Найти тему
Октагон.Медиа

Стела против дрона. Сколько продержатся розничные цены на нефтепродукты?

Коллаж: Анна Бабич
Коллаж: Анна Бабич

Около полутора десятков атак на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) совершили украинские беспилотники с января этого года. В марте диверсии участились. В итоге оптовые цены на бензин и дизельное топливо заметно выросли на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Розничные цены почти не изменились, но эксперты считают, что долго разрыв в динамике оптовых и потребительских цен не сохранится.

Объём выведенных из строя мощностей

С 25 января по 23 марта атакам дронов подверглись заводы крупнейших российских нефтяных компаний. Наибольшее число прилётов пришлось на НПЗ «Роснефти» и ЛУКОЙЛа. Компании не раскрывают детали о степени повреждений, но известно, что ущерб, нанесённый некоторым предприятиям, настолько ощутим, что его устранение займёт несколько месяцев.

Хроника атак на российские НПЗ
Хроника атак на российские НПЗ

Западные СМИ приводят данные о том, что из строя выведено около одной десятой всех мощностей российских НПЗ. Bloomberg со ссылкой на конфиденциальный источник сообщает, что в середине марта российские заводы перерабатывали всего 5 млн баррелей в день – на 400 тыс. баррелей меньше, чем в начале месяца. Более половины от общего объёма сокращения нефтепереработки, по данным агентства, пришлось на заводы «Роснефти».

Reuters добавляет: компания остановила после атаки 23 марта одну из двух установок первичной переработки нефти на Куйбышевском НПЗ. Агентство оценивает остановленное производство скромнее своих коллег из Bloomberg – в 370,5 барреля в сутки (около 7 процентов) от всех перерабатывающих мощностей.

Птицам на смех: почему защита НПЗ от дронов не работает

По словам гендиректора компании «Трансэнерком» Олега Шевцова, атака одного лишь НПЗ «Волгограднефтепераработка» ЛУКОЙЛа привела к остановке части производственного цикла мощностью около 3,5 млн тонн в год. На Рязанском НПЗ «Роснефти» она вызвала пожар на двух установках первичной переработки нефти, на которые приходится 70 процентов мощности завода.

Российские регуляторы конкретных цифр не называют, предпочитая обнародовать данные по поставкам на внутренний рынок. В Минэнерго на днях сообщили, что по сравнению с февралём мартовские объёмы поставок бензина и дизельного топлива выросли на 13 тыс. и 15,5 тыс. тонн в сутки соответственно. Делать отсюда вывод о том, что производство находится на прежнем уровне, конечно, не приходится, поскольку с 1 марта в России введено эмбарго на экспорт бензина, а это значит, что рост внутренних поставок произошёл за счёт переориентации предназначенных для внешнего рынка объёмов.

Вопросы к РЖД и не только

В Минэнерго успокаивают тем, что запасы топлива в стране остаются высокими: 1,9 млн тонн бензина и 3,4 млн тонн дизельного топлива. Если вспомнить о том, что за весь 2023 год внутренний рынок поглотил около 40 млн тонн бензина и около 45 млн дизеля, можно понять, что запасы не столь внушительны. О некоторой обеспокоенности властей можно судить по созванному 22 марта вице-премьером Александром Новаком заседанию штаба, посвящённому этому вопросу. В ходе совещания нефтяным компаниям совместно с РЖД поручено обеспечить бесперебойный вывоз нефтепродуктов и загрузку НПЗ в соответствии с графиком и растущим весенним спросом. Привлечение транспортников к проблеме неслучайно.

– Перераспределение поставок топлива уже создаёт логистические трудности, – говорит Олег Шевцов.

