Музыка и цвет – два понятия, которые на первый взгляд могут показаться совершенно разными и независимыми друг от друга. Музыка – это искусство звуков, организованных во времени, а цвет – это свойство объектов вызывать определенное ощущение в глазах человека. Однако на протяжении веков эти два явления взаимодействуют, дополняя и обогащая восприятие друг друга. В данной статье мы рассмотрим это взаимодействие, а также прикоснемся к истокам создания цветомузыки.
Уже много веков художники и музыканты увлеченно изучают взаимосвязь музыки и цвета. В 19 веке это стало уже полноценным учением, которое получило название синестезия. А вот первые упоминания про отношения звука и цвета появились еще в Древней Греции. Аристотель увековечил в своих трудах теорию цвето-музыкальной шкалы, в которой гамма семи нот соответствовала семи цветам радуги. И такая теория считалась основной в сфере взаимовлияния музыки и цвета вплоть до 19 века.
Новый виток в изучение цветомузыки привнес Джузеппе Арчимбольдо. Он работал в Милане придворным художником Рудольфа II. Он использовал пифагорейскую систему гармонических пропорций тонов и полутонов и свое художественное чутье, чтобы создать собственную шкалу хроматических значений.
Но по-настоящему заговорили о «цветном слухе» уже в 20 веке при упоминании знаменитых композиторов Н. А. Римского-Корсаково и А. Н. Скрябина.
Цветной слух, по-научному синопсия – это реальное физиологическое явление, при котором раздражение органов слуха через нейронные связи в головном мозгу затрагивает органы зрения. Каждый звук в восприятии таких людей окрашивается конкретным цветом, причем, видение это индивидуальное и оттенки редко совпадают у разных людей. Вопреки логическому мышлению, обладатели цветного слуха никогда не связывают ноты с цветами радуги. Это восприятие является непроизвольным, то есть специально «перекрасить» звуки в своем сознании невозможно, и поэтому связь не поддается каким-либо формулам и расчетам.
До того, как синопсия стала появляться у талантливых композиторов и музыкантов это явление считалось страшным недугом. По разным источникам, от 1% до 5% всего населения обладает такой особенностью. К наиболее ярким представителям можно отнести композиторов Римского-Корсакого и Скрябина, Чюрлёниса и Мессиана, Берлиоза, Листа, Вагнера, Томаса Кёнера, Джона Бэланса, Шёнберга, Фейнмана, известного физика Исаака Ньютона и писателя В. Набокова. Кроме того, было даже установлено, что данная физиологическая особенность передается по наследству, поэтому можно смело утверждать, что сын Набокова также имел синопсию.
Но остановимся над самыми известными обладателями цветного слуха – два русских композитора Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин. Удивительно, что несмотря на похожее свойство цветного слуха регистр двух композиторов был абсолютно разным. Совпадало только, что верхний регистр у обоих имел преимущественно теплые оттенки, средний – холодные.
К примеру, «синие» тональности используются у Римского-Корсакого в сочинениях на морскую тематику: «Садко», «Сказка о царе Салтане» и «Море и Синдбадов корабль».
А вот Скрябин задумал «Прометея» как поэму огня, которая должна была исполняться с цветовой строчкой. На премьере в марте 1911 года был установлен аппарат цветомузыки, от которого композитор в последствии отказался из-за того, что качество его не устраивало. Световой аппарат выглядел как деревянный круг с двенадцатью лампочками. Этому кругу соответствовал квинтовый тональный круг, согласно которому каждая нота имела свой цвет. Для тренировки А.Н. Скрябин подвесил деревянный круг к потолку в своем кабинете. Во время игры на фортепиано за кнопочной панелью сидела жена композитора Татьяна Шлецер и «сопровождала» фортепианные партии Александра Николаевича световыми эффектами.
После смерти композитора устройство довели до ума, но цвета уже исполняли в вольной трактовке, так как не было должных указаний самого автора. Но так или иначе композиторы внесли важный вклад во взаимосвязь музыки и цвета. Сейчас RGB-подсветка очень популярна на музыкальных концертах, на колонках и даже лампочках.
Наши музыкальные устройства HIPER также имеют цветовое сопровождение, которое очень ярко и эффектно дополняет музыку, а законы сочетания цвета и звука заложили еще русские композиторы в начале 20 века.
Не лишай себя удовольствия почувствовать невероятную магию музыки и цвета. Наши портативные колонки с емким аккумулятором и высоким стандартом влагозащиты только сейчас в М.Видео по супер-цене!
Беспроводная акустика HIPER AMIGO M1 – это два динамика по 10 Вт и беспроводное подключение Bluetooth 5.1.
Беспроводная акустика HIPER Vibe H-TS7 – компактное, но не менее мощное устройство с двумя динамиками по 10 Вт. Емкий аккумулятор, надежная влагозащита и стильные расцветки корпуса – все, что нужно для крутой вечеринки.
А яркая подцветка обоих устройств добавит красок в прослушивание как симфонической музыки Римского-Корсокого или Скрябина, так и в любимые поп-хиты.