитают покупать семьи с детьми. В стимулировании продаж квартир от 60 кв. м помогала программа «Семейная ипотека».
В конце 2023 года произошло ужесточение правил выдачи льготной ипотеки, значительно повлиявшее на доступность банковских продуктов. Увеличили первоначальный взнос и появилось правило «один заемщик – одна льготная ипотека». При этом максимальная сумма кредита в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленобласти составляет теперь не 12 млн, а 6 млн рублей, как и в других регионах.
Пока льготные программы остаются массовым инструментом кредитования, но в будущем та же семейная ипотека будет работать более точечно. Для разных регионов и категорий граждан будут действовать различные условия.
Снижение первого взноса и увеличение суммы кредита до 15 млн рублей могло бы значительно увеличить количество клиентов, способных приобрести более просторные квартиры.
Директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина» Ася Левнева:
До пандемии в России уже формировался устойчивый тренд на рост требований потребителей к комфорту жилья и его площади. Застройщики пересматривали проекты в пользу эргономичности планировок и повышения функциональности жилых помещений. Пандемия и переход на удаленную работу только усилили эту тенденцию. Возвращалась мода на кабинеты, столовые, игровые и т. д. Каждому члену семьи понадобилось свое уединенное пространство.
Но из пандемийного кризиса без периода восстановления мы резко перешли в геополитический. Повышение себестоимости строительства из-за санкций, изменения логистических маршрутов, роста цен на материалы и услуги, ряда законодательных инициатив происходило на фоне сокращения реальных доходов покупателей. Из-за высоких ипотечных ставок целевая аудитория экономичных малогабаритных квартир, в том числе и инвесторы, перестали их покупать. Кто-то переключился на рынок аренды, кто-то отказался от покупки совсем.
В результате сейчас на рынке спрос в основном формируют финансово состоятельные потребители. И они хотят покупать качественное, просторное и даже уникальное по своим характеристикам жилье – оно раскупается в первую очередь. А льготы на его приобретение только усилят эту тенденцию.
В то же время застройщики проектируют небольшие квартиры, чтобы сделать свои проекты доступными для широкой целевой аудитории, а не только для ограниченного круга клиентов. Они выносят такие функциональные зоны, как прачечные, коворкинги, кладовые, за пределы жилых пространств. Это помогает снизить себестоимость и сохранить комфорт даже при мелкой нарезке площадей. Приживется ли этот тренд, который привычен для некоторых зарубежных стран, покажет время.
Пока в России выигрывают стандартные варианты жилья, и при поддержке государства это лидерство укрепится. Поддержкой могут стать доступный первоначальный взнос; сниженные процентные ставки на ипотеку – чем больше площадь квартиры, тем ниже ставка; увеличение срока кредитования для снижения ежемесячных платежей.
Чтобы быть в курсе главных событий рынка недвижимости, читайте новости и статьи на сайте или подписывайтесь на наш Telegram-канал «Тележка с новостройками».