Как близким родственникам и детям можно подготовиться к тому, что мама или бабушка, бухгалтер с 30-летним стажем не может запомнить и повторить прямой и обратный порядок цифр от 1 до 10? А ваш отец или дедушка, капитан судна искусно владеющей навигацией, однажды выйдет из своего подъезда в магазин и не сумеет отыскать обратную дорогу домой? Прежний обладатель острого и быстрого ума начнёт повторять обрывочные фразы и слова, заблудившись в лабиринте мыслей. Другие начинают драться, отказываются принимать гигиенические процедуры, лекарства. Кого-то закружат галлюцинации. В этой страшной болезни существуют неизбежные рубежи, которые необходимо знать ближайшим родственникам.
Когда убрать ключи от квартиры? Когда пригласить помощницу со стороны? Когда принять такое трудное решение, оставлять ли своего пожилого родителя дома или всё-таки размещать его в специальном учреждении по уходу. Никто не готов к подобным ситуациям. Никого из нас не учили, как себя вести, и вдруг вы оказываетесь в перевёрнутом мире, где вам неизвестны возможные выходы, чтобы облегчить или улучшить эту ситуацию.
Многие путают болезнь Альцгеймера и деменцию. На самом деле это разные вещи.
Болезнь Альцгеймера – это дегенеративное поражение центральной нервной системы, постепенно приводящее к слабоумию.
От болезни Альцгеймера страдает каждый 20-й человек в возрасте старше 65 лет. Обратите внимание, это 5% населения старше 65. И каждый 6-й человек в возрасте старше 85 лет, а это 15% населения. Это достаточно грозные цифры.
В отличие от болезни Альцгеймера, деменция — это синдром, обычно хронический или прогрессирующий, при котором наблюдается деградация способности мыслить в большей степени, чем это ожидается при нормальном старении.
Человек с подобным диагнозом не помнит, что происходило вчера, но может с полными подробностями рассказать вам о событиях многолетней давности. Не может назвать даты текущего дня, день, месяц, год, важнейших событий в своей личной жизни, свой возраст. Постоянно теряет нужные ему вещи. Забывает адреса, телефоны, имена, слова. Может повторять один и тот же вопрос несколько раз в течение дня и сводить вас с этим с ума. Забывает принимать лекарства. Не может вспомнить, принимал ли он лекарства. Не запоминает то, что только что прочел. Не запоминает имена людей, с которыми знакомиться. Например, он может помнить, что вы сиделка, но он может совершенно забыть ваше имя.
Нарушается серийный счет в прямом порядке цифр и обратном. Очень часто такой больной пожилой человек представляет, как будто он тот самый молодой человек в том своем юном возрасте, без детей и внуков. Пожилой человек может помнить, что 7 января – это Рождество, но, когда наступает 7 января, он не помнит, что сегодня за день.
Например, женщина может замечательно вязать и очень любить это делать, но совершенно при этом забыть, что делать со спицами и пряжей.
Вторая особенность – это нарушение ориентации в пространстве и во времени, начинает с трудом решать привычные повседневные задачи, испытывает трудности, расчетах. Возникают трудности при использовании элементарных бытовых приборов. У такого больного пожилого человека происходят глобальные и тотальные изменения в поведении. Во-первых, он прекращает ухаживать за собой. То есть уход осуществляется только после напоминания. Если ему не напомнить умыться, расчесаться, почистить зубы, он просто не будет это делать. Не говоря уже о том, что становится неряшливым, отказывается от гигиенических процедур.
Если это начальная студия, когда человек еще продолжает работать, в том числе, находясь на пенсии, он теряет всякий интерес к своей работе и ко всем своим прежним увлечениям.
Отмечается легкая внушаемость. При этом пожилой человек начинает приобретать склонность к бродяжничеству и к собирательству. Он начинает собирать и прятать вещи в доме. Если вы обращали внимание, иногда мы можем увидеть таких пожилых людей, которые действительно подходят к мусорным бакам. Это не потому, что это они нищие, находящиеся за чертой бедности, это могут быть люди с деменцией.
У больного деменцией могут появляться бредовые идеи, например бред преследования, бред отравления, бред ограбления, вызывающие страх и агрессию по отношению даже к своим самым близким, к членам семьи. При этом ему не требуется посторонней помощи при еде, хотя могут быть трудности при одевании.
Самое печальное и неприятное для многих, в человеке начинает развиваться жадность, скупость, накопительство, собирание хлама, ненужных вещей, агрессивность, озлобленность, плаксивость.