РЖД должны будут обеспечить своевременный вывоз топлива с нефтеперерабатывающих заводов. Фото: Александр Рюмин/ТАСС
РЖД должны будут обеспечить своевременный вывоз топлива с нефтеперерабатывающих заводов. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

В Минэнерго предложили повысить приоритет доступа к инфраструктуре РЖД для нефтепродуктов. Участников рынка в связи с этим беспокоит вопрос: не возникнет ли из-за изменения потоков дефицит цистерн и справится ли в целом железнодорожная сеть с выросшей нагрузкой? Зампредседателя Наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев полагает, что оборачиваемость цистерн, безусловно, ухудшится.

«Для улучшения ситуации нужна серьёзная, совместная с грузоотправителями и грузополучателями организационно-технологическая работа по формированию маршрутов в распыление», – пишет он в своём телеграм-канале Oilfly. И задаётся вопросом, почему другие представители транспортной отрасли не участвуют в комплексном решении проблемы: «Пора вспомнить про координацию действий. Есть труба, есть водный транспорт, есть автотранспорт. Они вообще не задействованы при доставке топлива?»

Как ведут себя цены

Оптовые цены на нефтепродукты с начала года демонстрируют уверенный рост. К началу текущей недели с конца января бензин АИ-92 подорожал на бирже на 8,5 процента, с 11 марта (день накануне атак) – на 15,5 процента. АИ-95, как и летний дизель, подорожал с января более чем на четверть, с 11 марта – на 12,8 и 10 процентов соответственно. Розничные цены пока удерживаются усилиями продавцов. Действует так называемый «протокол Козака» – негласная договорённость нефтяных компаний с Правительством о том, что стоимость на заправках не может расти быстрее инфляции.

«Власти говорят, что всё в порядке. Действует эмбарго на бензин на полгода. Но вниз цены не пошли. Оптовые цены растут с начала года. Нормативы по продажам на бирже тоже не работают, – заявил в эфире независимого аналитического онлайн-журнала «Геоэнергетика ИНФО» его главный редактор, эксперт по энергетике Борис Марцинкевич.

Розничные цены на бензин удаётся сдержать. Фото: Роман Пименов/ТАСС
Розничные цены на бензин удаётся сдержать. Фото: Роман Пименов/ТАСС

По его словам, в прошлом году, когда в период уборочных работ страна находилась на пороге топливного кризиса, разница между оптом и розницей продержалась месяца два, после чего начался взрывной рост. А это значит, что в мае – июне повышение конечных цен неизбежно, если не будут приняты дополнительные меры, считает эксперт. Дополнительным стимулом для подорожания станут высокий спрос на топливо в период отпусков и начало сезона профилактических ремонтных работ на НПЗ.

К посевной успели, а дальше?

Представитель сельскохозяйственной отрасли Кубани рассказывает «Октагону», что в этом году проблем, подобных прошлогодним, когда фермеры готовы были штурмовать АЗС на комбайнах, у аграриев пока нет.

– Посевная этого года уже завершена. Горюче-смазочные материалы для неё мы закупить успели. Но если продолжатся проблемы на НПЗ, не исключены проблемы с обеспечением ГСМ, необходимых уже для уборочной кампании, – поясняет он.

Председатель совета Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов России (АККОР) в Краснодарском крае, член общественного совета при Минсельхозе РФ Александр Шипулин добавляет в разговоре с «Октагоном», что наибольшие проблемы уготованы малым предприятиям, которые не имеют финансовых и инфраструктурных возможностей для того, чтобы уже сегодня делать запасы ГСМ на осень.

– Мы и сейчас отмечаем рост стоимости горючего и вынуждены покупать его по тем ценам, которые нам выставляют. Дорожают и запчасти, и техника. При этом на нашу продукцию не отменяют вывозные пошлины. В критическом состоянии оказывается отрасль растениеводства. Мы рискуем потерять значительную часть небольших фермерских хозяйств, которые составляют основу сельской территории. Фактически они в предбанкротном состоянии, – констатирует он.

НПЗ в зоне риска: почему авария на заводе ЛУКОЙЛа касается всех нефтяников

✏️Анна Таволга

🅾️Все материалы: octagon.media