Сижу в своём новом кабинете и осматриваюсь. Права была Михайловна: срамота! Обои выцветшие, со следами снятых стендов, над плинтусами висят рваниной, которую раньше заслоняли столы. Деревянный пол убитый, вытертый, сучки торчат. Двойные рамы давно не красились и, похоже, не протирались. Стёкла тоже забыли про тряпку. Гардины — только на мусорку. Надо присмотреться к работе уборщицы, глянуть что там в её должностных обязанностях написано. Может уборщица — любимица Михайловны?
Только подумал, а вот и Михайловна на пороге нарисовалась.
- Господи, ужас-то какой! Что вы сотворили, Анатолий Александрович?
- Всего лишь переехал в другое помещение нашего успешного почтамта. Сижу, думаю о работе нашей уборщицы... Уж не твоя ли она любимица? В твоём кабинете стёкла чистые, гардины беленькие, а тут, как в забое шахты.
- Ну, это вы уж преувеличили. Тут же тесно было, столы плотно по периметру стояли, не давали подойти к окнам. Уберёт она, дам ей встрёпки, только эту срамоту уборкой не изменишь. Надо косметический ремонт сделать, нельзя в таком кабинете директору почтамта сидеть.
- Нет у нас в затратах разрешения на ремонт кабинета, и денег нет.
- Есть у меня в заначке немного денежки, на обои хватит. С полами тоже надо что-то делать, покраской тут не обойтись.
- Да-да, согласен, надо кабинету божеский вид придать. Вид кабинета, конечно, соответствует финансовому положению почтамта, но даже для меня, не избалованному гарнизонными условиями жизни, это - слишком затрапезный вид.
- А я вам говорила! Что уж теперь... Девчата в вашем кабинете дюже радуются простору, пусть они у вас обои и поклеят. Я сама распоряжусь, - заметив, что я собрался возразить, заявила Михайловна.
- Уговорила. Через три дня мне ехать в Ростов на совещание, у тебя есть время подготовить материалы, а в моё отсутствие можете тут похозяйничать. Материалы — на твой вкус. Доверяю, у тебя красивый кабинет.
- Ну и слава Богу, договорились, - порозовела Михайловна и ретировалась.
Вместо неё появилась оператор пункта коллективного доступа в интернет с распечаткой писем из Управления, положила бумаги на стол и скептически осматривала кабинет, пока я расписывал исполнителям почту. Наши кабинеты расположены дверь в дверь через коридор, оба — угловые помещения в два окна. Бойкая девица пришла мне на смену в ПКД, хорошо в компьютере разбирается, но других учить не любит, нервничает, когда операторы просят им помочь на кассах. А вот рейтинг нашего почтамта по услуге ПКД рухнул вниз сразу на второй месяц работы нового оператора. Мне было некогда вникать в это, доля доходов ПКД в почтамте была мизерной, чтобы специально заняться причиной снижения доходов, хотя на совещаниях другие директора у меня уже спрашивали про падение рейтинга. Отшутился действием фактора «роли личности в истории». А как можно понять причину уменьшения доходов? Не сидеть же в кабинете ПКД?
Девушка забрала почту и вышла из кабинета. Не успела она прикрыть за собой дверь, как я услышал: «Чё тебе надо, пацан? Я ж тебе уже сказала: сначала накопи денег на час игры, потом придёшь.» Пацан был скрыт дверью, что-то булькнул нечленораздельное в ответ едва слышно. «Вали, давай! Не мешай работать.» В проёме мелькнул пацанёнок с опущенной головой, уходящий по коридору на выход из почтамта, и дверь моего кабинета закрылась.
Твою же дивизию! Где она нахваталась такого обращения с клиентами? И откуда взяться доходам с таким отношением к обязанностям?
Зову оператора в кабинет.
- Что это было, - сурово спрашиваю девушку.
- Где? - изображает недоумение девушка.
- Почему этот пацанёнок ушёл?
- А-а, - облегчённо выдыхает девушка, - забодала эта шпана, ходит со своими копейками, требует дать ему поиграть. А у него на час игры не хватает…
- Что это за тон разговора с клиентом, если тебе непонятно о чём речь?
- Какой клиент… шпана неумытая.
- Это клиент, который всегда прав. Малолетность вовсе не повод, чтобы по хамски обращаться с клиентурой. Чтобы я больше такого не слышал от тебя. Поняла?
- Поняла.