На начальных стадиях эта болезнь выражается в виде плохого настроения, сварливости, сужения интересов и кругозора. Одним на этом этапе свойственна вялость, апатия, придирчивость. Другие ведут себя агрессивно, злобно.
И сиделка, и ближайший родственник должны учитывать эти особенности. Для сиделки очень важно знать и учитывать при уходе за таким пожилым человеком следующие вещи: во-первых, персоналу нужно и важно знать историю жизни пожилого человека. Сведения о детях, внуках, привычках, кто он был по профессии, чем он занимался в своей прошлой жизни, какие у него были интересы, любимые занятия. Почему это важно? Потому что эта информация может вам помочь отвлечь, например, пожилого человека в ситуации тревоги, агрессии и в каких-то других проявлениях, о которых мы поговорим.
Сиделке очень важно знать, на какой стадии развития болезни находится пожилой человек. Потому что сиделка участвует в занятиях с пожилым человеком, она должна понимать, в чем она может помогать, а что этот пожилой человек может еще пока делать сам.
Она должна понимать, какие нарушения поведения, настроения могут быть на этой стадии. Еще одна важная составляющая в знаниях для сиделки и персонала – это оценка остаточных навыков. Общий принцип ухода заключается в том, чтобы не делать вместо пожилого человека вещи, на которые он способен сам, потому что
основной и главный принцип – максимально сохранить автономию пожилого человека, даже если у него развивается такой страшный диагноз.
Какие стадии существуют в развитии болезни Альцгеймера?
Всего выделяют три стадии.
Первая стадия – начальная, длится она от двух до четырех лет. У пожилого человека становится заметно меньше энергии. При этом мы наблюдаем легкую потерю памяти, наступают депрессивные эпизоды, становится трудно выполнять каждодневные действия, затрудняется коммуникация с другими людьми, нарушается координация.
На начальной стадии, если врач поставил этот диагноз, и вы понимаете, что не просто изменения в поведении происходят, а у человека с деменцией нарушается работа гиппокампа, то есть это тот центр в коре головного мозга, который отвечает за память. То есть начинает уменьшаться объем коры головного мозга. Происходят морфологические изменения, которые требуют особенного подхода с точки зрения вашего ухода и коммуникации с пожилым человеком. Пожилой человек, так как он еще в этот момент на начальной стадии, еще осознает, что с ним происходит. Он не понимает, почему ему говорят, что он, например, какие-то вещи только что слышал и вдруг не может о них вспомнить. Он не понимает, почему он не помнит, принимал ли он лекарства. Он начинает реально пугаться своего состояния, начинается паника, тревога.
Поэтому люди, которые в этот период времени находятся рядом с пожилым человеком, должны в первую очередь использовать успокаивающие жесты, говорить с улыбкой, медленно объяснять пожилому человеку абсолютно всё, что вы делаете. Необходимо планировать действия пожилого человека. Для этого
хорошо работают не только напоминания вслух, но и простые списки действий, когда еще пожилой человек способен воспринимать, например, записи, тексты.
Если пожилой человек начинает утрачивать последовательность в своих действиях, например, он не помнит в какой последовательности нужно умываться, чистить зубы, совершать гигиенические процедуры, то элементарно можно использовать простые картинки, которые могут вывешиваться в санузле и в пределах визуальной видимости пожилого человека.
Очень важно выполнять стимулирующие упражнения: пальчиковая гимнастика, игры на запоминания и общая леченая гимнастика. Все, что активизирует пожилого человека, это все позволяет ему сохранять тонус.
Вторая стадия – умеренная, развивается от двух до шести лет. Пожилой человек начинает забывать недавние события. У него появляются эпизоды дезориентации, он не понимает, где он находится, кто с ним находится, что он здесь делает, что с ним происходит. Он начинает путать давние воспоминания с настоящими, испытывает трудности с туалетом, принятием пищи, одеванием, появляются блуждания. Возможными реакциями становятся беспокойство, апатия, раздражительность, вплоть до сознания потери контроля над собой.
Что важно предпринимать, если вы ухаживаете за пожилым человеком на этой стадии? Во-первых, очень важно структурировать день пожилого человека, потому что он оказывается в мире хаоса, в перевернутом мире.
