На канале "Книжные раскопки" - продолжение цикла по инкрустированному бронзовому оружию второго тысячелетия до нашей эры. Причем не просто инкрустированному, а в технике двойной инкрустации — когда сначала в оружие врезается фон, а потом уже в этот фон — детали из другого материала.
Тип IId на схеме выше, также называемый микенским типом, по находкам ниже.
В предыдущих статьях (ссылки в конце) речь шла о крито-микенских кинжалах (благодаря недавней находке они перестали быть только микенскими) и топоре из Швейцарии. Где еще можно отыскать близкие по времени предметы с подобной техникой украшения?
Надо честно заметить, что понятие "меч" в заголовке к данной статье я использую весьма расширительно. Крито-микенские находки все-таки кинжалы, мечи там так не украшали, по крайней мере пока ничего подобного не найдено. А уж как классифицировать египетский хопеш...
Ливан и Палестина, 19-18 век до н.э.
Известно как минимум два хопеша, выполненных в этой технике. Оба найдены при раскопках первой половины 20 века, один в Библосе, Сирия, второй в Сихеме (Наблесе), Палестина.
Темный фон, который мы видим под орнаментом из электрона на хопеше из Сихема — патинированная бронза с содержанием 0.5% золота и около 3% мышьяка. Клинок выполнен из оловянной бронзы, примерно 12% олова. Хопеш существенно отличается составом фона как от патинированных в черный цвет статуэток из Египта, с содержанием в бронзе золота 1-3% и серебра 1-1.5% и отсутствием мышьяка в значимых количествах.
Исследований по хопешу из Библоса, кроме первичной публикации 1928 года и фотографии, мне найти не удалось.
Франция, 16-15 век до н.э.
Клинок бронзового меча имеет длину 454 мм, максимальную ширину 64 мм.
Единичная находка в "нантском болоте" ("Marais de Nantes"), под этим именем и фигурирует в литературе. Обстоятельства находки точно не задокументированы. Типологически датирован 16-15 веком до н.э. Находился в собрании Маркуса Эбнетера, в 1990 году был пожертвован музею города Шаффхаузен (Швейцария) вместе со всей коллекцией.
Анализ материалов:
Что обращает на себя внимание: сам клинок имеет малое количество бронзы в составе — менее 4% по сравнению с обычными для оружия и инструментов 8-12%. До анализов также высказывались предположения, что клинок тонкой работы был изготовлен как посвятительный объект, не предназначенный для использования, и данные по составу еще — один подкрепляющий аргумент. Близкий состав имеет и клинок кинжала с грифоном с Крита — также жертвенный объект, найденный в основании храма (ссылка на статью о нем в конце). В этом случае и трещина на клинке может иметь ритуальный характер.
Вторая особенность, уже отличающая этом меч от хопешей и минойских кинжалов — материал темного фона и темной инкрустации. Это почти чистая медь, не имеющая в своем составе в заметных количествах ни золота, ни серебра, ни мышьяка. Зато этим он похож на совсем другую находку — топор из Тун-Ренценбюэль, Швейцария.
В нем инкрустация из электрона также выполнена на медной полосе, закрепленной в клинке из оловянной бронзы (подробности в статье по ссылке ниже). И это — второй и последний пример техники двойной инкрустации бронзового века, известный к северу от Альп в Европе (по крайней мере, согласно каталогу 2012 года). Кстати, судя по габаритам и форме, топор также, скорее всего, был ритуально-церемониальным.
И наконец, собственно техника инкрустации. Судя по округлому профилю основных канавок, они были сделаны в процессе отливки клинка. Возможно, с доработкой краев позже.
А вот насечка под золотую инкрустацию была выполнена зубилом.
Сама золотая проволока также достойна внимания. Поскольку она, строго говоря, не проволока.
А, скорее всего, свитая по спирали трубочка из золотой фольги, изготовленная одним из способов на схеме ниже.
Свернутая таким способом трубка для инкрустации не является чем-то уникальным. Например, для инкрустации еще одного бронзового меча подобная трубка была свернута по длине.
И подобным же образом изготавливались золотые гвоздики-штрихи для украшения микенских бронзовых мечей.
Среди ученых уже давно существует дискуссия о происхождении техники украшения микенских кинжалов. До подробного изучения в 21 веке находок к северу от Альп она казалась безусловно заимствованной с южного берега Средиземного моря, из Египта или с Синайского полуострова. Возможно, еще от хеттов. Однако между известными находками там и в Греции слишком большой временной промежуток.
А вот более близкие по времени и, частично, по технике находки происходят из Северной и Центральной Европы. Их Арморики, с юга Англии, из Швейцарии. Более того, микенская техника выглядит, скорее, синтезом на основе и северных, и южных. Ждем новых находок и исследований.
Инкрустированная бронза 2 тысячелетия до н.э., предыдущие статьи цикла
Просто бронза
И разные мечи и кинжалы
Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!