- Твоя обязанность зарабатывать деньги почтамту, а значит и себе на зарплату. Если ты не в курсе, почтамт на шее у государства не сидит, как потопали, так и полопали. Мне приходится каждый рубль учитывать, чтобы наскрести зарплату персоналу, а ты клиентами разбрасываешься. Почему рейтинг услуги ПКД нашего почтамта упал?
- Какой рейтинг, откуда я знаю… Не идут люди на интернет.
- Ты только что не предоставила услугу клиенту, отказалась от дохода.
- Какой доход? Копейки…
- Короче… Я ценю твои навыки работы на компьютере, но этого недостаточно для этой должности. Первое - вежливость и уважительность, второе — учись продавать услугу. Ты же при капитализме живёшь, развивай навыки менеджмента. Кому же это делать, если не вам, молодым?
- Менеджмент… у нас в деревне… Не смешите меня.
- Делаю первое китайское предупреждение. Если не изменишь своего отношения к работе, нам придётся расстаться. Иди работай.
Вышла с видом незаслуженно обиженной.
Ох, не будет дела с этой профессионалкой, не сработаемся, факт. Где искать замену?
Появился инженер.
- Что это с нашей молодухой стряслось? Зашла к нам в подписку, распечатки писем пошвыряла на столы, гыр-гыр и хлопнула дверью.
- Пытался внушить ей политику партии и правительства в отношении клиентов. Не дошло. Ты опять про покупку материалов пришёл спросить?
- Не-не, я политику партии уже понял. Михайловна послала меня покупать линолеум в ваш кабинет, зашёл узнать ваши пожелания насчёт рисунка или ещё чего.
- Покупай в пределах бюджета, выбирай, как себе домой. Всё.
- Понял. Завтра меня с утра не будет — газовики в ДК собирают на инструктаж перед отопительным сезоном.
- Действуй.
Инженер мне нравится. Исполнительный, вменяемый, в моём ежедневнике «минусы» напротив его фамилии отсутствуют, только «плюсы» - «поручение выполнено». Я уже присмотрелся к аппарату управления почтамта, набрал статистику исполнительности.
Заместителем доволен, в ней сполна того, чего не хватает мне самому: опыта работы в почтовой отрасли, знания людей и местных традиций во всех аспектах жизни организации.
Главный бухгалтер настораживает больше всех: если в моём ежедневнике стоит жирный «минус», то рядом с ним вы обнаружите фамилию главбуха. Я уже забрал у неё все договоры, сделал себе ежемесячные графики выплат, и без сверки с этими графиками не подписываю ни один платёжный документ. Непробиваемая дама. Я с ней неоднократно беседовал, показывал ей свой ежедневник и статистику её неисполнительности. Она — абсолютный чемпион почтамта в этом бесславном деле. Как с гуся вода мои аргументы и взывание к совести. А вот три её бухгалтера работают, как швейцарские ходики. Старая закалка. Главбух успешно справляется с главными потоками денежных средств: ПФР и переводы, поэтому не могу её считать непрофессионалом.
Экономист почтамта. Её спасает только то, что областное Управление присылает болванки расчётов, куда нужно подставить данные почтамта. И тут любимица бывшей начальницы, которая, кстати, до этого работала экономистом, умудряется представить неграмотно записанный, но верный расчёт. Спрашиваю у Михайловны: «Она и раньше так работала?» «Начальница за неё расчёты делала.» Класс! Раздражает меня и то, что в анализах производственной деятельности названия ОПС представлены в просторечной местной форме. Яблоновка вместо Яблоновский, например. Спрашиваю: «Почему названия ОПС не соответствуют официальным?» Удивляется: «А зачем? Все и так понимают о чём речь. И до меня так было.» «А если я в зарплатной ведомости пару букв в твоей фамилии поменяю, как думаешь что будет?» Пожимает плечами. Я, конечно, её дожму со временем, но так мне жаль, что Положение о премиях в почтамте существует, а прибыли на премии не зарабатываем, а то бы лишил разок премии и не надо лишний раз себе портить нервы. Наказать рублём - самый убедительный аргумент.
Есть в почтамте специалист, работу которого никак не пойму. И женщина на этой должности недавно, и я ни бум-бум, сколько не объясняла мне суть своей деятельности, не могу вникнуть. Сидит на рознице, а розницей в почтамте называют продажу газет и журналов. Я уже выяснил по отчётам, что Управление навязывает почтамту такое количество экземпляров, которое по статистике почтамт реализовать не может. Несколько процентов нереализованной продукции ежемесячно разрешают списывать, а остатки назад не берут, товар висит на балансе почтамта и, заметил, потихоньку копится. Мне это не нравится, но мои спецы уверяют, что так и должно быть, мол, в конце концов остатки вернут. Почему это не делается ежемесячно? Почему количество не уменьшают, чтобы возвращать ничего не приходилось? Задал вопросы другим директорам — картина аналогичная. Специалист в Управлении тоже не развеяла мои сомнения, но намекнула, что я ещё не дорос до понимания механизма торговли розницей, опыта маловато.
