Потрясающие находки, сделанные за последние 150 лет в богатых гробницах Микен и других древних городах Ахеи, широко известны. Бронзовые мечи и кинжалы, отделанные золотом и серебром - особенно. А вот технологии и особенности их изготовления - не слишком. Этому и посвящена данная статья, основанная на работах греческих, немецких и итальянских археологов, начиная с 1990х.
Уточнение: Микены и микенский в статье, понимаются, в основном, как весь регион Пелопоннеса, где была распространена соответствующая культура. Если речь пойдет о самом городе Микены, это будет дополнительно оговорено. Оружие, обсуждаемое в статье, происходит из раскопок в Микенах, Вафио (Вафейо), Дендре, Каковатосе, Пилосе, Просимне.
Итак, что известно о производстве и украшении оружия из микенских гробниц?
Конструктивно это обычное оружие своего времени (17-15 веков до нашей эры), бронзовые мечи и кинжалы без хвостовика или с хвостовиком. Широко известную типологию приводить тут не буду, однако покажу важное с точки зрения украшения клинков - способы крепления рукоятей.
Микенцами для оружия использовалась оловянная бронза, содержание олова 5-14%, содержание мышьяка до 1%. Оружие отливалось, зачищалось, затем лезвия или все изделие подвергалось холодной ковке. Для кликов мечей на этом все обычно кончалось, а вот с кинжалами сложнее. Ряд клинков именно кинжалов украшен сложной инкрустацией.
Маленькое отступление: я в сети встретил утверждения, что это не клинок, а ножны кинжала. То ли люди не видели объект на хороших фотографиях, то ли пользовались плохим переводчиком. В некоторых случаях машинный переводчик может (например с немецкого, или корейского) перевести клинок как ножны. Может и как лопату :), но все-таки подумать головой и посмотреть в словаре всегда полезно. Или в справочнике. Прорисовки с сечениями этих кинжалов не оставляют сомнения в том, что это именно клинки, а не что-то другое.
Технология и материалы инкрустации
Если внимательно присмотреться - лучше всего под микроскопом, то окажется, что инкрустация была выполнена в две стадии - сначала в клинок был помещен фон, а затем уже в фон был инкрустирован золотом и серебром рисунок.
Сам фон тоже очень интересен - он состоит из сплава меди с 4-8% золота (для микенских и минойских образцов). Имея изначально медный цвет, после полировки, термообработки и травления он приобретает иссиня-черный, временами - с фиолетовым оттенком цвет. В зависимости от состава сплава и толщины патины можно получить и эффект иридисценции.
В литературе, вышедшей до 1990х, зачастую указано, что черный фон - это чернь (niello). То есть сульфиды серебра и/или меди. Получают чернь сплавляя в тигле металл с серой. Различают одно-, двух- и трехкомпонентную чернь. Простейшая, однокомпонентная - один металл с серой. Приготовленную чернь в этом случае приходилось остужать, измельчать в порошок и снова нагревать для работы - примерно до 600 градусов, при этом чернь имела консистенцию пасты. Просто пользоваться чернью из тигля было практически невозможно - температура плавления сульфида меди около 1120 градусов, серебра - 860 градусов. Затем стали смешивать сульфиды серебра и меди - получив температуру плавления около 680 градусов и лучшее сцепление с металлической поверхностью. Такая чернь начала использоваться в Риме и получила широкое распространения около 5 века. И наконец, около 11 века добавили третий металл - свинец, получив температуру плавления 440-560 градусов в зависимости от пропорций и почти жидкий при рабочих температурах состав. Этим рецептом пользуются до наших дней.
По поводу материала фона существовала вялотекущая научная дискуссия, однако только в последнем десятилетии 20 века у археометристов (тех, кто измеряет у археологических объектов, в частности, химический состав) появились инструменты, чтобы точно и не повреждая уникальные экспонаты это определить.
Сначала, в 1990х, состав определяли при помощи XRF (рентгенофлоуресцентного) анализа. Выяснили вероятное отсутствие сульфидов. Возник новый, активный, виток дискуссии, где некоторые ученые в стиле адвоката дьявола пытались поставить результаты анализа под сомнение. (Что является нормальной научной практикой. И опровергает идею о том, что в науке тишь, гладь и ворон ворону глаз не выклюет.) Продолжалось это где-то до 2010х.
В результате, при помощи XRD (рентгеноспекторофотометрического) анализа для ряда изделий было подтверждено, что, как и предполагалось, черная патина состоит из куприта (Cu2O) с примесью мельчайших частиц золота, а не из сульфидов. Таким образом, пока минойцам и микенцам в знании черни отказано, а ее старейшие образцы пока датируются где-то 5 веком до нашей эры, и даже в этом есть сомнения.
Черно-синий оттенок патины обеспечивается именно присутствием золота в сплаве, и из-за него же такая патина обладает свойством, которое древние могли считать и волшебным. Она способна самовосстанавливаться при небольших повреждениях.
