В последнюю пятницу марта представители очень важной и почётной железнодорожной профессии, которые управляют огромными машинами с множеством систем, отмечают профессиональный праздник, День машиниста.
Эта дата официально закреплена в прошлом году, а праздник будет отмечаться ежегодно по всей сети железных дорог России.
Немного истории
Профессия машиниста паровоза в России появилась в 1837 году с открытием Царскосельской железной дороги. В те времена поездная бригада состояла из машиниста, его помощника и кочегара. Последние двое подчинялись машинисту паровоза. При этом помощник не имел права управлять локомотивом в случае чрезвычайной ситуации. Если вдруг в пути машинисту становилось плохо, то помощник и кочегар должны были остановить поезд, а затем проинформировать о происшествии главного кондуктора.
Ключевыми задачами машиниста в пути были ведение поезда и контроль за расходованием пара, помощник отвечал за топку и помогал машинисту, кочегар работал с углем, в том числе сортировал его, поскольку для различных режимов работы паровозного котла нужен был разный сорт угля. Если случалась небольшая поломка, то ремонтировали состав всей бригадой.
После рейса машинист ехал с паровозом в депо, в XIX веке оно носило название «сарай». Там он внимательно осматривал состав и вносил данные о неисправностях в специальную книгу.
Женщины в профессии
В разные годы в России существовали списки запрещенных профессий для женщин. Первые появились еще в 70-х годах прошлого столетия. Основной акцент в них был сделан на тяжести и сложности производственного процесса. В такие перечни входила и профессия машиниста.
1 января 2021 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты РФ, который разрешил женщинам работать машинистами электричек, скоростных и высокоскоростных электропоездов.
Раньше запреты на работу женщин в сфере железнодорожных перевозок объяснялись их защитой от высоких нагрузок и неблагоприятных факторов труда. Что же изменилось сейчас? Сегодня весь железнодорожный подвижной состав, на котором работают женщины, отвечает самым высоким современным стандартам: поезда эргономичны, многие процессы управления в них автоматизированы, а также усовершенствованы системы безопасности. Это позволило создать комфортабельные и максимально безопасные условия труда для женщин-машинистов.
Машинисты Аэроэкспресса
В Аэроэкспрессе работают 79 локомотивных бригад (79 машинистов и столько же помощников машиниста электропоезда), которые управляют поездами на маршрутах компании. Ещё 12 машинистов выполняют маневровую работу в депо.
18 машинистов и 9 помощников машиниста работают в компании с момента появления собственного департамента эксплуатации подвижного состава в 2011 году, то есть уже почти 13 лет. Есть и представители трудовых династий: 4 машиниста и один помощник, причём двое из них – родные братья. Подробнее о железнодорожных династиях Аэроэкспресса мы рассказывали здесь.
Ежегодно профессионализм наших сотрудников отмечают на уровне Российских железных дорог и Департамента транспорта Москвы – представителей локомотивных бригад награждают грамотами и благодарностями. А компания каждый год проводит корпоративный конкурс для сотрудников разных специальностей «Лучший по профессии», где в своих категориях соревнуются как машинисты, так и помощники.
Машинист – важнейшая профессия на железнодорожном транспорте, поэтому в компании большое внимание уделяют заработной плате, условиям труда и обучению персонала. Аэроэкспресс предлагает конкурентную заработную плату с ежегодной индексацией, трудоустройство по ТК РФ, социальный пакет, обучение на должность машиниста за счёт компании для помощников, компенсацию расходов на проезд, ДМС и компенсацию первичного медицинского осмотра, форменную одежду. Отпуск у локомотивной бригады длится 35 календарных дней: предоставляется 28 дней основного и 7 дней дополнительного отпуска.
5 интересных фактов о работе, которые рассказали машинисты Аэроэкспресса
- Если на предрейсовом осмотре у машиниста или помощника систолическое давление превышает показатель в 135 миллиметров ртутного столба, его не выпустят в рейс
- Чтобы локомотивная бригада не осталась голодной, в кабине двухэтажного поезда есть микроволновая печь, небольшой холодильник и чайник
- Если машинисту Аэроэкспресса достаётся ранняя смена, то проснуться на работу нужно в 4 утра
- Медосмотр каждого сотрудника локомотивной бригады занимает около трёх минут
- В зимний период лобовое стекло двухэтажного поезда обрабатывают специальным антигололедным раствором. Снег не остаётся на нем в виде сугроба, а сразу скатывается вниз и не мешает обзору
Все мы понимаем, что профессия машиниста очень важна. От квалификации, ответственности и бдительности машиниста, его умения точно следовать инструкциям и принимать верные решения в нестандартных ситуациях зависят безопасность и комфорт пассажиров, а также бесперебойная работа железной дороги в целом.
Мы искренне благодарим локомотивные бригады Аэроэкспресса за их непростой труд и желаем удачных смен, взаимовыручки в пути, благополучия. Благодарим за самоотдачу, целеустремлённость и верность общему делу.
Начинающим специалистам желаем успехов в освоении выбранной профессии и смелости в принятии решений.
С праздником, коллеги!