Не знаю, не знаю… У меня такое ощущение, что в Управлении кто-то мутит свой собственный бизнес за счёт почтамтов. Ладно, поживём, увидим. Успокаивает то, что другие директора помалкивают, хотя по отчётам Управления вижу, что в других почтамтах товарные остатки розницы огромные.
У почтамта и своих договоров с издательствами больше десятка штук, но все договоры с нормальными условиями: реализовали часть продукции — отправили денежки, не идёт товар — вернули остатки. Почему Управление свой хомут с розницей почтамтам навязывает, не понимаю.
Михайловна делит свой кабинет с инструктором по эксплуатации. Молодая, по-деревенски крепкая девица, прекрасно знает своё дело. Правая рука Михайловны и её любимица. Подозреваю, что когда Михайловна уйдёт на пенсию, то инструктор займёт место зама. Я уже пару раз был с инструктором на ревизиях в ОПС, наблюдал за работой, девица меня впечатлила своим профессионализмом. Немногословная, чувствуется, что она уверенна в своих знаниях Почтовых правил, начальники ОПС её побаиваются. Это она периодически рассылает контрольные письма, чтобы проверить нормативы прохождения корреспонденции в ОПС района. Ох уж, эти контрольные письма! Меня удивил тот ажиотаж, который устроила Михайловна, когда в районе был зам начальника областного Управления почтовой связи и посетил пару ОПС. Приезжал меня представлять коллективу. Михайловна обзвонила всех начальников ОПС, расположенных на маршруте движения высокого начальства, мол, девчата, срочно сделайте выемку из почтовых ящиков, а вдруг он контрольных писем по дороге накидал в ваши ящики. Михайловна не успокоилась, пока зам начальника Управления не покинул пределы нашего района. Позвонила опять в Яблоновский: «Люба, Путылин восвояси уехал, проверь на всякий случай почтовые ящики, а вдруг он на обратном пути решил нам подлянку сделать.» Не сделал. А может и сделал, но не в нашем районе, вон сколько районов пересёк, пока до нашего добрался. Впрочем, сомневаюсь, что зама начальника Управления напрягают заданием по пути покидать в почтовые ящики контрольные письма.
А меня инструктор нагружает контрольными письмами, если узнаёт, что я еду по району. Беру. А в ОПС хоть не заходи, сразу настораживаются, а самые простые начальники не преминут спросить: «Признавайтесь, контрольные письма кинули?» Отнекиваюсь, но начальники не верят: «Только что выемку провела, опять идти...» А когда письма не бросаю, то отнекиваюсь вдвойне, пусть бдительности не теряют. Молодец инструктор, держит почтовую сеть района в тонусе. Таких бы специалистов побольше, да где их на почтовую зарплату возьмёшь. Признаться, не совсем понимаю что держит работников на почте: привычка, боязнь нового, безработица, нужда, почтовый патриотизм?.. Ха, а ты, Толя, что делаешь на почте? Не, у меня конкретная причина: больше никуда не приняли.
Инструктор по подписке тоже меня удивляет. Специалист она хороший, работает на почте давным давно, смолоду, как говорит Михайловна. Но муж держит магазин, а она ведёт бухгалтерию. Вполне себе обеспечена, но хочет уйти на пенсию с почты. Привычка? Или в светлое будущее капитализма не верит? Могла бы сосредоточиться на собственном бизнесе, расширять его. Нет таких амбиций. Может быть потому, что рыбалку любит?
Пусть работает и на пенсии, ценный специалист.
Инженер принёс рулон линолеума и положил в моём кабинете. Михайловна готовится к косметическому ремонту директорского кабинета. А мне надо готовиться к подведению итогов за 3 квартал в Управлении. Позиции почтамта в областном рейтинге не изменились, беспокоиться не о чем, но заготовочку на случай вопроса в мой адрес с высокой трибуны иметь при себе надо. Ой, Толя, какая заготовочка, просто скажешь: «Молодой, исправлюсь.» Простенько и со вкусом.
Опять — молодой...