Проведение занятий со студентами, выступление на различных конференциях и конгрессах, проведение вебинаров – все это требует от врача особых навыков и умений.
Как подготовиться к выступлению и подать материал так, чтобы Вас слушали с неподдельным интересом, затаив дыхание, а не считали минуты до конца выступления и засыпали?
В данной статье мы разберем правила красивой и вкусной подачи информации.
Думаю, многие из Вас слышали о книге «Презентации в стиле TED». Секреты лучших в мире вдохновляющих презентаций». Автор: Джереми Донован.
Рассмотрим несколько основных постулатов из этой книги, которую позволят Вам завоевать внимание публики.
1. Не читайте по бумажке. Ничто так не утомляет слушать спикера, как речь, произносимая с листа бумаги. Отсутствие зрительного контакта, монотонная речь – все это не красиво и не привлекательно. Лектор должен свободно владеть материалом и держать зрительный контакт со своими слушателями.
2. Используйте язык тела. Улыбайтесь зрителям, но не переусердствуйте. Устанавливайте зрительный контакт с возможно большим числом людей. Не задерживайте взгляд надолго: 3–5 секунд не более.
3. Говорите четко и размеренно, следите за дыханием. Если от страха лектор начинает тараторить и «глотать» слова, такая информация совершенно не воспринимается на слух. Обратите внимание на выступление первых лиц государства или «мэтров» в медицине – их речь спокойна, размеренна. Четкая дикция и ровное дыхание, то зачем нужно следить.
4. Выучите наизусть вступительные слова, формулировку сообщения и призыва. Первое впечатление играет решающую роль, последнее надолго врезается в память.
5. Если Ваше выступление сопровождается визуальным сопровождением (презентация, видео, постерный доклад) – не стоит стараться уместить на слайде всю информацию. Тезисно вынесите важную информацию на слайд, старайтесь отдавать предпочтение не сплошному тексту, а схемам, рисункам, графикам. Такая информация лучше воспринимается и запоминается. Правильно подбирайте шрифт к презентации. Продумайте структуру презентации и дизайн (шрифт, контрастность, выделение, стиль и размер текста). Она должна быть четкая, лаконичная. Избегайте чрезмерного нагромождения слайдов. Текст должен быть читаем. Изображения, схемы и таблица – четкие.
Продумайте текст презентации, в выступлении должна быть логика и последовательность. В течении всего выступления необходимо не терять главный посыл презентации. Ключевой посыл соберет все части выступления в единое целое.
Титульный слайд презентации должен быть самим эффектным.
Отразите на слайде информацию о конфликте интересов. Эта информация – правило хорошего тона. Перечисляйте не больше 3–4 ключевых пунктов на слайде.
6. Репетируйте свое выступление. Лучше записать свое выступление на видео, чтобы потом наглядно увидеть ошибки.
7. Ссылайтесь на других выступающих, чтобы создать дискуссию.
8. Будьте собой, мы все разные и живая искренность всегда лучше воспринимается публикой, чем наигранное подражание.
9. Говорите выразительно: выделяйте голосом главные слова, цифры, мысли на слайде или постере, делайте паузы, где это уместно (например, необходимо изучить слайд).
Меняйте скорость речи, тембр голоса – это привлечет внимание аудитории и не даст заснуть от монотонности.
10. Заканчивайте вовремя выступление. Таким образом, Вы цените свое время и время других докладчиков, а слушатели не будут нервно поглядывать на часы, когда вместо обещанных 20 минут выступление длится все 40 минут.
11. Красиво завершите Ваше выступление. Никогда не говорите «в заключение». Лучше скажите: «Мы подошли к концу нашего выступления». К концу выступления говорите более кратко, не «суммируйте» – вы же не презентуете финансовый отчет. В идеале ваше последнее предложение должно выразить вашу главную мысль. Вы можете закончить с сильным призывом к действию или шокирующим вопросом. Также необходимо поблагодарить аудиторию.
12. Эффект края. Согласно этому риторическому предписанию, открытому в 19 веке немецким психологом Германом Эббингаузом – лучше всего запоминается информация, которая находится в начале и в конце. Именно поэтому важно продумать и вступление, и концовку.
13. Желательно соблюдать классическую схему подачи материала: введение, актуальность темы, основная часть и заключение.
Часто после выступления начинается сессия вопрос-ответ.
Эта часть может затянуться, после чего аудитория уже не будет помнить посыл, который спикер хотел до нее донести. Поэтому после вопросно-ответной сессии стоит еще раз повторить ключевые моменты выступления.
Как говорил Цицерон: Плохой оратор — это тот, кто пытается компенсировать многословием недостаток внутренней глубины...
Хороший оратор — тот, кто в своей речи слой за слоем очищает луковицу, так что слушатели плачут...
Список источников:
1. Бредемайер К. «Правила риторики. Как не теряться во время выступления и быть убедительным»
2. Харченко Е.В. Гайд по научным презентациям