Он начинает терять цепь последовательности событий. Очень важно соблюдать тот самый режим дня, который позволяет более уверенно и спокойно чувствовать себя пожилому человеку. Он четко знает, что в такое-то время к нему зайдете вы или сиделка, что ему помогут встать, одеться, он примет какие-то гигиенические процедуры, потом он будет обедать. Далее, если он затрудняется в последовательности одевания, к сожалению, на умеренной стадии мы уже сталкиваемся с этим симптомом, когда пожилой человек может взять юбку, одеть ее себе на голову или, например, может взять нижнее белье и начинать одевать это вместо колготок.
Что должен делать человек, ухаживающий за ним? Раскладывать одежду в той последовательности, в которой ее одевают. То есть не выкладывать всю одежду перед пожилым человеком, а в той последовательности, в которой человек ее одевает.
Обязательно нужно хвалить пожилого человека для повышения его самооценки. Всегда приговаривать «хорошо», «замечательно», «какая вы молодец», «как у вас это хорошо получается». Очень помогают вот эти визуальные списки нужных действий. На картинках или на магнитной доске, где вы расписываете, рисуете, прикрепляете эти картинки.
Для того, чтобы поддерживать связь с реальностью пожилого человека, очень хорошо оформлять с ним вместе семейные фотоальбомы. Или брать такой готовый семейный фотоальбом и пытаться с ним разговаривать в зависимости от того, какая фотография срезонирует с тем периодом жизни, который он помнит, об этом с ним разговаривайте, удерживайте его в этом.
Тяжелая стадия болезни – третья стадия, она, к сожалению, завершающая. На этой стадии происходит полный распад личности пожилого человека, утрачиваются все базовые навыки. Он не помнит, как ему есть, не говоря уже о том, как одеваться, умываться, мыться, как ходить в туалет, что в какой последовательности делать. Он может утрачивать речь. А глобальное недержание и недержание мочи, и сфинктеров, кал, нарушение памяти, нарушение настроения, галлюцинации — это всё, что происходит уже на этой завершающей стадии. И она, к сожалению, неизбежна.
Нужно и можно ли что-то предпринимать на этой стадии, когда, казалось бы, полный контакт утрачен? Важно, нужно и можно. Можно сохранять контакт с пожилым человеком, даже используя язык жестов, вашу мимику для такой невербальной коммуникации, тактильный контакт, контакт рук, прикосновения, то с каким лицом, каким тоном, какими интонациями голоса вы говорите, это все влияет на настроение, самочувствие, состояние пожилого человека.
Агрессия – это типичный симптом, который наблюдается у всех, без исключения пожилых людей, с таким диагнозом. Агрессия может быть вербальная, а может быть и физическая.
Даже тогда, когда она проявляется на словах, вы можете быть шокированы и не способны принять её. Но думайте всегда о том, что агрессия вызвана болезнью. Это не характер человека, это не отношение его к вам. Никто не застрахован от таких проявлений, даже если ваша мама или ваш подопечный имеют очень мягкий характер, и для него это ранее никогда не было свойственно.
Какие причины могут вызывать такие приступы агрессии? Она никогда не бывает беспричинной. Причиной может быть боль, которую он испытывает, досада, страх, гнев, непонимание того, о чем его просят, например, принять таблетки или помыться. При этом агрессия обычно не имеет персональной направленности, она не направлена конкретно на вас. Это следствие болезни, это то, что вы должны в первую очередь помнить.
Для того, чтобы определить, насколько это свойственно пожилому человеку, с которым вы взаимодействуете, мы можем с вами провести такой коротенький тест. Если вы ответите «да», на большинство вопросов, то мы можем считать, что это тот симптом, к которому вы должны быть готовы.
1. Раздражают ли вашего пожилого человека те, кто пытаются заботиться о нём? Вы проявляете заботу и внимание, а пожилой человек отталкивает вас, ругает вас за это, изгоняет вас?
2. Проявляет ли ваш пожилой человек упрямство? Требует ли он, чтобы всё было сделано только так, как он хочет?
3. Проявляет ли он какое-либо другое поведение, которое мешает уговорить его сделать то, что от него требуется?
4. Гневно ли кричит пожилой человек или ругается?
5. Хлопает ли он дверями, пинает мебель, швыряет вещи?
6. Пытается ли пожилой человек причинить вред другим людям или ударить их?
7. Проявляет ли он какое-либо другое агрессивное или возбужденное поведение.
Если на большинство этих вопросов вы ответили «да», то вам будет полезно разобрать, как необходимо себя вести и как реагировать на такое поведение для того, чтобы или погасить его, или предупредить такую вспышку, или как минимум обезопасить себя, если, например, это агрессия, переходящая в физические действия.