Такая техника инкрустации и патинирования возникла, предположительно, к началу второго тысячелетия до нашей эры где-то на Ближнем Востоке. Самые древние образцы найдены в Египте и датируются 20-19 веками до нашей эры.
Это - фрагмент бронзового хопеша, инкрустированного патинированным сплавом меди и золота (~0.5% золота, что, судя по всему, является минимум для развития данного вида патины) и электрумом (сплавом золота и серебра).
Технология и сплав были в позднеримские времена забыты в Европе (вытеснены чернью, вероятно), так что в 16 веке, после налаживания торговли с Японией, шакудо/сякудо стал заморской диковинкой. (Шакудо, сякудо, 赤銅 - относится у тому же классу сплавов, с 3-5% золота. Технология патинирования, вероятно, слегка отличается.) Эфесы шпаг с декором из этого сплава одно время были в моде.
Данные роскошные кинжалы являлись, скорее всего, чисто статусным и церемониальным оружием. В отличие от европейской инкрустации средних веков, при данном способе заметно ослабляется клинок - толщина фона не менее миллиметра, а он с двух сторон. Украшенных подобным образом мечей не найдено.
Отделка рукоятей и "золотое шитье"
Рукояти микенских мечей могли быть отделаны золотом двумя очень разными способами. Первый - просто оборачивание золотой фольгой, в том числе тисненой. Трудно сказать, когда такой способ возник, но позже им пользовались и персы, и скифы... Вплоть до "спат с золотыми рукоятями" меровингских времен.
Второй же способ является уникальным для Микен, и именно им отделаны мечи в наиболее богатых захоронениях. Впервые на него обратили внимание еще в 19 веке, и назвали "золотой вышивкой" - за характерный вид, напоминающий стежки нитей.
Украшаться таким образом могли как металлические части оружия, так и органические. Сохранилось деревянное навершие одного из мечей, сплошь "вышитое" золотом.
Как видите, покрытие состоит из маленьких L-образных полосок золота, закрепленных в отверстиях. После покрытия, поверхность глянцевалась каким-то разогретым инструментом - настолько эффективно, что местами отдельные полоски сплавились в фольгу. Сверху могло быть нанесено тиснение, обычно - спиральный узор.
Пример фрагмента рукояти кинжала без хвостовика:
Сохранившиеся отдельно полоски золота:
И крупным планом. Обратите внимание на разницу в размерах - это важно.
Всего ученые выделили два больших варианта такого декора.
Стиль A, в двух вариантах Aa и Ab.
Для варианта Aa характерен небольшой размер золотых элементов - около 2 мм длинны - и редкий узор из одной линии. Если присмотритесь, на кинжале с охотой на львов вохранились три "стежка". Самый редкий из стилей.
В варианте Ab узор становится гуще, 2-3 элемента в линии по ширине, но сами элементы того же размера.
Стиль B
Сплошное золотое покрытие и тисненые узоры. Одновременно, резко растет длина каждого отдельного элемента - до 7 миллиметров.
Судя по датировкам, именно в таком порядке эти стили и появились - от сравнительно скромного до "золота много не бывает". А вот о причинах, почему сразу не перешли к сплошной золотой фольге, можно только догадываться.
Что еще важно - это именно микенский стиль, причем весьма вероятно, микенский в узком смысле - города Микены. Именно в его гробницах имеется и наибольшее количество изделий, и их наибольшее разнообразие.
Аналогичных изделий нет на Крите, да и почти нигде в мире. Что-то немного похожее на стиль А и близкое по времени есть в Уэссексе и Арморике (часть побережья Франции, между Сенной и Луарой).
Навершие
Остался неразобранным вопрос с навершием, но тут все довольно просто. Как было показано еще в начале статьи, оно могло крепиться как к хвостовику, так и к рукояти, в случае короткого хвостовика или его отсутствия. Навершия встречаются деревянные и из алебастра (кальцита), крепятся обычно заклепкой.
Зачем было использовать столь трудоемкую технику, как это "золотое шитье" - для меня, честно говоря, загадка. Предположения ученых, в общем-то, сводятся только к мысли - "чтоб не как у всех" и "можем себе позволить". Количество золота, по сравнению со сплошным покрытием, при такой технике существенно не увеличивается. Но вот трудоемкость, похоже, становится зашкаливающей даже по временам, когда о ней особо не думали.
Основные источники: "Золотое шитье: сложная технология раннемикенских мечей и кинжалов", Констаниди-Сивириди и др., 2023; "Образование черной патины на микенских металлических находках" Джиумлиа-Маир, 2013; "Покрытия и обработка поверхностей в металлоизделиях древности" Джиумлиа-Маир, 2020; цикл статей "О химическом составе ранних греческих медных артефактов...", Мангоу и Иоанну, 1997-1999.
Кинжал с Крита, 16-14 век до нашей эры - в той же технике инкрустации, но без "вышивки". И с минойским грифоном.
Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!