Найти тему
Наталья Баева

Царские подарки

Рассматривая традиции дарения, легко заметить закономерность: чем выше положение человека в обществе, тем менее практичными становятся вещи, которые он дарит и получает. Полезные варенья или вязаные чулки - удел мещан, чашечки - ложечки да салфетки - добро купеческое, а дворяне дарили безделушки. Не обязательное дорогие, но желательно - как ни у кого.

Одно общее правило - к любому подарку прилагалось рукописное послание. Открытка с пожеланиями, со стихами, адресованными одараяемому.

Начало разговора о подарках здесь:

Так логично предположить, что подарки в царской семье были непрактичными АБСОЛЮТНО? Зато уникальными по красоте, по оригинальности? Так и есть!

В Эрмитаже целый зал занимают царские табакерочки. Похоже, именно табакерки и дарили друг другу чаще всего. Эти вещицы ценились за мастерство исполнения - и только. Престижные они, статусные. Скромнее всех выглядят табакерки Петра Великого, но эта скромность обманчива: вещицы работы китайской и японской. Чёрный лак с лаконичной росписью. А наряднее всех - у его дочери Елизаветы, осыпанные цветными драгоценными камешками. При том, что Елизавета не курила. Но предложить гостю табачок из царских ручек могла.

Родным и приближённым дарили ювелирные изделия, которые могли быть и наградой: устоявшейся системы наград ещё не было. Перстень или медальон могли вручить и вместо ордена. Или даже дать отдельно орден - отдельно бриллианты для его украшения.

Но рекордом роскошной непрактичности стали, вероятно, подарки Марии Фёдоровны - Павлу Первому, "супругу и благодетелю". И его ответные дарения.

В Гатчине, в пятистах метрах от Большого дворца, загадочный объект:

Роскошный фасад, за которым, вроде как... поленница?! Но в "поленнице" открывается дверь, и нас приглашают внутрь:

Проект Франсуа Виоллье, швейцарского архитектора. Фото не передаёт великолепия: не видны живописные плафоны
Проект Франсуа Виоллье, швейцарского архитектора. Фото не передаёт великолепия: не видны живописные плафоны

Этот павильон - подарок Павлу Петровичу, сделанный супругой. Охотничий домик, где можно уединенно отдохнуть после охоты! Напомню, в шаговой доступности от дворца. Да и как можно было утомиться на охоте, если стреляли зверей в соседнем парке "зверинец", где оленей и кабанов разводили специально - и выгоняли прямо на августейшего охотника?

Павел сделал супруге ответный подарок. Рядом, на озере, на острове Любви, возник павильон Венеры:

-3

Тоже простоватый снаружи - и роскошный внутри:

-4

Стеклянная дверь распахивается прямо в воду: это купальня. Вот такой сход в Белое озеро предусмотрен для удобства желающих погрузиться.

(Забавно, что именно посещение Гатчины вдохновило Гоголя на фантазии о "приятных сюрпризах от милых супругов" в виде чехольчиков на зубочисточки: представил себе изящно-бесполезные подарочки БЕЗ царского размаха).

Конечно, сегодня мы можем скептически хмыкнуть, что при больших деньгах, да при помощи лучших архитекторов, щедрыми дарителями быть несложно. Но... Мария Фёдоровна - едва ли не единственная русская императрица, которая делала сама, своими руками вещи музейного уровня. Вот эту камею она вырезала в подарок Екатерине Второй, к её юбилею, на 60 лет:

-5

А это - тоже подарок на день рождения Екатерине. Так и подписывала свои работы "Maria F"

-6

Может быть, оттого, что одарённых художников в царской семье больше не было, а посредственные работы дарить стеснялись, традиция "подарков своими руками" не прижилась. Заказывали. Сохранилось многое.

Интересно, что из этого хотели бы получить в подарок МЫ? Каменный букет в каменной корзинке? В наш практичный век обязательно возникнет вопрос: ЗАЧЕМ?

Яйцо, в котором помещается... ТРАНССИБ?! Интересно, как курьёз, как шедевр миниатюры, но что-то сомнительно, чтобы с этим поездом играли.

Знаменитый веер Марии Фёдоровны "Ландыши", действительно, очень мил. Да только и веера ушли в прошлое.

-9
-10

А о подарках детям, царским и не царским, поговорим в следующий раз.

Хобби
3,2 млн интересуются