1. Факторы, связанные с дыханием:
1) душевное волнение передает импульс дыханию, в ответ же дыхательные мышцы сдерживают этот импульс и мешают свободному течению дыхания;
2) неправильная осанка (впалая грудь, затрудняющая работу межреберных мышц при дыхании или согнутая спина, которая мешает свободной работе диафрагмы);
3) контроль дыхания со стороны большой мускулатуры, который сводит на нет связь между эмоцией и дыханием.
Возникает напряжение из-за дыхания.
Привычка постоянно сбрасывать напряжение даст вам свободу в пении.
Громкость голоса надо усиливать нужными мышцами. А качество голоса не зависит от его громкости.
Улучшение голоса – это длительный и трудоемкий процесс, который требует постоянной практики и терпения.
Чтобы голос зазвучал сильнее и ярче, нужно усилить качества:
- физические,
- технические,
- душевные.
Подробнее в статье:
2. Факторы, связанные с голосовыми складками:
1)Если дыхание несвободно, ответственность при извлечении звука во многом ложится на тонкие мышцы гортани. Эти мышцы, не предназначенные для подобного процесса, напрягаются и расстраивают свободную игру голосовых складок.
2)Артикуляционные мышцы могут перенапрягаться и зажимать связанные с ними мышцы гортани.
Как хорошо вы знаете устройство своего инструмента, чтобы успешно им пользоваться?
Высота, сила, тембр голоса, резонаторы, гортань.
3. Факторы, связанные с резонаторами:
1) напряжение в гортани блокирует связь голоса между резонатором горла и грудным резонатором, препятствуя звучанию в грудном резонаторе;
2) напряжение корня языка, мягкого нёба, лица мешает свободному использованию носового и головного резонаторов, препятствуя звучанию в среднем и верхнем регистрах.
Самая кропотливая работа по производству самых интересных, необычных и разнообразных звуков происходит именно во рту. Голосовые связки вибрируют и создают звук, который затем проходит через наш рот и существенно изменяется.
Надо правильно скоординировать работу дыхания и резонаторов для красоты и силы звучания голоса.
4. Факторы, связанные с артикуляцией:
1)Когда дыхание несвободно и не может подкрепить звучание, язык пытается компенсировать эту недостаточность и его артикуляционные способности ухудшаются.
2)Привычные психологические зажимы также часто мешают четкой артикуляции губ.
Поэтому у начинающих столько недостатков, о которых подробнее в статье:
Работая над голосом, нужно помнить два основных правила:
а) неясное мышление - существенное препятствие к чистоте артикуляции;
б) подавление эмоций - не менее существенное препятствие к свободе голоса.
5.Факторы, связанные с позвоночником:
1)Если нижняя часть позвоночника слабая ,то не выполняет своих функций и для поддержки тела напрягаются и используются мышцы живота, что не позволяет им откликнуться на нужды дыхания.
2)Когда верхняя часть позвоночника отказывается поддерживать грудную клетку и плечевой пояс, на помощь приходят грудные мышцы, которые из-за этого не могут участвовать в процессе дыхания.
3) Когда шейные позвонки не выровнены, расстраивается весь звуковой канал. Если шейные позвонки расслаблены и не в состоянии держать голову, эту функцию берут на себя мышцы челюсти, языка, гортани, даже губ и бровей.
Первый шаг к освобождению голоса - знакомство со своим позвоночником. Чем лучше вы представляете связь движений тела с работой костей скелета, тем более экономичными будут мышечные затраты.
Наша дорогая шея напряжена у всех! В статье все про напряги в шее и самомассаж.
Напряжение в каких-то мышцах трудно распознать сразу. Необходимым физиологическим навыком вокалиста является умение расслаблять определенные мышцы.
Петь должен весь организм. При пении важно сохранять:
- хорошее ощущение чувства вдоха,
- вдохновения,
- поддержки непрерывной опоры,
- эмоциональности по всему диапазону,
- музыкальности.
Если все проработать, то можно свободно петь даже стоя в казалось бы зажатой позе, как на картинке.