Правилах поведения с таким пожилым человеком.
Во-первых, никогда нельзя в ответ на такую агрессию проявлять ответную агрессию, сердиться, кричать, обвинять или теряться. Нужно стараться сохранять самообладание, говоря спокойно, с доброжелательным выражением лица.
Используйте успокаивающие жесты, мягкие прикосновения. Важно постараться отвлечь пожилого человека. Вести себя очень просто. Одна просьба или один вопрос за один раз. Давать понять пожилому человеку, что вы пришли для помощи и поддержки. Сохранять спокойствие. Если пожилой человек начинает проявлять физическую агрессию, аккуратно, тихо отступать, если он ведет себя угрожающе.
Очень важно, чтобы не было в комнате режущих, колющих предметов. Если они есть, их нужно убрать. Если вы видите, что ситуация выходит из-под контроля, и пожилой человек начинает кидаться, драться, швыряться, то нужно просто, конечно, покинуть комнату и оставить на какой-то момент пожилого человека одного для того, чтобы он мог успокоиться.
Еще одно проявление этой болезни, которая также может проявляться у пожилых людей – это неуместное сексуальное поведение. Причиной такого поведения может быть дезориентация пожилого человека без какой-либо прямой связи с сексуальностью. Чем может быть вызвано такое поведение? Во-первых, утратой внутренних запретов, принятием одного человека за другого, элементарные потребности в физическом контакте, близости, безопасности, чувство одиночества, тоски. Или телесный контакт при уходе, который тоже может провоцировать такую реакцию, например, гигиеническая процедура или какие-то тактильные прикосновения сиделки.
Таким образом пожилой человек может реагировать на определенные слова, манеру поведения сиделки, на внешний вид. Почему это происходит? Потому что эта болезнь лишает тормозов. Пожилой человек не контролирует свое поведение. Вы можете почувствовать смущение или испытывать трудности в такой ситуации, в то самое время, когда пожилой человек не считает, что его поступки непристойны или неуместны.
Старайтесь отвлекать или перенаправлять внимание пожилого человека. Контролируйте свои движения. Откажитесь от обтягивающей одежды.
Методы общения с пожилыми людьми с такими поведенческими расстройствами.
1. Важно избегать различных отвлекающих факторов, когда вы находитесь в процессе коммуникации (телевидение, радио). Потому что все это сносит волной пожилого человека, когда вы с ним общаетесь.
2. Располагаться лицом к пожилому человеку, устанавливать с ним визуальный контакт, привлекать его внимание, например, осторожно взяв его за руку. Тогда ему будет проще воспринимать то, что вы будете ему говорить.
3. Говорите короткими фразами. Используйте одно сообщение за один раз. Помогайте жестами, так будет легче понимать пожилому человеку, что вы от него хотите.
4. Задавать нужно только закрытые вопросы. То есть это вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет».
5. Не торопите пожилого человека, предоставляйте ему время.
6. Не забывать оставаться расслабленным, улыбаться, говорить спокойно, не повышать голос, вовлекая человека в разговор.
7. Не требуйте от пожилого человека делать то, чего он не хочет. Никогда не заставляйте насильно. Лучше выждите какое-то время, попробуйте повторить попытку позднее, сохраняя терпение, нежели чем вы будете настаивать на чем-то, вызывая агрессию.
8. Оставляйте возможность выбора еды, одежды.
9. Упрощайте его повседневные действия, избегайте нагромождения блюд на подносе или на столе.
Не забывать сохранять приватность при уходе, личной гигиене, закрывайте дверь, окно, чтобы не было посторонних лиц. Когда вы выполняете гигиеническую процедуру, не забывайте проверять температуру воды, воздуха, заранее подготовьте все предметы туалета для пожилого человека. Давайте одно указание за один раз, предупреждайте перед выполнением какого-то действия. Например, сейчас мы будем умывать лицо или сейчас мы будем мыть руки.
Если пожилой человек совершает какие-то одни и те же монотонные действия, например, ходит взад-вперед, дайте ему одежду, которую, он будет монотонно перебирать.
В случае повышенного возбуждения пожилого человека можно отдать послушать музыку. Музыка очень хорошо успокаивает людей с такими проявлениями. Можно полистать журналы или посмотреть альбом с фотографиями.
Проявляйте максимум терпения, доброжелательности, внимания.