Напряжение во время пения возникает вначале обучения пению в разных группах мышц, которыми мы начинаем работать, потому что они ранее не были задействованы в процессе пения. И к расслаблению этих мышц в процессе голосообразования и звуковедения мы приходим постепенно. Об этом подробно читайте в статье про парадоксы вокала.
Дыхание и напряжение.
В процессе пения постоянно возникает напряжение из-за дыхания Психологически и физически.
Особенно вначале обучения пению.
Причины напряжения из-за дыхания:
- непонимание процесса дыхания в пении умом из-за его парадоксальности,
- неосознавание процесса дыхания ощущениями в теле из-за отсутствия привычки осознавать и управлять дыханием.
Непонимание процесса дыхания в пении умом происходит из-за его парадоксальности. Это надо проработать в уме путем получения знания.
Знания можно получить в многочисленных статьях на канале и проработать на упражнениях. Из последних рекомендую:
Контроль дыхания во время пения. Теория и практика упражнений.
5 способов научиться контролировать дыхание во время пения. Теория и практика.
И, конечно, "Курс вокала для самостоятельных. Как научиться петь?-Бери и делай",где очень много объяснений при постановке голоса для понимания и координации дыхания с артикуляцией, резонаторами, голосовыми связками.
С первым разобрались?
Теперь второе.
Неосознавание процесса дыхания ощущениями в теле из-за отсутствия привычки осознавать и управлять дыханием.
И здесь, пока вы осознаете процесс дыхания, надо наработать привычку постоянно сбрасывать напряжение во время пения, которая даст вам свободу в пении.
В обычной жизни вы можете сбросить напряжение в теле резким шумным выдохом. А как в пении? Там выдох растягивается и чем больше длиться, тем лучше.
На самом деле механизм тот же.
Каждый раз делать незаметный бесшумный резкий микровыдох:
- при паузе
- в конце фразы
- перед высокой нотой.
Надо наработать привычку постоянно сбрасывать напряжение во время пения. Ощутить потребность и необходимость в этом после сильного напряжения. Особенно вначале обучения вы постоянно напряжены. И во время занятий прям специально много раз после каждого упражнения и проработки отрывка песни говорить "сбросить напряг" и ощутить это мгновенное расслабление в уме и мышцах. Эта привычка даст вам свободу в пении.
А как важна свобода в пении вы понимаете? Это вокальная экология.
Никто не может узнать истинное текстурное качество данного голоса до тех пор, пока не будет достигнута функциональная свобода.
Успех в достижении чистого качества тона придет только с освобождением от неправильного напряжения, что и является смыслом свободы голоса».
Неизменной целью обучения является функциональная свобода, а не красота качества звука, как принято считать… никто не может узнать истинное текстурное качество данного голоса до тех пор, пока не будет достигнута функциональная свобода.
С достижением функциональной свободы певец получает возможность выражать то, что он хочет сказать, так, как он хочет, а не так, как ему нужно.
Успех в достижении чистого качества звука придет только с освобождением от неправильного напряжения, что и является смыслом свободы голоса. цитата из статьи про Корнелиуса Рида
В звуке человеческого голоса смешано очень много. Прежде чем зазвучать, голос проходит через сердце, то есть насыщается чувствами сегодняшнего дня, и через мозг, то есть приобретает техническую огранку.
И только потом становится достоянием публики. Голос - это инструмент души, хрупкий и сильный одновременно.
Не стесняться в выражении собственных чувств при пении возможно только, если вы чувствуете себя свободно.
А в начале обучения вы в процессе пения чаще стеснены и скованы по своим ощущениям ,чем свободны. Поэтому надо намеренно сбрасывать напряжение вовремя занятий. Постепенно все отрегулируется и напряжение ослабнет, а потом и вовсе уйдет. Но не надо ждать этого, надо действовать сейчас, чтобы не копить напряжение. А копиться оно быстро и постоянно.
Понимаете, что происходит?
Вы каждый раз занимаетесь вокалом и незаметно для себя напрягаетесь. Это впечатывается в ваш организм и становиться привычным состоянием быть в напряге, когда вы поете. А надо-то прийти к свободе!
Привычка постоянно сбрасывать напряжение даст свободу в пении.
Поэтому во благо себе придите:
- к пониманию процесса дыхания в пении умом, получив знания о его парадоксальности,
- к осознаванию процесса дыхания ощущениями в теле, благодаря привычки осознавать и управлять дыханием через привычку сбрасывать напряжение в уме и в мышцах.
Во время пения мы работаем мышцами, как спортсмен на тренировке. И, как в спорте, мышцам спортсмена нужен микро-отдых во время и во врем тренировки,и после.
Так и певцу нужен микро-отдых во время пения и после.
Это можно решить с помощью резкого незаметного микро-выдоха и на занятиях и на выступлениях.
Как сказала Рыбакина-четвёртая ракетка мира, казахстанская теннисистка, после победы над Магдаленой Френх из Польши: "я не машина, мне нужен отдых!"