Найти в Дзене
Рассольник

Ребенок не говорит. Нужно подождать?

альтернативная система коммуникации PECS
альтернативная система коммуникации PECS

То, что ребенок не говорит, представляет собой сложность, которая не решается просто с течением времени или при помощи медикаментозных "запусков" речи. Важно действовать немедленно: можно применять методы прикладного анализа поведения или ввести альтернативные системы коммуникации, такие как PECS. Хотя это не единственный вариант системы общения, но в рамках данной статьи мы сосредоточимся именно на ней.

Многие родители опасаются использовать альтернативные методы коммуникации, потому что: это может замедлить или помешать развитию устной речи. Однако, стоит взглянуть на это с другой стороны. Представьте, что вы находитесь в чужой стране и не знаете местного языка. Что вы делаете в такой ситуации? Вы достаете телефон, используете переводчик, пишете, показываете картинки или показываете жестами, делаете все, чтобы Вас поняли. И это не вызывает недоумения у окружающих. Почему же, тогда, использование системы PECS должно рассматриваться иначе?

Теперь про аутизм:

Исходя из признаков определяющих расстройство аутистического спектра в первую очередь - это сложности в коммуникации (т.е во взаимодействии). Поэтому начнем с главного:

А что же такое коммуникация ?

Простыми словами, коммуникация - это обмен информацией. Это может быть получение желаемого предмета, прекращение нежелательной деятельности, получение ответов и важной информации, и т.д.

Поэтому для коммуникации нужен:

  1. Коммуникативный партнер - этот тот человек, к которому обращаются со своей просьбой/желанием. Т.е ребенок должен обратиться\подойти к человеку и изложить свою просьбу доступным для него способом. И после этого ребенок получит то, что он просил;
  2. потребность что-то получить. Например: хочу сок, хочу узнать, когда придет папа, хочу щекотку и т.д. На этом этапе в жизни у детей (любого развития) может возникать нежелательное поведение (НП) или особая ловкость, когда ребенок сооружает различные конструкции для получения желаемого. Как говорится, вижу цель - не вижу препятствий. И если вовремя не ввести альтернативные навыки, например: хочу сок - показываю на сок, то НП может остаться с Вами надолго...

Т.е навыки коммуникации намного шире, чем развитие речевых навыков. Поэтому, чтобы ребенок стал говорить нужно его сначала учить базовым навыкам коммуникации и создавать речевые ситуации, т.е потребность!

Перовое правило при развитии речи - создать потребность!

Второе правило - создать возможность.

Например, ребенок хочет сок (т.е есть уже потребность), но пока не может попросить словами. И что тогда мы видим:

  • ребенок тянет взрослого за руку;
  • может быть кричит или плачет;
  • может берет стул и сам достаёт желаемый сок
  • показывает пальцем;
  • на своем "тарабарском" говорит.

Вот здесь включаемся мы и учим другим, более приемлемым и понятным способом просить желаемое. И что самое прекрасное, что в конце ребенок получит то, что он хотел. А значит повторение в будущем такого поведения будет с большей вероятностью.

Вывод 1:

дети с РАС (или другие "не говорящие дети") не ленятся, когда не произносят слова и не общаются, они просто НЕ умеют этого делать. Поэтому нужны альтернативные методы общения с помощью которых также можно получить что-то желаемое!

Возражение, которое я часто слышу от родителей:

"но я знаю что он хочет!" - ошибочное на длительной дистанции. Дети имеют свойство вырастать и чем старше становится ребенок, тем сложнее будет понять родителям и другим окружающим его потребности. А значит, есть большая вероятность, что будет НП. И не забывай те пожалуйста, что остальным людям должно быть также понятно, что хочет ребенок. Например, на детской площадке, в садике, в школе и т.д.

Посмотрите замечательный репортаж Вани Бакаидова. Как можно узнать и понять чего он хочет, только при одном взгляде на него?

Ссылка на интервью

Вывод 2:

Использование РЕСS (и другие формы альтернативной коммуникации) не только НЕ тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его, благодаря визуальным подсказкам и быстрому получению желаемого: показал – получил!

Мы не знаем, на каком этапе у ребенка разовьется разговорная речь - может через год, а может через два, а может через месяцы и годы или даже никогда.

И мы НЕ имеем никакого права (и Вы тоже, уважаемые родители) оставлять ребенка без возможности объясняться и выражать свои мысли и чувства.

Благодаря способам альтернативной коммуникации появляется первые успехи и самое главное: вера во взрослого и в себя!!

Рекомендации:

  1. прочитать книгу Лори Фрост и Энди Бонди. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов
  2. подписаться на телеграм канал РАССООЛЬНИК

С уважением, Алеся Соловьева